• Вт. Май 21st, 2024

Утерянный Бибин

Май 10, 2024

Картины павлодарца Александра Бибина вошли в историю казахстанской живописи, они высоко ценятся и за рубежом, а вот его художественное наследие, оставленное Павлодару в виде барельефов, скульптур и витражей, тихо и планомерно уничтожается. Этой весной Бибину исполнилось бы 85 лет. Вспомним о том, что он сделал для города.

К 85-летию Александра Бибина в областном художественном музее искусствовед, хранитель фондов Елена Дубовая прочла часовую лекцию, посвящённую его творчеству. Как живописец Бибин хорошо знаком современным павлодарским ценителям искусства. Манера его письма уникальна и легко узнаваема. Александр Иванович не относил себя к авангардистам и сюрреалистам, он говорил, что рисует в своём собственном стиле.

И это правда – полотна Бибина уникальны. Одни – гимн торжеству жизни, другие я бы назвал эстетикой некрасивого. Удивительно, но герои картин с деформированными фигурами, лицами, руками не выглядят отталкивающе. Автору удалось передать их характер и эмоции – доброту, нежность, а где-то и лукавство. Люди, животные, овощи, облака, капли росы прописаны объёмно и реалистично. Они словно излучают тёплый предзакатный свет.

Сюжеты картин Бибина наполнены тайными смыслами и загадками, порой относящимися к библейским историям. Его живопись не вписывалась в советские стандарты реализма. С 60-х годов его обвиняли в формализме (когда художественная ценность произведения искусства всецело зависит от его формы – цвета, линий, текстуры), запрещали авторские выставки. Большую часть жизни Бибин рисовал в стол. Себе он не изменил.

В 1983 году Александра Ивановича по надуманному обвинению приговорили к нескольким годам заключения. В 1989 году его полностью реабилитировали, вернули мастерскую и восстановили в Союзе художников СССР. В то же время многие его работы продолжали находиться под запретом. Широкий интерес к творчеству Бибина появился только после развала Союза.

Первая его выставка прошла в 1994 году в Омске, а потом в Павлодарском художественном музее. Широкой российской аудитории Бибина открыл поэт Евгений Евтушенко. В 1997 году во время визита в Павлодар он познакомился с художником, стал его другом и поклонником творчества. Бибин написал портрет Евтушенко, а поэт посвятил ему стихи:

Кто несгибаем в жизни,

кто изгибен,

Границы – змеям

гибкостью родня.

А в Павлодаре есть

художник Бибин,

Он иностранец, что ли,

для меня?

Как ты, русак с

тибетскою бородочкой,

Сидел в тюрьме, да вдруг

не дружишь

С водочкой?

Ты азиат, но ученик Рабле.

В 1999 году в Павлодарском художественном музее прошла большая юбилейная выставка Александра Ивановича. В 2002-м Евтушенко организовал Бибину персональную выставку в Московском музее современного искусства, тогда москвичи увидели 75 картин. В 2021 году выставка работ Бибина «Мгновения жизни» прошла в Музее-галерее Е. Евтушенко, уже после смерти друзей – Бибин ушёл из жизни в 2009-м, а Евтушенко в 2017-м году.

Александр Бибин родился 25 апреля 1939 года в селе Береговое Железинского района Павлодарской области. Окончив Алма-Атинское художественное училище

им. Н. Гоголя, с 1965 года работал в Павлодаре, создавал произведения монументального и декоративно-прикладного искусства, витражи, занимался живописью и графикой. Его мастерская располагалась в мансарде пятиэтажки по ул. Торайгырова.

На лекции в художественном музее искусствовед Елена Дубовая рассказала о наиболее крупных работах Александра Бибина. Многие, увы, безвозвратно утеряны. Хотя правильно было бы сказать – уничтожены. Потому что это сделала не стихия, а конкретные люди.

