• Сб. Июл 27th, 2024

Платформа для защиты

Сен 21, 2023
Woman in supermarket. Girl in a white t-shirt. Woman with orange basket.

За восемь месяцев департамент торговли и защиты прав потребителей по Павлодарской области рассмотрел 615 обращений горожан. Наиболее часто нарушения выявляются в сфере розничной торговли и оказания бытовых услуг.

Жалуются больше

И это радует, говорят в профильном ведомстве, статистика обращений растет. В последние годы павлодарцы всё активнее учатся отстаивать и защищать свои права. И как показывает практика, потребитель скорее прав, чем нет. Наиболее часто права потребителей нарушаются в сфере розничной торговли – 412 фактов, оказания бытовых услуг – 97, по линии ЖКХ – 31, электронной торговли – 33, в других отраслях – 42. Из 615 обращений департамент отстоял интересы 285 человек, 246 обратившимся даны разъяснения, остальные обращения по компетенции перенаправлены в другие государственные органы, отозваны по причине возврата денежных средств потребителям – 27. Профильное ведомство за восемь месяцев провело 58 внеплановых проверок субъектов предпринимательства, на двоих бизнесменов наложили административное взыскание в виде штрафа.

Но менее радостной выглядит ситуация в электронной торговле. Обмануть в сети покупателя легче, особенно если он, не проверив адрес, номер телефона продавца, купил вещь или другой предмет пользования. Большинство горе-предпринимателей создают страницы-однодневки в социальных сетях. Ранее региональный департамент сообщал, что помог вернуть денежные средства нескольким павлодарцам, которые приобрели товар в одном из крупнейших интернет-магазинов Wildberries.

Сегодня система защиты прав потребителей в стране обновляется, вносятся изменения. Напомним, последний пакет поправок принят в прошлом году. Сейчас действует трехступенчатый механизм рассмотрения жалоб потребителей, сформирован перечень правозащитников из числа профессионалов, создана и запущена единая информационная система приема потребительских жалоб.

Чужой пример заразителен

И по традиции рассказываем об успешном кейсе – в этот раз павлодарца, сумевшего с помощью департамента вернуть финансовые средства за бракованный товар.

– Мужчина приобрел холодильник в одном из магазинов города, через неделю эксплуатации он обратил внимание на шум, исходящий от задней стенки морозильного устройства. Ему пришлось обратиться в точку продажи с просьбой обменять покупку или вернуть деньги. Как это обычно у нас бывает, предприниматель отказался от всех обязательств. Правда, до этого отправил холодильник на дополнительную экспертизу. Но акт сервисного центра покупателю не предоставил. На основании обращения мы провели внеплановую проверку субъекта предпринимательства. В итоге бизнесмен вернул 200 тысяч тенге потребителю, – рассказал главный специалист департамента торговли и защиты прав потребителей по Павлодарской области Толеген Кажикенов.

Профильное ведомство напоминает жителям Павлодарского Прииртышья, что по любым возникшим спорным вопросам или за консультацией можно обратиться по телефону «горячей линии» департамента 55-10-70 или через платформу е-tutynushy.kz.

Всемирный день прав потребителей отмечается 15 марта. Именно в этот день президент США Джон Кеннеди ввел «Билль о правах потребителя». Этот документ установил, что потребительская общественность имеет право на защиту, информацию, выбор и, кроме того, имеет право на то, чтобы быть выслушанной. По информации Википедии, элементы защиты прав потребителей впервые встречаются в Законах Хаммурапи (XVIII в. до н.э.).

Своеобразным качественным переломом в потребительском движении можно считать создание юристом Ральфом Нейдером общественного объединения, в уставе которого утверждаются не только экономические, но и политические методы защиты прав потребителей: выдвижение своих кандидатов на выборах, законотворческая работа, пикеты, демонстрации и т.п.

Одна из самых известных независимых консультантов, исследователей и писателей с 25-летним опытом работы в области защиты прав потребителей – Джули Хантер, сотрудничающая с ведущими британскими и международными организациями потребителей, включая Which?, BEUC и Consumers International. Кроме того, она председатель Сети потребителей и общественных интересов (CPIN). Это независимая организация, представляющая интересы потребителей при разработке британских стандартов.

Айдана ЕРТАЙ.

Фото с сайта pexels.com.