• Пн. Май 27th, 2024

Необычный взгляд на обычные вещи

Май 2, 2024

В областной библиотеке имени С. Торайгырова состоялась презентация фотоальбома Татьяны Алексенко. По-настоящему душевная и тёплая получилась встреча.

Творчество Татьяны не в первый раз собирает любителей искусства в библиотеке. Но обычно это происходит в галерее «Айна» на открытии фотовыставок. А в этот день Татьяна Алексенко представила замечательный и по исполнению, и по наполнению фотоальбом «Vertical». Интересно, что фотовыставка под этим названием экспонировалась в «Айне» в 2019 году, потом шла в других странах, а вот фотокнига вышла небольшим тиражом 200 экземпляров на казахском, русском, английском и итальянском языках только сейчас. Просто Татьяне захотелось как-то зафиксировать эту тему, потому что выставка – это проходящее, временное, привязанное к месту, а книгу можно показать в любой момент и хоть где, рассказать, сохранить таким образом проект. И тогда, и сейчас «героями» его стали люстры и светильники, запечатленные фронтально.

– Они образуют с фотографирующим вертикаль, – рассказывает Татьяна Алексенко. – Зритель впоследствии подключается и становится частью этой геометрии. Фотографии вызывают разные эмоции. У каждой люстры свой язык, своя атмосфера, настроение, характер. Иногда люстра сама по себе ничего не транслирует, только вместе с интерьером. Поэтому в композицию включаются потолочные фрески, балки, другие прилегающие элементы декора. Каждая фотография имеет двойной эффект: эффект автора и эффект создателей элемента, его местонахождения и выполняемой функции. Осветительные приборы – предмет интерьера самых разнообразных локаций. Поэтому обширна как география снимков (Италия, Словения, Бразилия, Казахстан, Грузия, Швейцария, Россия, Финляндия и другие страны), так и строения (мечеть, монастырь, театр, метрополитен, рынок, концлагерь и многое другое). Представлен на фото и Павлодар – люстрой в мечети Машхура Жусупа.

Татьяна Алексенко – фотограф, журналист, переводчик, исследователь. Она рассказывает, что интерес к фотографии начался в детстве благодаря отцу, у которого были фотоаппарат и домашняя мини-студия с оборудованием для проявки фотографий. В студенчестве во время обучения по специальности переводческое дело она увлеклась фотоискусством серьезно. А по-другому и быть не могло, у нее хорошо развито образное мышление и такой тип восприятия, что она не могла не обратиться к чему-то визуальному. Она наслаждается фотографированием, это всегда интересно и всегда ново.

С 2002 года ее работы публикуются в прессе, а в 2006 состоялась первая официальная выставка в музее одного из предприятий корпорации Eurasian Natural Resources Corporation. Чтобы добиться всего того, что удалось сделать на сегодня, она очень много училась: в Италии, России, Казахстане, заканчивала различные курсы, в том числе по киноискусству, брала мастер-классы у очень известных фотографов с мировыми именами. Обучение дало не только основы визуального искусства, живописи, фотографии, но и научило понимать современное искусство. Общение тоже всегда чему-то учит: у Татьяны много друзей – фотографов, художников, актёров, скульпторов, с которыми она общается, и это тоже не может не влиять на неё. Получается, она учится постоянно, никогда не остановится, потому что все время встречает новых людей.

Почему люстры? Татьяна рассказывает, что однажды поехала с одним знакомым фотографом в Суздаль, и они зашли в Суздальский кремль. И вот она подняла голову и увидела очень красивую люстру. Сфотографировала её, и получился очень динамичный, глубокий снимок. С этого всё и началось. Она поняла, что это интересно, потому что в любой стране, в любом городе есть свои особенные места с особенным освещением.

– Со стороны может показаться, что очень просто фотографировать люстру: поднял вверх фотоаппарат, щелкнул – и готово. Нет, на самом деле в основном люстры висят не прямо, есть земное притяжение, есть просто неровный светильник или смещенный относительно середины, – объясняет Татьяна. – И на самом деле таких большинство, они несимметричные, какие-то некруглые, и найти идеальный очень сложно. Есть люстры очень большие, которые висят низко, приходится просто размещать фотоаппарат под ними на полу. Бывает и так, что где-то охрана не разрешает снимать. Но самое обидное, когда сфотографируешь классно, поймаешь геометрию, ритм, цвет, приезжаешь домой, смотришь на компьютере, а там либо фокусировка сдвинулась куда-то, либо не поймала центр. И, к сожалению, не всегда возможно вернуться в какие-то места.

В плане материала для творчества для неё привлекательна Грузия, там сейчас много современных отелей, дворцы Петербурга – особые места, ну и, конечно, Италия. В принципе, в каждой стране есть что-то интересное, и почти в каждую ей хочется вернуться.

«Фотографический проект Татьяны Алексенко наглядно иллюстрирует язык предметных форм, который отличается от вербального, – пишет в аннотации к альбому московский искусствовед С. Чуркин, член творческого Союза художников России. – Он более сложен, поскольку включает в себя больше аспектов: структурные, ритмические, цветовые. В итоге они звучат не последовательно, как в речи, а одновременно и в самых разных соотношениях, создавая бесчисленные многоплановые образы. Они мобильны и субъективны. У наблюдателя возникают индивидуальные ассоциации и самые разнообразные впечатления… Благодаря креативному поиску и подбору композиций Татьяне удалось добиться особенного впечатления и оригинальной подачи фотоматериала».

Кстати, альбом специально устроен так, что подписи на четырех языках подсказывают, как нужно смотреть на фотографию – вертикально или горизонтально. Рассматриванием люстр Татьяна заразила, кажется, не только своих друзей, но и присутствовавших на презентации: многие говорили, что тоже теперь станут обращать внимание на то, чем украшены потолки в интересных зданиях.

У Татьяны есть и другие фотожурналистские проекты – «Политики из папье-маше», «Партизанские тропы», «Дорогами воспоминаний», «Будем помнить», «Дороги вокруг нас» и другие. На вопрос о самом любимом ответила так:

– Мне интересно всё, что я делаю. Например, в 2016 году представляла проект «Партизанские тропы». Искала монументы, места захоронений или памятные места, связанные с солдатами Второй мировой войны, которые бежали из концлагерей в Югославию, организовывали там так называемый русский батальон, хотя там были люди разных национальностей из Советского Союза. Ездила по этим местам, буквально прошла по всем этим тропам, радовалась, когда что-то удавалось найти. Это было очень интересно, потому что в качестве туриста в такие места не попадёшь. Я перелопатила в прямом смысле слова не только много литературы, но и много лесов. От этого проекта осталось очень хорошее впечатление, потому что тема благодатная, а Словения – красивая страна, в которой много интересных людей.

Своими творческими планами Татьяна Алексенко делиться не стала. Но, судя по всему, мы еще не раз услышим её имя в связи с каким-нибудь интересным событием в мире фотографии, кино или журналистики. Будем ждать!

Татьяна САРТАКОВА.

Фото Татьяны АЛЕКСЕНКО.