• Вт. Сен 10th, 2024

А без поддержки – никуда

Дек 5, 2023

Государственная поддержка фермеров и переработчиков сельхозпродукции стала уже привычной темой при любом обсуждении положения дел в АПК области. Да и страны в целом тоже. И её роль на протяжении многих лет трудно переоценить, хотя менялись и ориентиры, и схемы этой помощи со стороны государства. Но зато сегодня, когда, казалось бы, ещё многое предстоит реформировать в агропроме, сравнивать финансовые возможности и доходы сельхозпредприятий с тем, что они имели, допустим, пять-шесть лет назад, – дело малоперспективное. Действительность слишком явно говорит сама за себя.

Программа программе рознь

Что ни говори, а государственная поддержка сельскохозяйственной отрасли Павлодарской области постепенно увеличивается, и довольно ощутимо. Этого не могут сегодня отрицать даже самые завзятые скептики. Но это не просто какие-то оторванные от жизни решения или механическое дотирование. Есть вполне обдуманный расчёт на перспективу, скорее всего, именно он лежал в основе принятия любой новой долгосрочной программы развития сельского хозяйства в стране, а значит, и в нашей области. А у нас в действии уже вторая пятилетняя программа развития сельскохозяйственной отрасли, подкреплённая финансовыми инструментами.

Мы всё-таки идём вперёд, пусть иногда медленнее, чем хотелось бы, но поставив конкретные ориентиры. Может быть, события действительно развиваются не так быстро, как думали разработчики этих программ первоначально. Но ведь и сельскохозяйственная отрасль настолько специфична и зависима от природных факторов, от общей экономической ситуации в стране и мире, от тарифов и роста цен на материалы, от новых приоритетов власти, наконец, что коррективы приходится вносить иногда даже в «свежие» программы. Что мы и наблюдаем в последнее время, когда по инициативе и по прямому поручению Президента страны сельскохозяйственная отрасль продолжает реформироваться.

Казалось бы, в новой программе до 2026 года всё предусмотрели, хотя вот это как раз невозможно, особенно в сельском хозяйстве. Например, кто мог предсказать жесточайшую засуху этого года в нашей области? Но тут дело, наверное, в другом, сейчас основные надежды работников АПК связываются именно с новой программой развития сельского хозяйства, она, по идее, за пять-шесть лет должна, как полагают её разработчики из Минсельхоза, дать хороший толчок к дальнейшему развитию и, главное, – к резкому повышению производительности труда. Кстати, совсем недавно, в канун Дня работников сельского хозяйства, Президент страны Касым-Жомарт Токаев вновь освежил такие задачи перед агропромом страны. Президент поручил не только увеличить производство продукции сельского хозяйства в два раза за пять лет, но и повысить производительность труда в сельском хозяйстве в два с половиной раза. Для этого, как сказал Глава государства, необходимо провести структурные и институциональные реформы в отрасли, направленные на совершенствование системы государственной поддержки, обеспечение аграриев льготным финансированием и субсидированием, диверсификацию посевных площадей и развитие сельскохозяйственной науки.

Шаг за шагом

Постепенно, но уверенно изменения проводятся в жизнь. Принимаются новые законы, меняются правила поддержки сельчан, прежде всего через новый порядок субсидирования, критерии которого уже работают, а кое-что, как всегда, поменяется с нового года. Приходилось слышать: мол, слишком часто и густо реформируемся, дескать, можно бы было работать и по старым индикаторам и схемам, но они, выведенные из предыдущей программы развития, уже явно себя исчерпали и не дают ожидаемой эффективности, хотя деньги из бюджета съедают исправно. О нововведениях и новых правилах мы частенько устраиваем детальный разбор на нашей странице «Агробизнес», поэтому повторяться нет необходимости. Ясно одно: возможно, для своего времени и были хороши старые подходы и правила, но время идёт, и то, что ещё недавно, на первый взгляд, хорошо работало, становится если и не тормозом, то во всяком случае не оправдывает ожиданий. Вот поэтому сейчас и проводят тщательный анализ того, что и как нужно менять для повышения заинтересованности крестьян в достижении конечного результата. Тем более что темпы роста сегодня требуются уже другие, если исходить из задач, поставленных Президентом.

