• Сб. Июл 27th, 2024

Лёгкие деньги?

Ноя 21, 2023

Два сотрудника нашей газеты с разницей в один день получили чрезвычайно заманчивое предложение: поставить пару лайков и заработать деньги. Думается, в нашей области такие предложения получили многие. Хочется верить, что народ, давно усвоивший истину про бесплатный сыр в мышеловке, не повёлся на это.

Под известной «вывеской»

Наши сотрудники на это не клюнули. Один сразу не стал связываться. Другой немножко «копнул» из любопытства и отступил – слишком далеко торчали ослиные уши. Оба сообщения были получены от неизвестного адресата посредством мессенджера WhatsApp. При этом номера, с которых «закидывались удочки», совершенно не соответствовали номерам казахстанских операторов сотовой связи. Когда один из сотрудников задал автору сообщения вопрос, где он взял его номер телефона, тот ответил, что компания работает со всеми операторами мобильной связи в стране. Думается, это явный навет на наших операторов – неужели они спокойно предоставляют свои базы данных всем, кто попросит?

Впрочем, «вербовщики» не считают себя «всеми желающими», они представляются сотрудниками известного и популярного в Казахстане интернет-магазина flip.kz. Наверное, множество наших земляков пользуются его услугами, как и других аналогичных торговых площадок. Сегодня они стали чрезвычайно популярны. Можно делать покупки, не выходя из дома, сравнивать цены, характеристики, ассортимент, отзывы покупателей. За годы пандемии такие магазины приобрели ещё большее число клиентов – всё-таки безопаснее не слоняться по магазинам, а забрать все покупки в одной конкретной точке или получить курьерской доставкой.

Надо сказать, такие предложения посыпались на казахстанцев как из рога изобилия нынешней осенью, потому что ещё в октябре flip.kz отреагировал на такую самодеятельность, прокомментировав её следующим образом: «Это мошенники. Настоятельно не рекомендуем оставлять какие-либо данные на сторонних сайтах, использующих наше имя. Мы имеем единственный сайт: www.flip.kz. А со всеми актуальными вакансиями у вас есть возможность ознакомиться на сайте или в приложении hh.kz».

Другой наш сотрудник (тот, который решил «копнуть») надумал взглянуть на те два товара, которые должен был отметить своими лайками. Убедившись, что в ссылке сайт интернет-магазина указан верно, посмотрел предложение – оказывается, нужно было отметить игрушечного дракона и дорогую новогоднюю скатерть. Дракон при этом был недорогой, и обещать 500 тенге за отметку на сайте было вроде глупо, хотя, конечно, определённая логика была: на такой товар самый спрос должен оказаться перед Новым годом – годом Дракона по восточному календарю, а после праздников его уже могут и не купить. В общем, человек, не заподозривший подвоха, должен отправить «вербовщикам» определённый код – якобы для того, чтобы тот смог переводить заработанные лайками деньги. Надо сказать, что сегодня, наверное, уже все казахстанцы знают, что предложения отправить неизвестно кому коды, номера карт и прочее – это сигнал тревоги. Прямое указание на то, что явно орудуют мошенники.

Кстати, что еще насторожило: на вопросы, которые наш сотрудник задавал «флиповцу», ответы были, мягко говоря, странные – или невпопад, или не по существу, словно отвечал не человек, а бот. И предложения звучали так, как будто это неудачный перевод с иностранного на русский.

Среди владельцев смартфонов немало пенсионеров, которые не слишком искушены в цифровых технологиях. Кое-кто из них, возможно, пользуется и услугами flip.kz. Для пенсионера предложение «сотрудника Флипа» могло показаться особенно привлекательным – это же приличный дополнительный заработок, и при этом ничего особенно сложного делать не нужно. Не исключено, что именно на эту категорию населения и направлена атака мошенников. Тем более что за первые два лайка (якобы пробные) вам предлагают заплатить тысячу, а потом обещают постоянный стабильный доход.

