• Сб. Апр 20th, 2024

В защиту бизнеса

Фев 22, 2024

В этом году завершился мораторий на проверки микро- и малого бизнеса, действовавший с 2020 года. С его отменой многие предприниматели не на шутку обеспокоились тем, что теперь их начнут проверять по всякому поводу и без него, мешая развитию дела. Развеять страхи, а заодно рассказать, кто вправе проверять их деятельность, на каких основаниях и какие бывают проверки, мы попросили начальника департамента Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры РК по Павлодарской области Мурата Кожамкулова.

Этот департамент координирует регистрацию и учет форм госконтроля, а также надзора. Кроме того, в случаях выявления нарушений он вправе отказывать в регистрации актов о назначении проверок, в том числе субъектов бизнеса.

– Хочу заверить, что поводов для беспокойства быть не должно. Особенно не должны переживать добросовестные предприниматели. Завершение моратория не означает, что все контролирующие органы разом побегут назначать проверки субъектов бизнеса по любым причинам, – начал разговор Мурат Кожамкулов. – В сентябре прошлого года на встрече с бизнес-сообществом Глава государства отметил, что государственные органы не должны видеть в каждом бизнесмене потенциального нарушителя закона, поскольку такой подход порождает репрессивный по своей сути характер администрирования. Сегодня в гос­органах всё больше тех, кто понимает, что вмешательство в бизнес посредством незаконной проверки – это недопустимый и вопиющий факт, чреватый последствиями для проверяющей стороны. Но тем не менее наш департамент не дремлет.

– Скажите, в чём отличие микро- и малого предпринимательства?

– К микропредпринимательству относятся субъекты бизнеса со среднегодовой численностью работников не более 15 человек или чей среднегодовой доход не превышает свыше 30-тысячекратного месячного расчетного показателя. Субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, занимающиеся бизнесом, где среднегодовая численность работников составляет не более ста человек, а среднегодовой доход не выше 300-тысячекратного месячного расчетного показателя. То есть сфера частного предпринимательства – это не только предприниматель с его доходами и прибылью, но также и рабочие места, которые он создает, и оплата налогов. К примеру, несмотря на то, что наш регион является промышленным, в прошлом году только от микро- и малого бизнеса в бюджет государства поступило 74,5 миллиарда тенге. Это колоссальные средства. Поэтому незаконные проверки расцениваются нами как серьезные препятствия для развития бизнеса и роста экономики в целом.

Все проверки строго регламентированы и подлежат регистрации. Существует два вида проверок: первый – это профилактический контроль с учетом оценки степени риска, который проводится строго по заранее утвержденному графику, и вторая – внеплановая, когда бизнес проверяется по каким-либо жалобам и обращениям. Причем прежде чем зарегистрировать ту или иную проверку, мы исследуем достаточность оснований для ее проведения.

– В каких случаях назначается профилактический контроль?

– Профилактический контроль с учетом оценки степени риска назначается по заранее установленному графику, который утверждается два раза в год, до 10 декабря и 10 мая. О проведении такой проверки бизнес в соответствии с требованиями Предпринимательского кодекса уведомляется за месяц до ее начала.

– А внеплановые проверки?

– Они открываются по поручениям органов прокуратуры, письменным ходатайствам госорганов, в том числе на основании поступивших к ним обращений физических и юридических лиц. К примеру, в кафе отравился посетитель. Для регистрации такой проверки заявитель предоставляет жалобу и подтверждающие документы, в данном случае справку об обращении за медицинской помощью. В некоторых случаях орган контроля и надзора обязан известить субъект не менее чем за сутки до начала проверки, указав её предмет. В основном это повторные проверки, письма госорганов без подтверждающих документов и прочее. Очень часто отсутствие такого уведомления является для нас основанием для отказа в её проведении. При этом необходимо отметить, что даже если мы зарегистрировали ту или иную проверку, и тем самым она обрела законный вид, проверяемый субъект всегда оставляет за собой право и может в случае несогласия с её основаниями и результатами обжаловать действия госорганов, включая и наши, в вышестоящих инстанциях либо в суде. В большинстве случаев регистрируются проверки по обращениям необоснованного роста цен на продукты питания. К примеру, покупатели зачастую жалуются на высокие цены в продуктовых магазинах на социально значимые товары. Прикладывают к жалобе фото магазина, ценников на продукт и чек о его покупке.

– И вы регистрируете даже такие проверки?