– В искусство Александр Иванович пришёл как витражист, – рассказывает Елена Викторовна. – В Павлодар приехали Станислав Медведев и Геннадий Слюсарев, к ним присоединились Иван Курбатов и Виктор Поликарпов, так началась мощная дружба монументалистов. Были госзаказы, когда нужно было сделать что-нибудь красивое для города. Бибинский витраж остался в ДК имени Естая, театре имени Аймаутова, в плавательном бассейне города Аксу и гостинице «Сарыарка».

Самый большой витраж – триптих «Разбуженная степь» – с 1979 года украшает фойе ДК им. Естая. Работа над ним шла три года. Это стеклянная стена высотой с трёхэтажку и весом в 12 тонн. Более сотни квадратов из литого стекла изготовлены павлодарскими художниками на заводе в Белоруссии. Из воспоминаний Станислава Медведева: «Мы приехали на Неман. Завод разрешил сделать первый заказ. Зажатые временем и условиями, я, Бибин и Слюсарев за ночь придумали новую технологию изготовления формы и на следующий день опробовали её. Нарубили тонкую жесть в полосу нужной высоты, определяющей толщину отлитого стекла. Жесть гнули плоскогубцами и руками. По шаблонам нужно было изготовить сотню форм. Несмотря на то, что нас было трое, мы справились с этим. После первого дня отливки стекла при температуре свыше 1000 градусов мы подарили местной аптеке прибыльный день, раскупив всё, что можно, от ожогов».

Так павлодарские художники создали новую технологию отливки стекла, которую применили и на других витражных работах. Они придумали, как проще сделать фактурное, рельефное стекло – рисунок выполнялся металлическим прутом или заострённой мокрой рейкой. Рационализировали и монтаж витражей. Обычно их детали скрепляются свинцом. Павлодарцы их сделали в бетонной кладке, что быстрее, проще и менее затратно.

– Когда мы заходим в ДК, часто не обращаем внимания – то там какая-то тряпка чёрная висит, то там темно. Но это не то, что Сент-Шапель во Франции, – это в тысячу раз красивее и интереснее, – считает Елена Дубовая. – Бибин – это эпоха Возрождения. Он нашёл и в монументальном искусстве эти возрожденческие мотивы. И хвала тому, кто сделал в ДК зеркальный пол, потому что он тоже работает на витраж.

Изначально никаких построек за ДК им. Естая не предполагалось, и витраж сиял, освещаемый заходящим солнцем, радуя зрителей, приходящих на вечерние концерты. Сейчас этот эффект утерян. Но его можно возродить, сделав подсветку с улицы. Дай бог мудрости нашим властям, чтобы они этот витраж не уничтожили. Не нужно уподобляться тем, кто раньше рушил храмы и мечети, уничтожал идеологически чуждые произведения искусства.

При реконструкции гостиницы «Иртыш» исчезла витражная картина «Луга Иртыша», украшавшая холл. От неё не осталось даже фотографий. Та же участь постигла и оформление магазинов «Сюрприз» и «Берёзка». С Дома союзов убрали чеканные скульптуры рабочего, животновода и хлебороба.

В 2021 году с бывшего ЗАГСа на углу Сатпаева – Торайгырова исчез барельеф, созданный Бибиным в 1973 году, – новый собственник решил расширить здание. Но главной потерей бибинского наследия, я считаю, стал снос фонтана и украшавшего его барельефа возле музыкального колледжа. Скульптура Музы, ранее располагавшаяся в фонтане под сенью деревьев, теперь стоит в сторонке. Красивейшее, зелёное место отдыха с уникальным микроклиматом превращено в стандартный бассейн с лавочками на солнцепёке.

Отмечу, что ранее в угаре борьбы с формализмом, царившей в СССР, со стен фойе музыкального колледжа содрали декоративную роспись, сделанную Александром Бибиным. Сменилась эпоха. Наступаем на те же грабли?

Фёдор КОВАЛЁВ.

Фото из открытых источников.