• Пн. Дек 2nd, 2024

Путешествие из Павлодара в Мурманск

Авг 8, 2024

Дорога, дорога…

Страсть к путешествиям – одна из примет нашего времени. Наверное, чаще всего люди едут отдыхать на южные моря – отечественные и заграничные, но и при этом стараются увидеть и узнать новое, неизведанное. Многие предпочитают путешествовать, чтобы открывать для себя места, в которых они ещё не бывали, другие регионы, города и страны.

Мне профессия подарила прекрасную, можно сказать, уникальную возможность побывать не только в самых разных уголках Казахстана, входящего в десятку самых больших по территории стран мира, но и далеко за его пределами: в Центральной Азии и Западной Европе, в Америке и Японии и не только.

А в последнее время мы стали путешествовать с сыном и внуком по городам и весям России на машине. Были на Байкале, доехали до Владивостока и Пскова, о чём были публикации в «Звезде Прииртышья».

На этот раз решили побывать за Полярным кругом, стартовав из Павлодара и Омска и добравшись до Мурманска. Проделали путь в общей сложности более шести с половиной тысяч километров – это столько же, сколько ехали до Владивостока.

На нашем пути оказались города Тюмень, Кунгур, Екатеринбург, Кострома, Ярославль, Киров, Вологда, посёлки Карелии, Мурманск, Кемь и Соловки. И закончилось путешествие в Санкт-Петербурге, откуда мы возвращались уже на самолёте. Ехали десять дней, преодолевая иногда до 900 километров за световой день. Ночевали в городах и посёлках, открывая их для себя сами или с помощью экскурсоводов.

Ехали в основном по хорошим дорогам, на некоторых участках шли ремонтные работы, в том числе по их расширению, из-за чего на них было реверсное движение.

Маршрут и места ночёвок были выстроены заранее. А нашим незаменимым помощником в пути был навигатор, особенно выручавший в городах и неизменно приводивший в нужное место.

Одним из моих самых ярких впечатлений в этой поездке была сама «зелёная дорога» – редко прямая, чаще извилистая, которая то карабкалась вверх, то спускалась вниз, в неизменном обрамлении леса по обеим сторонам. С верхних точек дороги открывались безбрежные зелёные дали, то самое море тайги, о котором поётся в популярной советской песне. Там оно, правда, «поёт под крылом самолёта», а здесь его видишь воочию – до самого горизонта, куда хватает взгляда.

Лес был разный: чаще смешанный, реже лиственный или хвойный, но неизменно благоухающий (начало лета!), без горельников и болезней. Очень часто сосны и знакомые нам берёзы, лишённые веток едва ли не до самых вершин, изо всех сил тянулись к небу своими натянутыми, как струны, стволами. Но и над ними, случалось, будто выстреливали ввысь вершины лиственниц. Их было не так уж много на нашем пути, но, оказывается, не берёза, русская берёза, и не сосна – главное дерево России, а лиственница, которая благодаря своей морозоустойчивости отлично себя чувствует и за Полярным кругом, где мы тоже побывали. Подсчитано, что лиственница занимает в России 274 миллиона гектаров, в то время как сосна – 119, берёза – 117, а ель – 77 миллионов гектаров. Берёза, кстати, считается сегодня приметой так называемых вторичных лесов – то есть тех, по которым основательно прошёлся топор дровосека. В сохранившихся же диких лесах преобладают хвойные породы – лиственница, ель и сосна. Берёзы и сосны вдоль дорог, по которым мы двигались, цепко держатся своими корневищами за скальную породу – совсем как у нас в Баянауле.

И в путешествии на Дальний Восток, и в нынешнем воочию убеждаешься в справедливости утверждения о том, что Россия – страна лесов и рек. Мы пересекли знакомые с детства по урокам географии полноводные Волгу и Каму, Неву и многие другие реки, не уступавшие по ширине нашему Иртышу, включая Вятку, Беломорско-Балтийский канал (о нём будет отдельный рассказ), а также бессчётное число речушек и ручьёв.

Сама дорога, езда по ней, повторю, очень яркая составляющая путешествия. Но были в пути и картины, если можно так выразиться, не столько удивлявшие, сколько озадачивающие. Свободные пространства вдоль дороги, как правило, заняты посевами озимых, набирающих силу, и ровными всходами яровых. Но местами такие свободные от леса участки оказывались сплошь белыми, занятыми уже отцветшим одуванчиком. Складывалось впечатление, будто они специально им засеяны, что, конечно, не так. А уточнить оказалось не у кого.

