• Ср. Окт 9th, 2024

Опасное соседство

Мар 14, 2024

Жители микрорайона Шанхай шахтёрского поселка Майкаин, опасавшиеся повторить судьбу горноспасателей, провалившихся под землю вместе с автобусом на территории золотоносного рудника, добились того, что их услышали. Местные власти намерены выяснить, опасно ли жить вблизи образовавшегося провала.

Напомним, сельчане забили тревогу сразу после январской трагедии. Люди опасаются, что подземные пустоты, поглотившие часть технологической дороги, ведущей к руднику, могут образоваться и под саманными домами, построенными еще в конце 30-х годов прошлого столетия. После их неоднократных жалоб и обращений в поселке объявили чрезвычайную ситуацию.

Об этом сообщил на брифинге руководитель ДЧС Павлодарской области Жасулан Джумашев. По его словам, режим ЧС в Майкаине объявили еще 1 марта, с тем чтобы проверить прилегающую к жилым домам территорию на наличие подземных пустот, оползней, внутренних подвижек грунта и трещин. Эту информацию нам подтвердил и аким Баянаульского района Ардак Ксентаев.

– Речь идет об обеспечении безопасности жителей жилых домов микрорайона Шанхай, расположенных вблизи места провала, который случился на территории рудника АО «Майкаинзолото», – рассказал аким района. – Жители жаловались, что живут по соседству с провалом, что это небезопасно. Обращались к Президенту страны, в Генпрокуратуру, я с ними встречался. Поэтому мы экстренно приняли решение о введении ЧС техногенного характера местного масштаба, чтобы в кратчайшие сроки провести геосканирование прилегающей территории и по результатам получить экспертное заключение.

По его словам, специалисты просканируют территорию в радиусе 500 метров от жилых домов.

– С помощью профилей будут сканировать глубину до 100-200 метров на наличие пустот и ослабление грунта. Мы уже получили ценовые предложения от организации, которая занимается такими исследованиями. В Казахстане она единственная. На днях планируем заключить договор из одного источника, думаем, что до праздников специалисты приступят к работам. В случае если опасения жителей подтвердятся, будем уже дальше думать, что делать, – прокомментировал Ардак Ксентаев.

Он добавил, что геосканирование территории и экспертное заключение обойдутся бюджету в 63 миллиона тенге.

Сейчас на территории микрорайона Шанхай 79 жилых домов, из которых только девять пустуют. Все остальные заселены. Всего здесь живут 312 человек.

Аким района уточнил, что исследования касаются только жилого микрорайона, что до места обвала и продолжения каких-либо работ на месте ЧП, то здесь вопрос остается открытым.

В региональном ДЧС нынешнюю ситуацию и вовсе назвали тупиковой. Поиск тел двоих пропавших без вести горноспасателей приостановили еще 4 февраля, а 23-го здесь свернули и горные работы по устройству спуска к месту провала.

Он также пояснил, что поисково-спасательные работы подразделяются на активную фазу – когда поиски идут усиленно в течение трёх суток, пассивная фаза длится неделю. Итого десть суток, но решением акима области активная фаза аварийно-спасательных работ на месте провала была продлена на месяц. В качестве примера привел случай 1996 года в Жезказгане, когда в результате обвала шахты под землей оказались два автобуса с людьми.

– Четверых успели вытащить, а дальше автобусы стали проваливаться глубже, и пропавших людей запретили искать. В Турции то же самое было, – говорит Жасулан Джумашев. – Что касается обвала на территории АО «Майкаинзолото», то сейчас мы не можем говорить, что все работы на месте остановлены, потому что полного решения на это нет. Пока они приостановлены до особого распоряжения. Решение принимают заместитель руководителя ликвидации аварии, он же заместитель директора Павлодарского филиала респуб­ликанского центрального штаба профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб Ерлан Жаркимбек и директор рудника Андрей Шувалов. Сейчас вся проблема в том, что нужно разрабатывать проект инженерно-геологических работ, и этот вопрос должно решать АО «Майкаинзолото». На совещаниях руководство этой частной компании заявляло, что на это у них денег нет. Шли переговоры о заключении контракта по разработке проекта со всеми планами, экспертизами, но примерно через месяц эта проектная организация отказалась, сказала, что там опасно, потому что опять обвалы пошли… Они должны аппарель спустить до башмака котлована и при этом укрепить и срезать все борта, чтобы мы могли спокойно пойти работать. Но сейчас таяние снега идет, очень большие размывы пошли по бортам… Еще раз повторюсь, мы пойдем работать, если обеспечим 200-процентную гарантию безопасности спасателей, которые будут работать внизу. Там же не только наши спасатели, там и экскаваторы будут работать, спасатели страхуют и вручную отрабатывают, чтобы не повредить то, что там найдут. Цель поисковых работ не автобус, а поиск тел, и ориентиром может являться автобус. Два горноспасателя, тела которых мы нашли, предположительно вылетели через заднюю дверь. Передние сидели по-другому, водитель вообще как в танке заблокирован, рядом с ним командир отделения, то есть они не могли так вылететь. Но мы сейчас можем только предполагать.

На какой глубине точно находится автобус, сейчас никто сказать не может, как, впрочем, и о том, возобновятся ли вообще какие-то работы на месте обвала. Поскольку ЧП случилось на частной территории, то последнее слово остается за руководством АО «Майкаинзолото».

– Согласно законодательству решение о приостановке либо о полной остановке работ на месте ЧП принимает владелец, технический руководитель объекта, руководитель ликвидации последствий аварии, на основании соответствующего экспертного заключения. «Майкаинзолото» пока не говорит, что уже всё, отказывается. Вопрос открытый. Сейчас многие привыкли смотреть на государственный карман, говорят, вот у вас же есть резерв на ЧС, но здесь частная компания, и привлечение каких-либо государственных средств возможно, только если соответствующее постановление примет Правительство, – заключил Жасулан Джумашев.

Анна УРАЛОВА.

Фото из архива Ирины Волковой.