Foto Valeriy BUGAYEV

Вот, к примеру, ещё два года назад по программе развития сельскохозяйственной отрасли региона выделялось из областного и республиканского бюджетов 32,9 миллиарда тенге. Эти средства шли в значительной степени уже под обновлённые задачи, хотя механизм их выделения, освоения и предназначения менялся и в прошлом году, и нынче. А в этом году выделено из бюджетов всех уровней 44,8 миллиарда. Гораздо больше, при этом общая направленность чаще остаётся прежней. Деньги дают под разные направления, а приоритеты определяются на уровне области, с учётом основных целей программы развития АПК.

Есть и более долгосрочная концепция, о которой мы говорили недавно. Тем не менее напомним, что теперь политика в агропромышленном комплексе проводится в рамках именно этой Концепции развития агропромышленного комплекса до 2030 года. Среди основных задач документа – повышение производительности труда в отрасли в два раза, увеличение экспорта сельхозпродукции в три раза. Отмечается, что обеспеченность по всем продтоварам должна оказаться на уровне не менее 90 процентов. Планируется нарастить суммы инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в среднем в два с половиной раза. Если немного конкретизировать, то, согласно концепции, будут приняты меры по повышению урожайности пшеницы за счёт субсидирования покупки семян и модернизации семеноводческих хозяйств. Площадь орошаемых земель увеличится в нашей области в разы, а уровень внесения минеральных удобрений надо довести до 40 процентов. При этом предстоит достичь семипроцентного обновления техники ежегодно благодаря льготному лизингу и другим мерам господдержки.

В животноводстве упор будет сделан на внедрение современных методов селекции, стимулирование кормопроизводства, развитие инфраструктуры пастбищ и увеличение поголовья сельхозживотных в целом. Разумеется, до 2030 года во всех отраслях сельского хозяйства намечена реализация крупных инвестиционных проектов, что значительно повысит экспортный потенциал области. И всё это лишь основные извлечения из концепции.

Деньги – на рост

Итак, 44,8 миллиарда тенге на развитие. Деньги хорошие, освоены они больше чем на 95 процентов, то есть в дело уже пошло 42 миллиарда 639,9 миллиона. Но даже эта сумма – лишь часть того, что реально вливается в отрасль. Речь идёт о том, что размер инвестиций в основной капитал сельхозпредприятий за 10 месяцев этого года достиг 111,9 миллиарда тенге. При этом ещё по итогам трёх кварталов этого года область заняла второе место в стране по привлечению инвестиций в АПК. На Павлодарщине при темпах роста в 1,2 раза инвестиции достигли высокого показателя в 98 миллиардов тенге. До конца года прогнозируется увеличение притока инвестиций до 135 миллиардов тенге. И итоги 10 месяцев говорят, что цель вполне достижима. В структуре инвестиций есть собственные средства фермеров и ТОО, это большая их часть – три четверти, то есть 73,9 миллиарда тенге. Из местного бюджета инвестировано лишь 205,6 миллиона тенге, или 0,2 процента, кредиты банков исчисляются 842,4 миллиона, это 0,9 процента, а так называемые другие заёмные средства – 23,4 миллиарда тенге, или 23,8 процента. Как видим, в инвестиции села сегодня вкладывается не столько государство, сколько сами крестьяне. Это к досужим разговорам горе-экономистов о том, что агропром-де сидит чуть ли не на шее у государства.

Хотя надо отметить непреложный факт: в увеличении притока инвестиций большую роль сыграли программы субсидирования ставок вознаграждения по кредитам, инвестиционное субсидирование. В нынешнем году на реализацию таких программ направлено 16 миллиардов тенге, что позволило с начала года субсидировать порядка двух с половиной тысяч разных бизнес-идей и проектов в АПК области. А если о проектах покрупнее, то только в этом году запланирован ввод 30 проектов, общая их стоимость – 19,5 миллиарда тенге.

Эффект уже виден

Он вроде бы действительно ощущается – по имеющимся данным, аграрный сектор Павлодарского Прииртышья произвёл за десять прошедших месяцев сельскохозяйственной продукции на 375,7 миллиарда тенге, и пусть из-за засухи это несколько меньше прошлогоднего, в целом, если говорить о животноводстве, заметно растём, причём сразу на восемь процентов по сравнению с прошлым годом. Прирост идёт хоть и в денежном выражении, но всё-таки это реальная продукция полей и ферм.

