• Сб. Дек 21st, 2024

Миллер из рода хлеборобов

Май 16, 2024
???????????????

Хлеборобом номер один по праву считают в Павлодарском Прииртышье Николая Александровича Миллера – руководителя крупнейших в области сельскохозяйственных предприятий. Ему в эти дни исполняется 75 лет, а его хлеборобский стаж превышает полвека. Общий трудовой стаж династии хлеборобов, к которой он принадлежит, насчитывает более двух веков.

Истоки

Один из основателей династии по линии матери Николая Надежды Филипповны – Филипп Журавлёв – переселился в наш край в поисках лучшей доли в начале прошлого века.

Тогдашние переселенцы основали глубинное село Голубовка, с которым будет связана большая часть трудовой жизни Николая Миллера и важнейшая часть жизни детей – продолжателей его дела.

Представитель второй ветви династии Александр Миллер – тоже из рода земледельцев. Миллеры жили в Саратовской области и оказались в Казахстане не по своей воле: их большая семья была депортирована в Иртышский район после начала Великой Отечественной войны. Будущий отец Николая был мобилизован в трудармию, из которой вернулся к пребывающей в тяжелейших лишениях семье и тем самым спас её.

Александр Александрович Миллер и Надежда Филипповна Журавлёва создали здесь семью. Мать не один год возглавляла овощеводческую женскую бригаду, а отец около сорока лет – одну из лучших в Иртышском районе крупную тракторную бригаду. Александр Александрович был талантливейшим самоучкой, хлеборобом, что называется, от Бога: на паровых полях выращивал урожаи пшеницы до сорока центнеров с гектара.

Был представлен к званию Героя Социалистического Труда, но Золотую Звезду не получил: «подвели» четырёхклассное образование, «неподходящая» национальность и депортация… Однако орден Ленина за хлеборобские достижения ему всё-таки вручили.

Так что жизненный выбор старших его сыновей был предопределён заранее.

По отцовскому пути

Первым это сделал старший брат Александр, закончивший Омский сельскохозяйственный институт и двадцать лет проработавший агрономом в Иртышском районе.

Николай после окончания сельской школы-восьмилетки поступил в Щербактинский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства. Отец был очень доволен этим выбором сына. Николай остался навсегда благодарен преподавателям за выучку – профессиональную и человеческую.

Техникум во многом определил дальнейшую судьбу парня и прежде всего службу в элитных войсках. Помимо среднего специального технического образования и отменного здоровья у него оказалось ещё подходящее сочетание роста и веса. Поэтому службу он проходил на атомной подводной лодке Северного флота. Пройдя необходимую специальную техническую подготовку (по сути, это был второй техникум, разве что с ускоренным курсом обучения), он выполнял на подлодке обязанности дежурного электрика – оператора пульта управления энергосистемой.

Дважды участвовал в длительных автономных походах, в одном из которых его дома потеряли: он не успел сообщить родным, что какое-то время от него не будет писем. А они тогда несли боевое дежурство у берегов США, в Саргассовом море, за десять тысяч километров от СССР.

Эту суровую работу – службу – Николай всегда считал и продолжает считать важнейшим этапом жизни. Подлодка научила его собранности, дисциплине, ответственности, умению жить в коллективе, владеть собой в критических ситуациях. Приходилось бороться за живучесть судна, попадавшего в сложные переделки. Это была и профессиональная школа, и школа жизни.

До сих пор Николай Александрович, никогда не носивший другие свои награды, имеет на парадном пиджаке один-единственный знак с той давней поры, который выдавали подводникам, совершившим длительное автономное плавание.

После службы была работа по специальности: в совхозе имени Пушкина на разных должностях, 13 лет – главным инженером совхоза имени Абая, затем – заместителем директора по производству областной сельскохозяйственной опытной станции под началом признанного хлебороба и учёного Анатолия Никитовича Золотарёва. Там он окончил заочно Павлодарский индустриальный институт.

Пришли новые необходимые знания, профессиональный опыт. Создал семью: у них с женой Тамарой Яковлевной подрастали четверо сыновей.

Главное дело

В его жизни обычно получалось так, что не он выбирал работу, а она находила его. Так случилось и с возвращением в хорошо знакомое ему хозяйство – бывший совхоз имени Абая, ставший к тому времени коллективным сельхозпредприятием. «Сосватали» сюда Н.А. Миллера осенью 1994 года тогдашние глава района Т.В. Сыздыков и начальник райсельхозуправления Н.Т. Руденко, под руководством которого работал когда-то в этом совхозе сам Николай Александрович.

