Тот, кто в детстве не только вкусил, но и распробовал как следует удовольствие, которое дарят книги, уже никогда не останется к ним равнодушным. Они делали нашу жизнь ярче, интереснее и даже немного волшебнее. Книжка, принесённая из магазина мамой; сказка, прочитанная на ночь папой; «Три мушкетера», выпрошенные у соседа по парте на один день и одну ночь – такая за романом стояла очередь страждущих; чтение опальных Булгакова или Пастернака, напечатанных на машинке… Каждая новая книжка открывает для тебя совершенно незнакомое, и ты способен совершить путешествие в миллионы новых миров. И сегодня, держа в руке новую незнакомую книгу, испытываешь всё то же чувство сладкого предвкушения, как в детстве. У каждого из нас сохранились самые яркие воспоминания о впечатливших нас в детстве книгах. Сегодня мы делимся ими с читателями. И хотим пожелать, чтобы и сегодняшние дети научились получать удовольствие от книжных путешествий.
Спасибо Хоттабычу
В детстве я ещё до школы научился считать по палочкам, наизусть запоминать стихи, а также выучил все буквы. Но сам процесс чтения давался как-то не очень, читал по слогам долгое время. Длинные тексты в учебниках пугали меня, а о книгах я даже не думал.
Но однажды папа принес книгу, дал ее мне и сказал: «Вот, сынок, тебе замечательная книга про волшебного джинна в подарок». До сих пор помню темно-зеленую твердую обложку, на которой вверху на крюке висел мальчик, подвешенный за брюки, а внизу на коленях стоял какой-то старичок в чалме и халате, с большой белой бородой. А в середине было написано: «Л. Лагин. Старик Хоттабыч». Ах, как же мне хотелось узнать, что произошло между мальчиком и старичком, но книга пугала меня, я был уверен, что не смогу ее прочесть. Поэтому бегал за родными, чтобы они рассказали мне, о чем эта книга, но все, как сговорившись, отказывали и советовали самому всё прочитать и узнать. Но я долгое время на это не решался, хотя уже выучил все картинки.
Однажды я все-таки не утерпел и решился. Подумал, что буду отдыхать после каждой страницы, но так увлекся, что на одном дыхании прочел страниц десять и понял, что не устал. Наоборот, был так воодушевлен своим успехом, что побежал к отцу, чтобы рассказать, как пионер Волька нашёл в реке кувшин с джинном. А папа улыбнулся и спросил: «А что дальше было?» И я побежал читать, чтобы это узнать.
Потом у меня было много книг – и детских, и взрослых, от чтения которых я получал настоящее наслаждение. Но вот самую первую, которая открыла мне двери в волшебный мир книг, я никогда не забуду.
Ерсаин ЕРТЫСБАЕВ.
До сих пор мила сердцу
Серия романов «Гарри Поттер» в числе любимых у многих читателей. Её можно назвать уже заезженной, однако я всё равно решила написать про неё. Каждая из книг серии всё ещё остаётся чем-то особенным для меня, но главное – именно благодаря им я окончательно полюбила читать. А это в дальнейшем и определило мою судьбу.
Мне было десять лет, когда я прочитала «Гарри Поттер и Философский камень». Главным же героям – одиннадцать. И этим она заслужила особенный отклик в моей душе. Персонажи постепенно взрослели, и я вместе с ними, хоть и не так быстро.
При этом «взрослели» и темы, поднятые в произведениях. Сначала это были такие ценности, как крепкая дружба, семья, добро, храбрость, мужество и взаимопомощь. Затем пошли уже вопросы расовой, классовой дискриминации, рабства, несправедливо осуждённых за несовершенные ими преступления, войны и её последствий и другие общечеловеческие проблемы.
Кроме того, чтение окунуло меня в совершенно новый, удивительный мир волшебства и магии. Опасный и отпечатывающийся в памяти. Запоминались и герои книг, становились любимыми. Вместе с ними я переживала все горести и радости, а также плакала над смертью некоторых из них. Ни одно из произведений ранее так эмоционально не поглощало меня, хотя я на тот момент уже успела прочитать много книг из домашней библиотеки.
Эта серия книг до сих пор остаётся любимой у многих выросших её читателей и вдохновляет их на создание собственных произведений, в том числе и меня. Но самое главное – «Гарри Поттер», можно сказать, определил мою дальнейшую судьбу. Ведь благодаря любви к чтению я выбрала специальность, связанную с умением владеть словом, и стала журналистом.
Екатерина ПОЛЕЩУК.
Фото из свободных источников.
От буквы А
Читать и писать я начал с четырёх лет. Первая прочтённая книжка – «Большая буква «А» Сергея Козлова. А в 4,5 года я написал собственную фантастическую – «В плену приключений». Мама училась во ВГИКе на киноведческом, потом на высших режиссёрских курсах, и я рос под стук печатной машинки в окружении киносценариев и киношной литературы. В детстве вместо сказок читал сценарии, и только в зрелости смог посмотреть снятые по ним фильмы, отмечая изменения.
Например, фильмы «Человек с бульвара капуцинов» Суриковой, «О бедном гусаре» Рязанова, «Очи чёрные» Михалкова, как и картины Феллини «Амаркорд», «Джинджер и Фред» или «Андалузский пёс» и «Веридиана» Бунюэля, поставлены почти слово в слово по сценариям. Возможно, потому что режиссёры сами участвовали в работе над ними.
А вот Андрею Тарковскому пришлось удалить из собственного сценария к «Зеркалу» интервью со своей мамой. Главный редактор «Мосфильма» Леонид Нехорошев счёл неэтичным вставлять эти откровения без её ведома и согласия. С Нехорошевым мне довелось пообщаться в 90-х, когда мы с его учеником Володей Рыжковым работали над синопсисом фильма «Ночной спектакль», который так и не был поставлен.
