• Пт. Июн 14th, 2024

Как ляжет дорожная карта

Дек 21, 2023

Качественный ремонт дорог стал одной из основных тем для обсуждения на состоявшемся недавно заседании постоянной комиссии по вопросам строительства, промышленности и жилищно-коммунального хозяйства областного маслихата. Депутаты коснулись нескольких наболевших проблем в этой сфере и рассмотрели ряд других вопросов.

Почти все дороги нормативные?

О качестве ремонта и строительства работ рассказал в своём докладе руководитель областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог области Канат Кашкиров. В нынешнем году реализовано 144 проекта по реконструкции и ремонту дорог местного значения и улиц населённых пунктов протяжённостью 722 километра на общую сумму 27 миллиардов тенге. Три проекта стоимостью 2,3 миллиарда были профинансированы из республиканского бюджета – отремонтировано 23 километра дорог. 56 проектов оплачены из областного бюджета – на 325,5 километра дорог местного значения и улиц в населённых пунктах потрачено 14 миллиардов. По проекту «Ауыл – ел бесігі» реализовано 44 проекта – всё это улицы в сёлах общей протяжённостью 93 километра, на что ушло 2,7 миллиарда казённых денег. Ещё 41 проект по среднему ремонту дорог районного значения был оплачен из средств городских и районных бюджетов – на ремонт более 220 километров потратили восемь миллиардов тенге. Получилось, что из 722 километров отремонтированных дорог 89 – дороги областного значения, 257 – районного и 376 километров – улицы населённых пунктов. В этот перечень входят и подъездные дороги к 22 населенным пунктам, их общая длина составила более 89 километров. В прошлом году отремонтировали 17 километров подъездных дорог, ведущих к 17 сёлам.

Шесть проектов ещё не завершены, они переходят на будущий год. В этом списке реконструкция дорог в 14 и 15 микрорайонах Аксу с устройством пешеходных тротуаров и велодорожек; средний ремонт дороги районного значения Акку – Казы – Майкарагай (участок в 7,5 километра); средний ремонт дороги в том же районе направлением Чёрное – Казы – Баймолды (7,5 км); реконструкция подъездной дороги к селу Амангельды Иртышского района; капитальный ремонт дороги Акшиман – Лекер (два километра) и подъездной путь к зимнику «Актас» (13,5 км) в Майском районе. Канат Кашкиров отметил, что всё намеченное на нынешний год выполнено на сто процентов. На все отремонтированные участки подрядчики дали гарантию, однако кое-где были обнаружены дефекты, которые устранять будет исполнитель ремонта. По двум проектам идут судебные разбирательства. Один из них выполнялся в Баянаульском районе, подрядчик – ТОО «Дорстрой-материал ХХI», другой – в Павлодарском районе, подрядчик – ТОО «TAVANI». Руководитель управления отметил, что ведётся строгий контроль, включающий четыре этапа, и что по итогам работ нынешнего года в области 94 процента дорог находятся в нормативном состоянии.

Однако, как заметили депутаты, есть проблема с определением категории дорог. Иногда по дороге, не предназначенной для передвижения тяжелогрузов, ездят многотонные грузовики. Такая трасса, даже если была отремонтирована недавно, быстро разрушается, и даже подрядчика в этом обвинить сложно – ведь он всё делал в соответствии с классом дороги. Произведенный ремонт можно считать выброшенными на ветер бюджетными деньгами, да и количество нормативных дорог в области такая работа ставит под сомнение. Оказывается, с некоторых пор изменился норматив по категориям дорог, там во главу угла поставили интенсивность движения, а не нагрузку на трассу. В этом вопросе необходимо наводить порядок.

Планов громадьё

В следующем году траты городов и районов области на обустройство дорог составят 22,6 миллиарда тенге. Разработана концепция развития транспортной инфраструктуры на 2024-2026 годы. В этот период планируется отремонтировать тысячу километров автодорог местной сети и к 2026 году достичь показателя в 99 процентов нормативных дорог. В наступающем году в области намерены отремонтировать покрытие 381 километра дорог на сумму 15,7 миллиарда тенге. Из них 49 километров приходятся на дороги областного значения (пять проектов стоимостью 2,3 миллиарда тенге), 127,5 километра – дороги районного значения (14 проектов на пять с лишним миллиардов тенге). Будет продолжена работа и по ремонту подъездных путей к сёлам: их общая длина составит 144 километра, для восстановления направят свыше шести миллиардов тенге. В итоге новыми подъездными дорогами обзаведутся 42 села. Всего за три года, указанных в концепции, планируется охватить ремонтом дороги 114 сёл области.