И другое, более чем тягостное впечатление – от зарослей растения, чем-то напоминающего наши дачные разнолистые лопухи, но ещё более мощного и высокого. Это борщевик, заполонивший свободные поля вдоль дорог, по которым мы ехали, в большинстве областей. Где-то он тянулся сплошной полосой у придорожного леса, а где-то стоял сплошняком на больших пространствах, в человеческий рост высотой, с торчащими двухметровыми высохшими стволами семенников и корзинками наверху. Было в этом стоянии-нашествии что-то апокалиптическое. Понятно, что ни для каких хозяйственных нужд эти заросли не используются, но тогда зачем они?

Вернувшись домой, полез в интернет и вот что там накопал. Оказывается, существует до полутора сотен видов борщевика. Когда-то его использовали в качестве силосной культуры на корм скоту и даже борщи из молодого варили (отсюда и название).

Увиденный же нами борщевик Сосновского не столь безобиден: его сок, попадая на кожу, под воздействием ультрафиолетовых лучей способен вызвать сильные ожоги и даже токсикологическое отравление.

Борщевик очень живуч, цветёт раз в жизни, но одно растение может дать до 70 тысяч жизнеспособных семян. Благодаря их летучести он очень быстро захватывает новые территории. А семена прорастают не все сразу, а в течение нескольких лет. Многолетние плантации избавить от этого сорняка довольно сложно. И делать это должны либо собственники земель, занятых им, либо арендаторы. Мы же, надо полагать, видели или заброшенные, или ничейные земли. Но непонятно, куда смотрит государственная карантинная служба.

Схожая ситуация была на наших дачных участках, которые несколько лет назад начала оккупировать циклохена дурнишколистная, чем-то напоминающая внешне борщевик. Но от этого опасного, агрессивного сорняка наши карантинные службы и дачные садоводства всё же смогли избавиться. Но, к сожалению, он снова появился.

Подземный Кунгур

В Кунгур – город Пермского края – мы приехали к концу дня, но ещё успели на экскурсию в главную здешнюю достопримечательность. Это созданный природой уникальный комплекс ледяных пещер, образовавшихся более десяти тысяч лет назад. Глядя на невысокую гору, поросшую травой, деревьями и кустарниками, никогда не подумаешь, какая внутри неё таится подземная сказка – поэзия камня и льда.

Эти необычные пещеры образовались в результате карстовых процессов – разрушения горных пород просачивающимися сквозь них водами. Обнаружены эти живописные гроты были давно, первые экскурсии стали проводиться местными экскурсантами с начала прошлого века – с факелами и свечами. Теперь же основной туристический маршрут электрифицирован, что даёт возможность видеть эти природные красоты во всём их величии.

В тот день на улице было больше двадцати градусов тепла, но нам предложили взять напрокат тёплые куртки, потому что в первых ледяных гротах температура не бывает выше нуля градусов. Именно в них круглый год остается многовековая изморозь, и растут навстречу друг другу сталактиты и доломиты, которые меняют свою форму, преображая пространство. Впервые видели воочию, как это происходит.

В других гротах температура в пределах шести градусов, но и там есть чему удивиться. Мы увидели 19 гротов, менее половины из всех существующих: «Бриллиантовый» и «Полярный», «Эфирный»… Последний назван так из-за карстовых провалов, напоминающих органные трубы.

Видели подземные озёра чистейшей воды, из-за чего они, достигающие глубины в три и более метра, кажутся совсем мелкими. Эти озёра соединены подземными каналами со здешней рекой Сылвой и пополняются ею в полноводные периоды.

Описывать эту экскурсию – не очень плодотворное занятие, потому что всё это надо увидеть, и нам в этом смысле очень повезло.

Прогулялись вечером по Кунгуру, любовались его видами, православными храмами и другими старинными зданиями, необычным здешним памятником, увековечившим самовар. А ещё здесь уже два десятка лет проходит международный фестиваль воздухоплавания, в котором участвуют и даже соревнуются множество аэростатов. Вот бы и на этом празднике побывать!

Памятен нам Кунгур ещё и ночёвкой, но об этом ещё будет рассказ в одном из следующих разделов.

Юрий ПОМИНОВ.

Фото автора.

(Продолжение в следующем номере).