• Пн. Апр 29th, 2024

«Дары седого Байкала»

Мар 1, 2024

Недавно из Иркутска вернулся павлодарский скульптор Марат Абылкасимов, принявший участие в международном конкурсе ледовых скульптур, который проводился уже в десятый раз в рамках фестиваля «Живи на Байкале». Поездка и участие в конкурсе оказались непростыми, художник не очень удовлетворён результатом, но сам фестиваль, который проводится прямо на льду озера, его впечатлил, интересным оказалось знакомство с ледовыми скульпторами из других стран. И, конечно, он получил новый опыт. Ведь лёд Байкала – очень сложный «пластический материал» для творчества.

Художник рассказал, что об этом фестивале узнал от товарищей по «ледовому цеху» из других городов Казахстана, которые и предложили попробовать принять в  нём участие. Приглашение для этого надо было ещё получить – не каждый желающий мог прыгнуть в поезд и приехать в качестве скульптора. Марат вместе с заявкой отправлял организаторам своё портфолио со снимками прежних работ. А в его копилке за годы таких фотографий накопилось немало, ведь он часто принимает участие в подобных фестивалях, как республиканских, так и международных. Его заявка была рассмотрена и одобрена, Марат получил приглашение. Говорит, что изначально сообщил: приедет с внуком Абылайханом. Абылайхан пошёл по стопам деда и решил тоже стать художником, сейчас он учится на третьем курсе колледжа Казахской национальной академии искусств имени Темирбека Жургенова в Алматы. Конечно, студенту пришлось отпрашиваться: курс завершающий, выпускники готовятся к выставке. Но Абылайхана отпустили, всё-таки поехал не развлекаться, а для участия в художественном конкурсе. Хотя навёрстывать упущенное ему, конечно, всё равно придется. К слову, это уже не первый конкурс, в котором дед и внук выступают одной командой.

Добирались до Иркутска двое суток, где их, как и ещё одного участника из Китая, встретили организаторы, всех разместили в гостинице, а наутро вывезли в Листвянку – посёлок на берегу Байкала, рядом с которым и состоялся фестиваль. К слову, его проводят в феврале не случайно – именно к этому месяцу толщина льда на озере достигает самых высоких показателей. На ледовой площадке располагаются не только скульптуры, но и целый парк – с торговлей, аттракционами, горками и лабиринтами. При этом лабиринты не строят, а выбивают в толще льда.

Ещё одно любимое детворой развлечение – ледяная чаша, которую тоже высекают прямо во льду. Заглубляют сантиметров на 40-50 и обносят небольшим бортиком, чтобы случайно никто не упал. Но спускаются в такую чашу обычно специально, чтобы побарахтаться там, пытаясь выбраться наверх. Дно чаши такое гладкое, что сделать это самостоятельно невозможно – только при помощи тех, кто остался наверху. Иногда наполняют этот ледяной бассейн цветными мячиками или шариками, чтобы детворе было веселее там «купаться». Марат и раньше видел такие чаши, только их строили на поверхности льда. К слову, ему очень понравилась скульптура, авторы которой использовали приём «углубления», – их композиция не только возвышалась над озером, но и в каком-то смысле погружалась в него: они изобразили прорубь, из которой выглядывают мордочки нерп.

О теме конкурса – «Мистерии Байкала» – Марат был извещён заранее, поэтому дома работал над эскизом, испытывал своё новое изобретение в ледовой скульптуре. Свою композицию он назвал «Дары седого Байкала». К слову, согласно легенде, Байкал был человеком, а Ангара – его дочерью. И это отразилось в некоторых работах. В эскизе Марата бородатый великан раскрывает шар, из которого наружу вырываются природные сокровища этого богатого края. Всё это сопровождается разрядами молний, символизирующих энергию и энергетику Байкала. Предполагалось, что скульптура возвысится на три метра, над головой великана окажутся птицы – лебеди и беркут, а у его ног – медведь, верблюд, соболь. Планировалось обыграть тему и в ледовом постаменте, вырезав волны и рыб.