По программе «Ауыл – ел бесігі» осуществят 22 проекта по ремонту улиц в населённых пунктах – общая длина отремонтированных дорог составит 61 километр на сумму 2,3 миллиарда тенге. Всего отремонтируют 81 улицу в 13 сёлах. 22 улицы общей протяженностью более 20 километров в четырёх сёлах (Коктобе, Успенка, Селеты, Шарбакты) отремонтируют за счёт областного бюджета: на эти цели предусмотрено 957 миллионов тенге.

В рамках бонусного трансферта предусмотрено 2,5 миллиарда тенге на реализацию 60 новых проектов по ремонту улиц населённых пунктов протяжённостью 68 километров. Планируется охватить 31 село.

Что сделано

О ситуации с ремонтом дорог республиканского значения рассказал исполняющий обязанности директора Павлодарского областного филиала АО «НК «КазАвто­Жол» Ермурат Нурханов. Общая протяжённость автомобильных дорог республиканской сети в области составляет 1663 километра. В нынешнем году ремонтные работы велись на девяти объектах, на восьми из которых – капитальный и средний ремонт. Общая протяженность участков составила 112 километров, на их восстановление было направлено 7,4 миллиарда тенге.

Кроме того, в нынешнем году пять объектов сдали в эксплуатацию – в общей сложности 85,5 километра. Например, в августе закончили средний ремонт на 284-526 километрах дороги Омск – Майкапчагай, где также были возведены заграждения от скота. Такие заборы устанавливали выборочно – в тех местах, где домашние животные чаще всего выходили на дорогу. Общая протяжённость заграждений составила шесть километров.

Несколько объектов сдали в октябре. Как, например, 25-километровый участок дороги Ленинский – Аксу – Коктобе – Б. Акжар – Курчатов, где проводился капитальный ремонт, и 20-километровый участок этой же трассы, где вели средний ремонт – но он был сдан в ноябре. В этом октябре были готовы к эксплуатации 40 с лишним километров дороги Ленинский – Иртышск – Русская Поляна – там был запланирован средний ремонт. В ноябре сдали и 30-километровый участок трассы Астана – Ерейментау – Шидерты, где был закончен средний ремонт и выставлены для задержания снега ограждения – на тех участках, где заносы образуются систематически каждую зиму. Общая протяженность этой преграды составила три километра.

Два проекта оказались переходящими – капремонт 21 километра дороги Ленинский – Аксу – Коктобе – Б. Акжар – Курчатов и капремонт пятикилометрового участка трассы Калкаман – Баян­аул – Умуткер – Ульяновский. По одному проекту производилась разработка проект­но-сметной документации. Речь идёт о ремонте двух участков дороги Ленинский – Иртышск – Русская Поляна общей длиной 24 километра, для чего был заключён договор с ТОО «Казахстанский проектно-исследовательский институт «Казахстанпроект». В данный момент документация проходит государственную экспертизу.

Начнётся строительство моста

Шла речь и о строительстве нового моста через Иртыш, который должен заменить старый, – общая стоимость этого проекта оценивается почти в 39 миллиардов тенге. Заключён договор с подрядчиком – ТОО «Казахдорстрой», реализация проекта начнётся в следующем году. В данный момент проводятся процедуры по оформлению земельных участков – необходимо выкупить три участка общей стоимостью 56 миллионов тенге. К тому же сейчас стоит вопрос о корректировке проекта. В целом на строительство моста потребуется до 25 месяцев и еще 14 месяцев – на демонтаж старого. В общей сложности для полной реализации этого масштабного проекта потребуется более трёх лет.

Кроме того, на будущий год выделено финансирование на реализацию трёх проектов по строительству и капитальному ремонту дорог общей протяжённостью 29 километров. Как уже говорилось, начнётся строительство нового моста, стартуют работы по капитальному ремонту участка дороги Ленинский – Аксу – Коктобе – Б. Акжар – Курчатов и участка трассы Калкаман – Баянаул – Умуткер – Ульяновский.

Ермурат Нурханов добавил, что дополнительно планируется проведение работ по капитальному и среднему ремонту четырёх объектов, их намерены включить в государственное задание, однако финансирование ещё не подтверждено. На трёх участках необходим средний ремонт и на одном – капитальный. Перспективным проектом до 2025 года исполняющий обязанности директора «Казахавтожола» называет реконструкцию дороги Павлодар – Успенка протяжённостью 152 километра – граница отвода земель будет определена после заключения проектных организаций.

Выступающему был задан вопрос о трассе от Павлодара до Астаны – есть участок на территории области, где опасно ездить из-за обилия ям. Ермурат Нурханов подтвердил, что здесь подвёл подрядчик, с которым пришлось расторгнуть договор, и участок между Шидертами и Торткудуком нуждается в ремонте. Эта проблема держится на контроле.

Галина АЛЕКСАНДРОВА.

Фото из архива Валерия БУГАЕВА