Настоящий профессионал своего дела, Бота Кабыкенович на вернисаже тепло встречал своих гостей – коллег по цеху и просто ценителей живописного искусства, принимая от них самые искренние поздравления. В этот день в светлом экспозиционном зале музея царила необыкновенно теплая атмосфера, и казалось, что многие посетители с нетерпением ждали того момента, когда им удастся посмотреть произведения Боты Машрапова, собранные в одном месте. Их в экспозиции представлено более 40, и все они абсолютно разные. Так, наряду с уже известными работами автор представил зрителям свои совершенно новые творения, созданные в 2016-2017 годах.
С уверенностью можно сказать, что не только павлодарцы, но и многие гости областного центра видели достойное зимнее украшение Павлодара в виде ледового городка, что строился здесь в прежние годы. Каждую зиму, начиная с 1970-х годов, художник вместе с группой помощников создавал ледовые фигуры на радость юным горожанам. А вот мимо памятников воинам-«афганцам» и Антону Павловичу Чехову у одноименного русского драматического театра многие из нас вообще проходят практически каждый день. Кроме того, Бота Машрапов стал автором мемориального комплекса в Зеленой Роще, посвященного великой Победе. Все это говорит о том, что художник любит свой родной Павлодар, ведь в нем прожито 65 лет. Чтобы город становился только краше с каждым годом, он отдал немало сил и труда.
Известно, что Бота Машрапов родился в семье педагогов. Атмосфера, царящая в их доме, способствовала тому, что мальчик с детства увлекся рисованием. А потом рядом с ним всегда были талантливые и творческие люди, которые всячески его поддерживали. В 1983 году Бота Машрапов окончил Алма-Атинский государственный театрально-художественный институт (ныне Казахская национальная академия искусств имени Т. Жургенова), а в 1992 году пополнил ряды Союза художников РК.
Павлодарские искусствоведы называют Боту Кабыкеновича разноплановым мастером. Он силен в живописи, создает уникальные интерьеры музеев, клубов и Дворцов культуры, работает постановщиком массовых зрелищных мероприятий («Семей-Невада», «Здоровье – народу», «Этноаул» и другие). Но своим главным призванием он, конечно, считает скульптурное дело. Им создано более 20 бюстов и памятников известным людям Прииртышья.
Бота Машрапов – открытый и общительный человек. Беседуя с ним, непременно хочется понять, как он создает свои работы и есть ли какие-то задумки, которые ему всё еще не удалось претворить в жизнь.
– Еще с молодости я думаю об одном масштабном проекте, – рассказывает художник. – У человека есть пять самых главных чувств, помогающих ему познавать жизнь. Искусство для зрения уже придумано – это то, что мы можем видеть. Для слуха, как известно, создана музыка, а для обоняния – самые разные ароматы. Гастрономия радует наши вкусовые рецепторы. Теперь необходимо уделить внимание искусству для осязания. К примеру, произведения из камня или из дерева смогут потрогать даже незрячие люди. Я бы хотел организовать такую выставку со всеми условиями для них, в том числе с названиями экспонатов, написанными шрифтом Брайля. В такой коллективной выставке могли бы принять участие разные авторы.
В представленной коллекции есть произведения, на которых изображены природа Павлодарского Прииртышья, родные и друзья автора. В их числе «Весна», «Отдых в пути», «На берегу озера Сабындыколь», «Автопортрет с отцом и сыном», «Портрет Т.И. Кузиной» и многие другие.
Кстати, интересный сек¬рет одной из работ под названием «Ночная мелодия», написанной в 2016 году, раскрыла сноха Боты Кабыкеновича – Айгерим Машрапова. Она рассказала, что на картине, где изображен Баянаульский район, рассматривая зеленую траву, можно увидеть имена самых близких родственников художника. Если посмотреть на скалы, то можно разглядеть лежащую женщину, водопад автор сделал похожим на казахский музыкальный инструмент кобыз, а дерево с повязанными на нем разноцветными ленточками и кусочками материи представляет собой шамана.
– Этот случай произошел со мной около 20 лет назад, а картину я написал только в 2016 году, – говорит мастер. – Тогда мы возвращались из Баянаула и увидели, как около ручья девушка играла на кобызе. Мои попутчики остановились там, хотя нам нужно было ехать домой, чтобы успеть добраться засветло. Но мелодия поразила меня, поэтому я тоже остановился и слушал ее. Оказывается, какое-то событие может оставаться в памяти на долгие годы. Я вернулся к этим воспоминаниям в прошлом году и написал эту картину.

Марина КИСЕНКО.
Фото Владимира БУГАЕВА.

 

irstar.kz