К сожалению, не всё задуманное удалось. Во-первых, не хватило времени. По объективным причинам участники потеряли два дня из пяти – пришлось переезжать в другую гостиницу, и заодно для них провели экскурсию по Иркутску. Да и в первый день к работе удалось приступить с опозданием: подъёмный кран для перемещения заготовленных ледовых глыб оказался один, и всем пришлось ждать своей очереди. Во-вторых, работать приходилось почти при минус сорока градусах и пронизывающем ветре. В-третьих – структура байкальского льда оказалась такой, что строительный материал получился чрезвычайно хрупким. А ещё – Марат по старой своей привычке и уже отработанной технике действовал топором. В результате верхняя часть скульптуры – с птицами – обрушилась, повредив морду медведя и перерубив шею верблюда, когда большая часть задуманного уже была сделана. Пришлось отказаться от «лебедей» и срочно восстанавливать пострадавших «животных», чтобы к концу конкурса композиция имела завершённый вид.

А что же за ноу-хау скульптора? Удалось ли его использовать.? Удалось, и его изобретение оказалось настолько интригующим, что он услышал немало удивлённых вопросов и предположений. В одной половине ледяного шара, раскрытого великаном, можно увидеть белоснежного детёныша нерпы – белька, с черными глазками и носиком. Что это? Как получилось такое чудо? Марат Абылкасимов только отшучивался: мол, поймал живого белька и посадил его в полусферу. Одна из посетительниц и автор видео категорично заявила: да это же просто плюшевая игрушка, замурованная в лёд, что видно невооруженным глазом. На самом деле никаких игрушек мастер не использовал. В одном из полушарий (с обратной стороны) он вырезал объёмное изображение животного и заполнил его снегом. Получилось изображение по типу жука в янтаре, только это был детёныш нерпы внутри ледяной глыбы. К слову, во втором полушарии он с помощью этой же техники изобразил лицо шамана, рядом с которым можно увидеть поднятый бубен. Благо, что материала у мастеров хватало – не было недостатка ни во льде, ни в снеге.

Всего в конкурсе участвовали десять команд, в каждой из которых было по два человека. Только участник из Китая работал в одиночку. Пять команд были российскими (причём только из Хабаровска – три, по одной – из Иркутска и Сергиева Посада), пять международными – одна из Китая, две из Монголии и по одной из Казахстана и Беларуси. Все скульптурные композиции оказались впечатляющими, членам жюри пришлось непросто. В результате первое место присудили работе «Понедельник – день луны», авторами которой стали хабаровчане, на второе место вышла работа белорусских скульпторов «Отражение Галактики», на третье – «Воззвание» (Хабаровск). Специальный приз забрали мастера из Монголии, работа которых называлась «Мать-океан» (в монгольском языке океан женского рода). После перечисления победителей члены жюри объявили: приз «За волю к победе» присуждается команде из Казахстана, не спасовавшей перед трудностями.

Уже после конкурса скульптур, 23 февраля, состоялось открытие самого фестиваля. Правда, из-за крепких морозов решили провести открытие дважды – ещё и 2 марта, когда немного потеплеет. В рамках фестиваля запланировано множество мероприятий – от мастер-классов по фигурному катанию и хоккейных матчей на самом большом естественном катке до гастрономических состязаний, конкурсов Дедов Морозов, боулинга на льду, показа мод и прочего. Жаль, что к этому времени скульптуры в первозданном виде не доживут. Многочисленные посетители, часто фотографируясь и норовя влезть на фигуры, уже начали их повреждать. Часто можно было услышать слова сожаления о том, что композиции не охраняли и даже не оградили от любопытных и неаккуратных зрителей.

Тем не менее народное голосование ещё продолжается, оно завершится 8 марта. Каждый павлодарец может поддержать земляка, зарегистрировавшись на сайте «Твой Иркутск» и отдав голос работе павлодарского скульптора.

Галина ЕГОРОВА.

Фото героя публикации.