• Сб. Июл 27th, 2024

Завещано Павлодару

Янв 18, 2024

13 января в музее Шафера отметили день рождения Наума Григорьевича – известного коллекционера, профессора, на основе коллекции грампластинок и музыкальных записей которого был создан уникальный Дом-музей. На вечере, посвящённом его памяти, вспоминали о его детском пристрастии к собиранию пластинок и о том, что, несмотря на трудности, испытания, репрессии, он смог сохранить свою детскую коллекцию и продолжал пополнять её на протяжении всей жизни. 27 тысяч пластинок и музыкальных записей и 25 тысяч книг его личной библиотеки основали музей.

Наум Григорьевич завещал всё своё собрание городу, Казахстану. Он хотел, чтобы коллекция была сохранена без изъятий, в том самом виде, в каком была собрана и стала основой музея. Когда собираются в Доме-музее люди – все, кто имел счастье знать и общаться с ним, без воспоминаний не обходится.

– Нам, павлодарцам, повезло, – сказал журналист и писатель Юрий Поминов, – у нас был Шафер – человек большой души, которой хватало на всех. Мы много лет с ним общались, и когда я задумал цикл материалов для газеты «История любви» и готовил материал о Шафере и Капустиной, то несколько вечеров приходил к ним и слушал их откровенные рассказы. Они подарили мне материал для большого очерка. Жизнь Наума Григорьевича – это увлекательный роман. В каждом томе моих «Хроник смутного времени» и «Записок редактора» о Шафере можно прочитать десятки и десятки раз.

Журналист и писатель Сергей Горбунов тоже с большим чувством вспоминал о знакомстве с Наумом Григорьевичем:

– О нём можно говорить много и долго. Это Человек-глыба. Волею судьбы он оказался в Казахстане и считал его своей второй родиной. Любил и жил во имя нашей страны. Когда-то его и его коллекцию готов был принять Омск, там предлагали все условия для жизни и организации музея. Не согласился. Были и другие предложения, но Наум Григорьевич был непреклонен. Он собирал всю мировую музыку. Когда иностранцы узнавали о такой коллекции, удивлялись. Однажды гость из Англии увидел подборку пластинок, каких нет в самой Англии, написал о неизвестном там павлодарском профессоре, в фонотеке которого собрано около двухсот пластинок с английскими музыкальными произведениями, которых нет в их стране. Просила продать некоторые пластинки из коллекции певица Елена Камбурова. Не продал. Он старался найти и сохранить всё, что выходило в свет.

Сергей Александрович вспоминает о первой своей книжке рассказов «Красно-белый дед», которую прочитал и похвалил Наум Григорьевич: сказал, что возьмёт её с собой в Москву и отдаст в главную библиотеку имени Ленина тогдашнего СССР. Для него это была самая наивысшая похвала. Сергей Горбунов говорит, что Шафер всегда поддерживал начинающих писателей и поэтов. По-доброму оценивал и давал важные советы, что очень вдохновляло.

Такую же поддержку и внимание чувствовала журналист и поэт Ольга Григорьева.

– В руках у меня бесценная для меня книжка «Доверчивые тетради», – рассказывает Ольга Николаевна. – Это тёплое, какое-то домашнее название придумал Наум Григорьевич, в ней он говорит о моей поэзии. Я безмерно благодарна ему за этот труд. Его мнение о моих стихах для меня всегда было очень важным, значимым. И когда я начинала любое свое стихотворение, то мысленно сверяла и думала: что скажет и как оценит его Наум Григорьевич.

На встрече по традиции прозвучал юношеский «Вечерний вальс» Шафера, который в студенческие годы стал для него своеобразным счастливым билетом к встрече с композитором Евгением Брусиловским и занятиям композицией с ним. Включили и пластинку 1939 года из коллекции с любимым Наумом Григорьевичем «Казахским вальсом» в исполнении Куляш Байсеитовой.

Рассказать о «своём Шафере» могли бы больше половины участников встречи. Главное, что «вечера у Шафера» будут продолжаться, музей не прекращает свою работу. Именно этого хотел и это завещал Павлодару его верный сын. Хочется верить, что и новые поколения павлодарцев смогут не только по достоинству оценить его дар, но и сохранить его в целости.

Светлана ЧИСТЯКОВА.

Фото из архива Валерия БУГАЕВА.