Вот почему, говоря о новых подходах и сравнивая их со старыми схемами, можно видеть и конечный результат – идёт рост, увеличивается поддержка реального производства. А раз так, то получается, что деньги, в принципе, работают. За год, с учётом урожая, можно будет рассчитывать на выручку больше 400 миллиардов тенге от произведённой крестьянами продукции. Это минимальный прогноз, с учётом оставшегося времени. Хотя, наверное, не всех устраивают такие темпы, а главное – соотношение темпов развития отраслей. Ну, с растениеводством понятно – засуха, а вот по животноводству, на мой взгляд, темпы роста вполне соответствуют задачам. Тем более здесь есть немало возможностей и перспектив.

Есть расчёт и на ожидаемые реформы. Ведь фермеры знают, что правила игры теперь будут меняться в соответствии с поручениями Президента страны. Точнее, что-то уже изменили, а другое будут менять с начала года, да и позже, вероятно, тоже произойдут перемены – жизнь не стоит на месте. Понятно, что и в этих условиях руководство области, раз уж поддержка рас­тёт, вправе рассчитывать на встречное движение со стороны крестьян и переработчиков их продукции. А оно может удовлетворить в том случае, если выделяемые средства станут использоваться более эффективно. Это касается и инвестиционных вложений, средств, выделяемых каждый год банковским сектором. Причём через разные финансовые организации, но на схожих условиях, довольно льготных по нынешним временам.

Всем сегодня понятно: средства из предлагаемых источников должны идти именно на развитие АПК, а не на поддержку штанов некоторых хозяев из менее удачливых. И тут нельзя не отметить, что больше всего сейчас уделяется внимания, как-то уже привычно, возможностям субсидирования продукции, воды для полива, процентных ставок по льготным кредитам, семян и удобрений, ядохимикатов, на завоз скота, покупку техники и оборудования. Остаётся и известный крестьянам другой инструмент поддержки – возмещение части расходов, понесённых ими на инвестиции в свои проекты. Даются средства и на субсидирование ставок вознаграждения. Ну и ещё бюджетные кредиты по разным программам с целью содействия развитию предпринимательства на селе.

Инструменты вроде бы знакомые, но с введением новых правил они должны бы за­играть по-иному. В самом деле, если уж деньги и вправду выделяются довольно солидные, то надо ожидать достойной отдачи от этих вложений. Вот почему изменённые механизмы субсидирования, во-первых, должны стать прозрачней, во-вторых, должны быть ориентированы на конечную продукцию. И это, судя по шагам Минсельхоза, уже делается. В принципе, и раньше старались этого достигать с переменным успехом.

Но индикаторы новой программы развития АПК предусматривают большие темпы прироста. Потому что рост показателей в денежном выражении – это, конечно, прекрасно, это всё-таки счета и кассы хозяйств, по большому счёту – их финансовое благополучие. Но государство должно быть заинтересовано в другом – в реальном росте, так сказать, в натуральных цифрах, а вот с этим пока сложнее. Вот почему возникает резонный вопрос: действительно ли существующая государственная поддержка животноводческой отрасли, да и растениеводческой тоже, и вправду ориентирована только на повышение заинтересованности крестьянских хозяйств? Или пора всё-таки думать о других механизмах стимулирования повышения эффективности производства? Такие слова по нынешнему году несколько некорректно говорить в отношении растениеводства, но и в деле поощрения развития животноводства можно поискать дополнительные рычаги, в том числе направленные на поддержку личных подсобных хозяйств.

Инвестиционная программа региона нынче, как мы уже заметили, стала побогаче, чем год назад. И в целом трудно не заметить, что запланированные инвестиционные проекты выполняются, в принципе, по графику, исключение – проекты «Казводхоза» по орошению. Но ведь видно, что крестьяне и свои, и заёмные средства на инвестиции стараются направлять на потенциально перспективные в смысле эффективности вложений производства. И кредиты работают, создаются новые рабочие места, сотни мест на селе. А это тоже одна из главных задач.

Владимир ГЕГЕР.

Фото из архива Валерия БУГАЕВА.