Если вы относитесь к не самым продвинутым пользователям смартфона или у вас есть такие родственники, эта информация для вас. Пожилым людям надо порекомендовать просто не откликаться на такие предложения, не пользоваться указанными ссылками, не передавать никаких номеров и кодов. В крайнем случае хотя бы просто не торопиться. Пусть попросят совета у своих детей, внуков, хороших знакомых и соседей, которые могли бы проконсультировать по этому поводу.

В интернете можно найти и другое мошенничество, связанное с flip.kz. Некая женщина получила через мессенджер другое предложение: зарегистрироваться на сайте «Флипмолл», пополнить там электронный кошелек и пользоваться им для покупок по самым выгодным ценам, получая при этом приличный кэшбек, комиссию и прочие бонусы. Женщина успела перевести средства на несуществующий кошелёк и совершить ряд покупок (как она думала), потратив 300 тысяч тенге, прежде чем поняла, что деньги улетают в никуда: ни покупок, ни бонусов у неё нет. Так что к подобным предложениям следует относиться с большой осторожностью.

Как нас дурят

Есть несколько основных способов развода на деньги интернет-покупателей. Иногда создаётся сайт-однодневка, где предлагаются ну очень «вкусные» цены. Расчет простой: кто-то обязательно клюнет на эту наживку, затем нужно просто быстро сорвать куш с тех, кто поверил, и закрыть «лавочку». При этом, как правило, требуется предварительная оплата. Уважающие себя интернет-магазины так не работают. Тот же flip.kz хоть и предлагает предоплату с банковской карты, но не настаивает на ней – при оформлении покупки вы можете выбрать вариант расплатиться только в пункте получения товара наличными деньгами или электронными – по выбору. В общем, обязательная предоплата – уже отличный повод отказаться от покупок.

Другой весьма популярный способ обмана – создать сайт, максимально приближенный по всем параметрам и дизайну к настоящему. Тут надо держать ухо востро: важно обратить внимание на адрес сайта – расхождение в один символ с настоящим адресом может покупателю обойтись очень дорого.

И другой способ мошенничества: прислать заказанный товар, но очень низкого качества. И придётся покупателю долго бегать, хлопотать, чтобы добиться обратного обмена товара на деньги. И ещё не факт, что у него что-то получится.

Если вы ищете интересующий вас товар на интернет-площадке частных объявлений, нужно обратить внимание на профиль продавца. Если не указано его имя, если размещено всего одно объявление, лучше отказаться от покупки, сколь бы выгодной она вам не казалась. Даже сам факт слишком низкой цены – уже повод задуматься о честности продавца. Если у вас просят предоплату, особенно когда деньги требуется перевести на электронный кошелёк или номер сотового телефона, это тоже повод обойти продавца стороной.

Есть ещё совет не доверять тем магазинам, которые доставляют товар только почтой или транспортной компанией. Были случаи, когда продавец предоставлял поддельную квитанцию об отправке, ненастоящий трек-номер и навсегда исчез с «радаров» покупателя.

Советуют также обращать внимание на наличие реквизитов на сайте – название юридического лица, контактные телефоны, адрес. Впрочем, адрес тоже могут указать несуществующий. Не ленитесь, проверьте с помощью интернета, существует ли в природе указанный адрес и что в реальности там находится. Даже полное отсутствие откликов или сплошные восторженные отклики тоже должны заставить покупателя насторожиться.

Специалисты советуют ещё обращать внимание на описание товара и его фото – путанный текст или размытый снимок должны послужить сигналом тревоги.

Возвращаясь к началу нашего разговора, напомним: супервыгодное предложение о подработке может соблазнить на получение лёгких денег. Не спешите – возможно, это вы станете источником лёгких денег для интернет-аферистов.

Галина ЕГОРОВА.

Фото с сайта 365info.kz