Это было вроде как повышение по должности. А по сути… Бывший совхоз развалился, созданное на его обломках коллективное сельхозпредприятие не состоялось, да и не могло состояться… От бывшего крупного стада дойного и мясного скота мало что осталось, захирело земледелие… И в глазах почти разуверившихся во всём земляков читался один-единственный вопрос: «Зачем приехал? Видишь, что у нас тут творится?»

Почему он согласился сменить вполне благополучную размеренную жизнь в Иртышской опытной станции на эту, сулившую одни лишь проблемы, головную боль, сплошные неприятности и полную неизвестность в перспективе?

– Дурак был, наверное, потому и согласился, – отшутился когда-то на заданный мною вопрос Николай Александрович, с которым мы познакомились два года спустя, когда здесь начались перемены к лучшему и, главное, в настроении людей.

Ну, а если серьёзно, то этому хозяйству было отдано 13 лет жизни, здесь родились дети, эта земля стала ему по-настоящему родной, и было больно видеть, как всё тут приходит в запустение… Были жизненные силы и профессиональный опыт, возможность ещё раз испытать себя. И, что немаловажно, было доверие вчерашних односельчан, единогласно проголосовавших на собрании за нового директора.

– В нужное время оказался в нужном месте, – подытожит позднее коллега и товарищ Николай Терентьевич Руденко. А другой товарищ и коллега – Елемес Бултыкович Касенов, руководивший крупным совхозом «Панфиловский», затем работавший первым заместителем акима Иртышского района и потому не понаслышке знавший, каково приходилось временами в бывшем совхозе Миллеру, скажет: вряд ли кому-нибудь ещё удалось бы здесь сделать столько, сколько сделал Николай Александрович.

Это особая история – о том, как вместе с поверившими в него земляками руководитель поднимал с колен хозяйство, приспосабливая к рыночным реалиям, как правдами и неправдами не дал приватизировать за бесценок, как это делалось повсеместно на селе, местный Дом культуры, детский сад, врачебную амбулаторию, другие социальные объекты. Всё сохранил, содержал за счёт хозяйства, а в лучшие времена отремонтировал и безвозмездно передал местному бюджету.

Сберёг созданные предшественниками (и им самим, кстати, тоже) производственные объекты: МТМ со всем оборудованием, механизированный ток, гараж и машинный двор со всей техникой, которую к тому же постоянно приращивал и обновлял. И, забегая вперёд, заметим: по оснащению самой современной сельхозтехникой ведущих мировых фирм не только в районе, но и в области не много найдётся хозяйств, способных соперничать с ТОО имени Абая, которым «хлебороб номер один», как его некоторые именуют, руководит уже почти три десятилетия. И это теперь многоотраслевое, многоуровневое хозяйство с дочерними предприятиями – перерабатывающими, транспортными и другими, управлять которыми помогают отцу сыновья. А село Голубовка, расположенное в ста километрах от районного и почти в трёхстах – от областного центра, остаётся одним из самых социально обустроенных в регионе. И даже на рядовую работу здесь берут далеко не каждого.

Подарки самому себе

Кто-то остроумно заметил: только безумные идеи имеют право на жизнь. Утверждение во многом спорное, но точно имеющее отношение к Н.А. Миллеру. В том смысле, что он порой сам себе усложняет жизнь, ставя перед собой, казалось бы, невыполнимые задачи.

Вот один из таких наиболее ярких примеров. Бывший совхоз Миллер принял, когда ему было 45 лет, а десять лет спустя он решил: к своему 55-летию посеет не менее 55 тысяч гектаров, а затем будет прибавлять к каждому новому году рождения ещё по тысяче. Такой вот своеобразный подарок самому себе. Или дополнительная обуза… Безумная затея… Считайте, как хотите.

Кто-то может, наверное, и не поверить, но все последующие годы он неуклонно следовал поставленной цели: каждый год прибавлял к площади обрабатываемой пашни по тысяче гектаров. Где он их брал все эти годы, ведь угодья хозяйства не резиновые и свободных площадей у него практически не оставалось? Он планомерно и целенаправленно вводил в севооборот брошенные земли развалившихся окрестных хозяйств, что было очень и очень непростым делом, ведь они, неиспользуемые годами, зарастали бурьяном в человеческий рост, и разрабатывать их заново было всё равно, что поднимать целину или залежь. Но и Миллеру, освоившему все тонкости и сложности степного целинного земледелия, упорства тоже было не занимать.

