• Сб. Июл 27th, 2024

Снимать нужно здесь и сейчас!

Фев 1, 2024

Фотовыставка «Признание в любви» аксусца Владимира Панасюка открылась в музее «Ertis». В экспозиции свыше 150 снимков, сделанных фотографом с 1972 по 2021 год, – репортажи, портреты и городские пейзажи Аксу и Павлодара. В работах Панасюка – любовь к Родине и людям, живые фрагменты из жизни горожан, подмеченные внимательным взглядом фотохудожника.

Фоторепортажи Владимира Панасюка – это классика стрит-фотографии, мастерски запечатлённые мгновения. Снимать нужно здесь и сейчас, убеждён автор. Вот как оценивал его творчество ныне покойный павлодарский фотограф Владимир Высоцкий: «Это ведь не просто пленка, это еще и история. Молодые люди в современном мире благодаря таким выставкам, может быть, узнают что-то и задумываются, что и до их рождения люди тоже жили, творили, искали, о чем-то мечтали».

На открытии фотовернисажа «Признание в любви» было много посетителей. С тёплыми приветственными словами выступили друзья и коллеги фотографа Александр Пархоменко и Жумагали Сейтенов. Пришли первые экскурсанты – учащиеся школы №5.

Владимир Панасюк родился в Павлодаре, но прожил всю жизнь в Аксу. Сейчас ему под семьдесят. В молодости учился на токаря и сварщика и увлекался фотографией. Это хобби – дело всей его жизни, в котором он стал настоящим мастером.

Фотографировать начал в 1971 году. Почти все работы советского периода – чёрно-белые. На них старый Павлодар и Ермак (сейчас Аксу), люди, дома, памятники, многих из которых уже нет. К формату ч/б автор возвращается и сегодня.

Коронкой Панасюка можно назвать фоторепортажи. В них он поднаторел, работая фотокорреспондентом в районной газете «Новый путь». На фотографиях сценки, запечатлённые на городских праздниках, парадах, байге, в трудовых коллективах.

С 1983 года автор фотографирует ветеранов Великой Отечественной войны. Для него эта тема священна, так как его отец 11-летним мальчишкой попал в оккупацию под Винницей, а его дядя и тесть встретили День Победы в Берлине. В наши дни фотограф снимал участников «Бессмертного полка».

Панасюку хорошо удаются портреты. Один из первых – фото своей мамы – он сделал в 1972 году. Потом были десятки других: рабочих, известных деятелей, таких как художник и краевед Иван Лагутин, случайных прохожих. Изюминка в том, что все портреты не студийные, не постановочные, а живые, выхваченные из жизни. Причём сам автор себя портретистом не считает.

– Времена меняются, но люди остаются. Внешние признаки изменяются, больше пытаются навязать людям меркантильность, вещизм. А ценности человеческие всё те же, и мне плохие люди по жизни редко встречаются. К тому же в каждом человеке можно увидеть что-то хорошее. В жанровой фотосъемке герой не думает, как он выглядит, не позирует. И он получается настоящий, естественный, – анализирует наш герой своё творчество.

Владимир Панасюк ни на минуту не выпускает из рук фотокамеру. Даже на презентации своей выставки, где мог спокойно почивать на лаврах и принимать поздравления, периодически щёлкал «зеркалкой». Как он сознался, ему нравится снимать своих коллег-фотографов и операторов за работой. В экспозиции представлены кадры этих рабочих моментов.

Так он стал летописцем павлодарского фотоклуба «Орион» и снял о нём несколько видеофильмов. Нужно отметить, что Панасюк не только фотограф, но и увлечённый пропагандист фотодела. Он преподавал его в Ермаковском культпросветучилище, был активным участником фотоклубов и организатором выставок. Любовь к искусству привил и своему сыну Богдану, который состоялся как фотограф, дизайнер, музыкант.

Народный фотоклуб «Орион» открылся в Павлодаре в 1970 году. Он объединял людей разного возраста и профессий, увлечённых фотографией. В их числе был и молодой Владимир Панасюк, который поначалу ходил в него вольнослушателем, а с 90-х стал активным участником.

На становление фотохудожника повлияло общение с корифеями отечественного фото Константином Касивановым, Артуром Меттусом, Едыге Ниязовым и Борисом Краснянским – старейшим на сегодняшний день павлодарским фотографом, почтившим открытие выставки Панасюка своим присутствием.

Второе рождение «Ориона» произошло в 2004 году. До 2022 года его возглавлял Владимир Высоцкий. Вместе с ним Владимир Панасюк в Аксу и Павлодаре провёл совместную выставку «Отцы и дети», где также были представлены работы их детей-фотографов. Позже Панасюку доверили готовить материалы для посмертной памятной выставки Высоцкого.

В ближайшем будущем Владимир Панасюк планирует провести выставку своих работ, сделанных с 2016 по 2024 год.

Фёдор КОВАЛЁВ.

Фоторепродукции Татьяны ВЕРВЕЙКО.