– Да, мы регистрируем такие внеплановые проверки. Но перед этим заявитель обращается с жалобой в гос­орган, в данном случае в департамент торговли и защиты прав потребителей, прикладывает к своему обращению подтверждающие документы. После специалисты данного ведомства обращаются к нам, и мы при достаточности оснований регистрируем внеплановую проверку.

– В этом году уже регистрировали внеплановые проверки?

– Да, буквально на днях мы зарегистрировали проверку хостелов в Павлодаре. Департамент полиции обратился с письмом к органам ЧС проверить условия проживания людей, соблюдение противопожарной безопасности. Очевидно, что ее решили провести после нашумевшего трагического случая в Алматы, где уже постфактум выявили ряд серьезных нарушений.

– Кто из госорганов чаще всего проверяет бизнес?

– За время действия моратория в Павлодарской области зарегистрировали более 1500 проверок, почти половину из них провели органы госдоходов. На втором и третьем местах у нас земельная инспекция и санврачи. Всего в прошлом году в отношении микро- и малого бизнеса провели 407 внеплановых проверок.

– В каких случаях вы отказываете в регистрации проверки?

– Когда предпринимателя не уведомили о ее начале, либо идет превышение сроков, или нет письменных подтверждений основания назначения внеплановой проверки (запрос, поручение, заявление, жалоба, обращение), копии акта при назначении встречной. Также отказываем в проведении внеплановой проверки за период либо по вопросам, выходящим за рамки промежутка времени или доводов, указанных в документах, послуживших основанием для ее назначения. Весь процесс учета и регистрации проверок оцифрован в информационной системе «Единый реестр субъектов и объектов проверок», которая вкупе с системой «Единый реестр административных правонарушений» на стадии регистрации помогает пресекать и выявлять незаконные проверки.

– А были ли необоснованные проверки?

– Они пресекаются нами на стадии регистрации, и это одна из мер защиты прав предпринимателей. В прошлом году мы пресекли 12 проверок, в том числе по линии госдоходов, санэпидконтроля, ЧС, образования. Еще отмечу, что при отказе в регистрации проверки уже за саму такую попытку, несмотря на то, что мы ее пресекли, нами поднимается вопрос о привлечении к ответственности тех лиц, кто ее инициировал. Вместе с тем на сегодняшний день жалоб от бизнеса, что к ним пришли и проверяют без нашей регистрации, не было. Госорганы знают четкий алгоритм действий. Мы постоянно разъясняем, что за нарушение порядка проведения проверок субъектов частного предпринимательства предусмотрена ответственность по статье 175 Кодекса об административных правонарушениях. Это штраф на должностное лицо в размере 20 месячных расчетных показателей, а в случае повторного нарушения в течение года – 25 месячных расчетных показателей.

– А после проверки вы отслеживаете ее итоги?

– Результаты мы не отслеживаем. После завершения проверки заполняется талон, который вводится в систему Единого реестра субъектов и объектов проверок, в день завершения проверки. Например, проверка была с 1 по 10 февраля. В последний день госорган должен завершить проверку и ознакомить предпринимателя с актом о результатах. Если госорган заполнил несвоевременно, то это уже нарушение, предусмотренное статьей 498 КоАП РК «Несвоевременное представление, сокрытие, приписки и другие искажения данных правовой статистики и специальных учетов», которое влечет штраф на должностных лиц в размере десяти месячных расчетных показателей.

– И как часто происходят такие нарушения?

– За прошлый год мы возбудили четыре административных производства в отношении должностных лиц за несвоевременное предоставление талонов о завершении проверок.

– А сам предприниматель может проверить законность проверки?

– Вся информация публикуется на сайте Комитета по правовой статистике и специальным учетам. Любой субъект бизнеса может войти на портал qamqor.gov.kz, ввести номер акта о назначении проверки и просмотреть данные о предмете проверки, сроках и прочее. Если там нет информации о ней, то данную проверку пресекут как незаконную. Для этого предпринимателю необходимо сообщить мобильной группе по номеру 115. Для предотвращения незаконных проверок бизнеса также работает мобильное приложение Qamqor.

– За время моратория число проверок сократилось намного?

– В нашей области в среднем регистрировались около 3,5 тысячи проверок до введения моратория, в период моратория – более 1,5 тысячи, которые назначались исключительно по основаниям, предусмотренным соответствующим указом Президента. И сейчас снятие запрета не развяжет руки госорганам, а напротив, сосредоточит всех на строгом соблюдении требований для регистрации и проведения проверок.

Анна УРАЛОВА.