В Павлодарской области второй год подряд сокращается количество выделяемых квот на ЭКО. И, к сожалению, не потому, что бесплодных пар в регионе становится меньше, а из-за не самой хорошей демографической ситуации, когда уменьшается и количество населения в целом, и рождаемость.
В 2021 году, когда в Казахстане стартовала программа «Аңсаған сәби», предусматривающая экстракорпоральное оплодотворение в рамках ОСМС, на Павлодарскую область было выделено 290 соответствующих квот. Спустя год их стало 281. В этом же году и вовсе 269. Из семи тысяч по республике. Если распределить это количество поровну между всеми 17 областями республики, то выходит примерно по 411 квот на каждый регион. Однако в местном управлении здравоохранения вовсе не считают, что Павлодарскую область обделили.
– Квоты на ЭКО распределяются в зависимости от количества в процентном соотношении женщин репродуктивного возраста, проживающих на территории региона. В Павлодарской области снижается рождаемость, уменьшается население, и как раз среди граждан репродуктивного возраста. Поэтому-то и идет снижение выделяемых квот на экстракорпоральное оплодотворение, – поясняет руководитель отдела охраны здоровья матери и ребенка Павлодарского управления здравоохранения Гюльнара Жармакина.
И тем не менее даже 269 квот в облздраве считают для региона вполне нормальным количеством для того, чтобы снизить статистику по бесплодию.
Кстати, о статистике. На диспансерном учете по бесплодию в области состоят 2500 супружеских пар. И это только официально. На самом деле, по мнению специалистов, проблема актуальна для гораздо большего числа павлодарцев. Но некоторые могут стесняться вставать с этим на диспансерный учет, предпочитая лечиться в частных клиниках или с помощью средств народной медицины. Кто-то, может, не верит в квалификацию врачей из поликлиник. Между тем при географическом распределении квот в Министерстве здравоохранения опираются на официальную статистику числа пациентов, состоящих на диспансерном учете по бесплодию. И это тоже одна из причин уменьшения выделяемых на область квот.
Медики отмечают интересную деталь: раньше диагноз бесплодие выставлялся больше женщинам, чем мужчинам. Сегодня – наоборот! 54 процента из тех супружеских пар, которые состоят на учете с таким диагнозом, не могут иметь детей именно по причине мужского бесплодия. Соответственно, женское в этой структуре занимает 46 процентов, как первичное, так и вторичное. Однозначно сказать, что именно этому способствует, вряд ли возможно. Скорей всего, здесь взаимосвязаны сразу несколько факторов – от стрессов и неправильного образа жизни до нездорового инфекционного фона и экологии. Хотя всё то же самое можно отнести и к женщинам.
В общем, мораль сего повествования такова: хочешь иметь больше шансов на получение бесплатной квоты на ЭКО, чтобы познать радость материнства или отцовства, никаких частных клиник и народных целителей! Только официальное обращение в поликлинику по месту жительства. Хотя, с другой стороны, и «конкуренция» возрастает…
– Кому в очереди на ЭКО отдают приоритет?
– Ответ, наверное, очевиден. В первую очередь комиссия рассматривает супружеские пары, у которых вообще нет детей. Хотя участниками программы «Аңсаған сәби» могут стать и те, у кого уже есть один ребенок, а вот со вторым или третьим ну никак не получается.
– Есть ли ограничения по возрасту женщин?
– Еще до прошлого года были. Когда программа стартовала, в нее брали лишь женщин с 18 до 43 лет. Но в этом году условия участия в программе по экстракорпоральному оплодотворению изменили, расширив возрастной ценз. Теперь воспользоваться услугой ЭКО в рамках ОСМС женщина может вплоть до 49 лет.
– Могут ли пациенту, состоящему на учете по бесплодию, отказать в бесплатном проведении процедуры по ЭКО?
– Могут, если выяснится, что претендент на ЭКО страдает или страдал в прошлом наркотической зависимостью, психическими заболеваниями. Онкология и артериальная гипертензия у женщин также являются теми факторами, при наличии которых человека не допустят к ЭКО. При последнем медики просто не могут взять на себя риск по безопасному ведению беременности, в случае если ЭКО окажется эффективным. У мужчин противопоказание к ЭКО – абсолютное бесплодие, когда вообще нет собственных сперматозоидов. Еще одно обязательное условие для участия в программе по экстракорпоральному оплодотворению – это официально зарегистрированный брак. Хотя в этом году и здесь для потенциальных участников сделали поблажку. Теперь войти в программу могут и гражданские супруги, но с одной оговоркой: глава семьи должен написать нотариально заверенное заявление о том, что он несет полную ответственность – и материальную, и моральную за воспитание будущего ребенка в случае успешного завершения ЭКО.
…Таковы самые часто задаваемые вопросы, касающиеся условий участия в программе ЭКО в рамках ОСМС. Ее эффективность в Казахстане примерно такая же, как и в европейских странах – от 35 до 42 процентов. Стопроцентной гарантии забеременеть после ЭКО не существует в природе.
– Но в любом случае не нужно терять надежду. Бывает, что положительный результат наступает и со второй, и с третьей попытки. А бывает, что женщины, проходя обследование по программе ЭКО, беременеют сами. У нас есть две такие пары! – резюмирует Гюльнара Жармакина.
Освоить квоты, выделенные на этот год, павлодарцы обещают уже в середине ноября. К слову, в очереди на проведение экстракорпорального оплодотворения в регионе состоят сегодня 900 супружеских пар. Не такое большое количество, чтобы ожидание растянулось на многие годы.
И еще совет от Гюльнары Жармакиной: не ждать по 10-15 лет чуда. Если пара не может зачать ребенка в течение трех лет – повод не просто задуматься, а бить во все колокола. Шансы выносить и родить здорового ребенка у женщин снижаются с каждым прожитым годом. От этой статистики, увы, никуда не деться…
Ирина ВОЛКОВА.
Фото с сайта family-journal.ru.