Интересный сценарий Елены Лобачевской «Корабль» о дачных приключениях «золотой» молодёжи, испорченный неудачной, на мой взгляд, постановкой Иванова-Сухаревского. Из забавной истории он сделал унылую тягомотину, попавшую «на полку». В фильме «Взломщик» режиссёр Огородников решил добавить драмы – убить главного героя в исполнении Константина Кинчева. Сценарий Аллы Криницыной к фильму «Поджигатели» (1988 г.) попал в роман Виктора Гончарова «Дело Чикатило» (1995 г.). Я обнаружил это случайно. Знает ли об этом Криницына?
Если говорить о детских-предетских книжках, то мой топ-3 составляют прекрасно иллюстрированные «Истории тысячного года» (1981 г.) Тонино Гуэрры и Луиджи Малербы, сценаристов Федерико Феллини. Это острая сатира на рыцарство и духовенство, повесть о скитаниях трёх дезертиров по средневековой Италии. «По следам Робинзона» (1956 г.) Николая Верзилина – увлекательная книга о природе и выживании в лесу, прямое руководство к действию. Долгое время настольной была «Невиданная птица» (1953 г.) – сборник рассказов Юрия Сотника о приключениях пионеров. Мне было интересно читать о том, как ребята сами восстанавливали после войны свою школу, изобретали подводную лодку, ходили в зимний поход по снежной целине, «протаскивали» в стенгазете двоечников и хулиганов, не боясь получить по шее, учились дружбе, самокритике и взаимовыручке.
Фёдор КОВАЛЁВ.
Фото автора.
Без приключений никак
Я рано научилась читать и буквально проглатывала все детские книжки, которые мне попадались. Сначала прочитала всё, что было дома, потом у подруг, потом, когда пошла в школу, стала завсегдатаем школьной, а позже и городских библиотек.
Сначала я, конечно, не понимала, что такое жанры, но теперь отчетливо понимаю: меня всегда манили приключения. А началось всё со старенькой, потрепанной детской книжки, невесть откуда ко мне попавшей, «Солнышкин плывет в Антарктиду» Виталия Коржикова. Оказалось, что это вторая из трех книг о маленьком путешественнике.
Это повесть про мальчика, который юнгой попал на корабль, и о его приключениях, коих в длинном морском путешествии всегда немало. Пароход «Даёшь!» направляется в Антарктиду, и в пути команду ждут полные опасностей и интересностей события. Я с замиранием сердца читала о том, как старый Робинзон наконец осуществил свою мечту – отправился в настоящее плавание, часть которого он проделал на плоту, ведомом акулой. Как друг Солнышкина, радист Перчиков, стал вождём маленького острова, а сам Алёша Солнышкин открыл новые земли и прошел школу настоящего моряка. Переживала, когда вредничали капитан по прозвищу Плавали-Знаем и его помощники… Но Солнышкин – отличный мореход и настоящий друг, он всегда находит наилучший выход из труднейших ситуаций, поэтому всё заканчивается хорошо! Книга написана в 60-х годах прошлого века, но она – на все времена, потому что интересная, потому что с юмором, потому что учит добру.
Потом, конечно, были и Жюль Верн, и Дюма, и Джек Лондон, и Акунин, но эта детская книга, как оказалось, стала проводником в мир морских путешествий, в которых у меня, как у Солнышкина, без приключений тоже никогда не обходится.
Татьяна САРТАКОВА.
Фото из свободных источников.
Учим заклинания
В четыре года я обожала волшебные сказки с разными заклинаниями, превращениями и прочим. И была уверена, что в реальной жизни все эти странные формулы тоже должны работать.
Но, увы, не все заклинания, особенно из русских сказок, годились для повседневности. Для них всё время требовались какие-то вполне дополнительные объекты – ну, там говорящая щука, например, или волшебный конь, Сивка-бурка. Где ж их было взять? Я была уверена – с древности до наших дней все чудесные вещи вроде скатерти-самобранки или шапки-невидимки люди сохранить не смогли, а новых делать не научились.
Некоторую надежду внушила сказка Андерсена «Снежная королева». Непонятные заклинания вроде «Крибле-крабле-бумс!» и «Снип-снап-снурре, пурре, базеллюре!» просто обязаны были сработать. Утащив со стола почищенную картофелину и уединившись с ней под кроватью, я начала экспериментировать. Цель – превратить силой заклинания невкусную и твердую картошку в мороженое. Я убила полдня на колдовской ритуал, и в конце концов была вынуждена признать поражение – ни вкусом, ни цветом, ни видом картошка не стала хоть чуточку более похожей на мороженое. То ли писатель где-то специально переврал слова, чтобы они не стали доступны всем желающим, то ли я упускала какие-то важные нюансы. Это было горько и обидно.
Не получив мороженого, я ещё некоторое время пыталась хотя бы научиться открывать двери силой волшебных слов «Сезам, откройся!» И однажды дверь открылась, набив здоровую шишку. За дверью стояла моя старшая ехидная сестра. Она же посоветовала проверенное будто бы каким-то мальчишкой заклинание «Крэкс, пэкс, фэкс!», и я повелась на эту наглую ложь. Позже, познакомившись ближе с «Приключениями Буратино», поняла злой сарказм этого совета. И хотя я больше не колдовала, во мне ещё долго тлела слабая надежда на то, что волшебство подвластно каждому, нужно только знать точные слова и особенности ритуала.
Галина ЕГОРОВА.
Фото из открытых источников.