• Сб. Июл 27th, 2024

Не всё то золото, что блестит

Сен 12, 2023
Created with RNI Films app. Preset 'Technicolor 2'

В Париже с 1 сентября будет невозможно арендовать электрические самокаты.

Эта новость прокатилась по всему миру. Таким образом, город станет первой европейской столицей, которая запретит услугу по прокату электросамокатов населению. Власти Парижа после проведенного в апреле референдума не стали перезаключать контракты с компаниями, занимающимися их прокатом. Срок действия договоров истекает 1 сентября, к этому моменту все 15 тысяч самокатов должны быть убраны с улиц города.

Решение основано на итогах городского референдума 2 апреля, в котором приняли участие более 100 тысяч парижан. За запрет высказались 89% голосовавших. По их мнению, самокаты, разбросанные по всему городу как попало, стали создавать проблемы, к тому же возникло беспокойство о безопасности их пользователей.

В Казахстане пока что не дошли до таких запретов, хотя судя по прессе, не все жители республики в восторге от этой электрической техники, вернее, от тех, кто ею управляет. В этой связи МВД страны сработало с опережением и внесло в Правила дорожного движения ряд ужесточающих дополнений и поправок. Они вступили в силу 30 августа. И, похоже, своевременны и обязательны к исполнению.

Напомню суть нововведений. Как пояснили в Министерстве внутренних дел РК, по новым правилам водители электросамокатов могут ездить:

– по велосипедным дорожкам или полосам движения, правому краю проезжей части дороги в один ряд со скоростью до 25 километров в час;

– по тротуару, обочине и пешеходной дорожке со скоростью не выше шести километров в час. При этом выезжать на проезжую часть на электросамокатах можно только с 18 лет в застегнутом шлеме и с водительским удостоверением любой категории. Нельзя передвигаться без светоотражающего предмета: это могут быть куртка, шапка, жилет, обувь, сумка или специальные ленты;

– запрещается ездить по пешеходному переходу, пересекать его следует ведя транспортное средство рядом.

Нарушителей правил дорожного движения могут наказать по трём статьям:

– если электросамокат одновременно используют несколько человек – штраф 5 МРП, или 17 250 тенге по статье 593 КоАП;

– за другие нарушения требований к участникам дорожного движения – предупреждение, штраф 3 МРП, или 10 350 тенге по статье 620 КоАП;

– за поездку в алкогольном опьянении – 5 МРП, или 17 250 тенге по статье 440 КоАП.

Полицейские предупредили: если максимальная конструктивная скорость передвижения электросамоката превышает 25 километров в час, то его посчитают мопедом.

Компании, которые выдают электросамокаты в аренду, будут ограничивать их скорость движения в определенных пешеходных и парковых зонах через встроенный датчик GPS. Также транспорт оснастят «пешеходным режимом движения», что позволит пользователю автоматически придерживаться скорости пешеходного потока.

Здесь я объясню, почему так подробно говорю о том, чего не должен делать тот, кто передвигается на электросамокате. У меня, автомобилиста-любителя, сложилось мнение, что эти люди вообще считают себя главными на тротуарах и дорогах. Так как они передвигаются по ним, как считают нужным: выныривая неожиданно из-за спины пешехода или задней части автомобиля. Или сворачивая резко влево или вправо перед передвигающимся транспортом, а также пересекают нерегулируемые пешеходные переходы, продолжая движение на скорости, – не обращая внимание на движущийся автотранспорт, тем самым создавая аварийные ситуации. Мне могут возразить, что водители авто должны пропускать всех, кто готов перейти дорогу по разметке. Согласен, но как быть, если на ней в отсутствии светофора неожиданно появляется быстро мчащийся электросамокатчик, который ничего и никого не замечает вокруг?

Это одна сторона дела. Другая в том, что, передвигаясь по городу, сам видел, как мальчишки, явно младше 14 лет, брали напрокат один из стоящих у обочины дороги самокат и вдвоем отправлялись на нем в путь. А это, судя по предписаниям дорожной полиции, двойное нарушение: и по возрасту, и по езде вдвоем. Кстати, видел и взрослых, у которых вместе с ними на электросамокате, впереди, держась за руль, стоял и ребенок.

Во всех этих и подобных случаях на самокатчиках и их пассажирах не было ни касок, ни свето­отражающей одежды и такого же назначения предметов. Про водительские удостоверения любой категории вообще молчу. Так для кого тогда дополнялись правила дорожного движения? Или кто-то думает, что наступило 30 августа, и все электросамокатчики стали законопослушными? Думаю, что сотрудники дорожной полиции уже сейчас должны вести профилактику таких нарушений, а потом, как предписывается, применять штрафные санкции.

И еще. Парижан возмутило на улицах города засилье электросамокатов, стоящих в ожидании ездоков. А ведь это – рекламный трюк и соблазн, особенно для молодых, испробовать себя в новом качестве. Дело хорошее и, возможно, нужное для кругозора и получения новых навыков. Только вот людей не устраивает, что подтверждают французы, такой подход компаний к своему бизнесу. Плюс то, что самокатчики (в Павлодаре это еще лишь набирает обороты) ездят, как им захочется, создавая угрозу людям и себе.

А может, действительно и павлодарцам последовать примеру французов и убрать электросамокаты с улиц, переместив их на площадки города, где массово не передвигаются пешеходы и не ездят автомобили? Компании, занимающиеся этим бизнесом, наверняка знают, в каком районе Павлодара их электротехника пользуется спросом, а где просто простаивает. Так, может, вначале на созданных площадках организовать обучение любителей такой техники и езды, а уже потом выпускать их на более широкий простор? Это лучше, чем их нынешняя «самодеятельность».

Сергей ГОРБУНОВ.

Фото с сайта pexels.com.