Однажды Николай Александрович попробовал подсчитать, сколько хлеба выращено возглавляемым им хозяйством за первые двадцать лет. И выходило не менее одного миллиона тонн. Теперь к ним можно смело добавить по меньшей мере ещё не одну сотню тысяч тонн. Но ведь он так или иначе растил хлеб на этой земле и в предыдущие годы. И отец – свыше сорока лет, и старший брат – двадцать лет, а теперь и дети растят. Так что счёт «семейному» миллеровскому хлебу идёт, без всякого преувеличения, на миллионы тонн. Так все они, кстати, ещё и оправдывают свою «хлебную» фамилию: «миллер» в переводе с немецкого – мельник.

* * *

Есть люди, которым, что бы они ни сделали, этого всегда будет мало. Вот и Николай Александрович после долгих раздумий решился взять под своё крыло опытное хозяйство «Иртышское». Эта бывшая областная опытная сельскохозяйственная станция – некогда крепкое зерновое (с научно-производственным уклоном) и животноводческое хозяйство, которому, как очень многим в пору экономического кризиса, не повезло, и принимал его Н.А. Миллер уже в жалком состоянии.

Взять же решил потому, что с ним связана важная часть его собственной жизни: не один год проработал здесь заместителем директора по производству, многому научился, приобрёл новый важный опыт, который затем использовал и в ТОО имени Абая.

Пришёл опять почти на руины и всего за несколько лет успел сделать очень многое. Налажена нормальная жизнь в Кызылжаре (так называется здешнее село) и в сфере экономики, и по части социального обустройства. Созданы и уже дают отдачу крупные массивы орошения, даёт продукцию новая современная высокотехнологичная молочно-товарная ферма, ведётся благоустройство села. А Миллеру приходится жить на два дома: в Голубовке и Кызылжаре. И он там и там успевает.

Не хлебом единым

Казалось бы, он выполнил всё, что предназначено мужчине: строил дома, сеял хлеб и сажал деревья, приобщил к семейному делу сыновей, даже книгу издал о своих родных и других дорогих ему людях… Но в его голове постоянно зреют новые идеи, которые, может быть, вовсе не его забота. Так было со строительством в Голубовке православной церкви и мусульманской мечети. И тут есть своя предыстория.

Семья Миллеров жила в селе Артёмовка – бывшем отделении бывшего соседнего совхоза имени Пушкина. Там родились Николай Александрович, его братья и сестра. На артёмовском кладбище похоронены их отец и мать, многочисленная родня. Самой же Артёмовки, некогда крепкого глубинного села, теперь нет: его постигла участь многих деревень и аулов, не переживших постперестроечного кризиса. Но кладбище никуда не делось, и Н.А. Миллер о нём по-сыновьи заботится. Содержит в порядке не только захоронения близких, но и перенёс сюда с обелиска, ныне сиротливо стоящего среди руин бывшего села, фамилии артёмовских мужчин, погибших на Великой Отечественной войне, заново увековечив их на плитах из чёрного мрамора. Соорудил оригинальные ворота у входа на кладбище. И точно такие же устроил на православном и мусульманском кладбищах в Голубовке, где работает его хозяйство.

Но посчитал, что этого недостаточно: созвал сельский сход, на котором предложил построить в селе церковь и мечеть. Сказал, что главные заботы и расходы по сооружению возьмёт на себя ТОО имени Абая. Добавил ещё: оба этих объекта должны стать общим делом, ведь храмы издавна возводились всем миром. И его поддержали.

Это особая история – как Николай Александрович искал и изучал проекты двух храмов. Как договаривался с проектировщиками и строителями… На это ушёл не один год.

Теперь оба храма-красавца украшают центр села, благоустроена территория вокруг них. Открыты они были с участием главных иерархов православной и мусульманской общин области. А православный храм по утрам и вечерам приветствует односельчан колокольным звоном, устроенным по специальной компьютерной технологии.

 Построен и открыт православный храм стараниями Н.А. Миллера и в Кызылжаре. Есть здесь и мусульманская мечеть, появившаяся благодаря участию других земляков.

А в Голубовке нельзя не обратить внимание на своеобразную выставку старой техники, в центре которой гусеничный трактор – ровесник целины, а по бокам десятка полтора отслуживших своё грузовых и легковых автомобилей. Тоже своего рода визитная карточка села и благодарная память о предшественниках.

Николаю Александровичу Миллеру – почётному гражданину области и Иртышского района, награждённому орденом «Құрмет», отцу большого семейства, труженику из тружеников, продолжателю дела предков, исполняется 75 лет. Скажем ему спасибо за уже сделанное и пожелаем долголетия и новых достижений в нелёгком, благородном труде, которому он посвятил свою жизнь и к которому приобщил сыновей.

Юрий ПОМИНОВ.

Фото из архива Валерия БУГАЕВА.