• Пн. Дек 9th, 2024

Будет ли отложенный эффект?

Авг 22, 2023

В сельском хозяйстве сегодня действует очередная программа развития АПК. Она написана по параметрам национального проекта развития АПК на 2021-2025 годы. Его основная цель – создание конкурентоспособного агропромышленного комплекса за счёт повышения производительности труда в два с половиной раза, увеличения экспорта продукции агропромышленного комплекса в два раза и обеспечение социально значимыми продовольственными товарами отечественного производства.

Планы до эффекта засухи

Сегодня трудно рассчитать, как будет выглядеть АПК области после того, как эффект нынешней засухи на полях начнёт действовать на наши результаты и прямо, и опосредованно. Но мы по-прежнему ориентируемся на план развития Павлодарской области на 2021-2025 годы. Цель этого плана – в том числе повышение конкурентоспособности отраслей агропромышленного комплекса. В частности, к 2025 году заданы ясные индикаторы развития: повышение производительности труда в 2,5 раза, то есть до 5 миллионов 456 тысяч тенге на одного работающего; увеличение привлечённых инвестиций в основной капитал сельского хозяйства до 141 миллиарда тенге; увеличение привлечённых инвестиций в основной капитал и в производство продуктов питания до 8,5 миллиарда тенге. Это лежит в основе действий АПК области. Для достижения поставленных задач обеспечивается достаточное финансирование сельхозтоваропроизводителей области в виде субсидирования, реализуются инвестиционные проекты, оказывается государственная поддержка при приобретении новой сельскохозяйственной техники и так далее.

Ежегодно агропромышленный комплекс региона получает весомую государственную поддержку. Финансирование отрасли увеличивается, и не только прямое. Итоги предыдущих лет и цифры по полугодию говорят о некоторой результативности работы. За шесть месяцев нынешнего года валовой продукции сельского хозяйства в области произведено на 114,2 миллиарда тенге, а это рост на 4,2 процента. А если брать результаты последних трёх лет, то производство сельскохозяйственной продукции в денежном выражении увеличилось в два раза, правда, с учётом ценового фактора, ведь цены растут. При этом мы два года до разразившейся в этом сезоне засухи собирали более миллиона тонн зерна. В этом году, конечно, подобного результата даже близко не стоит ожидать.

А до грядущего удара по отрасли павлодарцы оставались лидерами в выращивании гречихи, обычно мы производим её гораздо больше половины всего сбора в республике, намолачивали до 40 процентов республиканского урожая проса. Вообще-то, и каждая пятая тонна картофеля, каждая третья тонна моркови тоже производятся у нас. Но всё это было реальным до нынешней засухи, она во многом остановит наше поступательное движение вперёд.

А сделано многое

Понятно, нынче тоже рассчитывали на рост, общую посевную площадь сельскохозяйственных культур довели до 1 миллиона 640 тысяч гектаров, прирастив её на пять процентов. Зерновые культуры заняли нынче 982,8 тысячи гектаров, расширившись на 30 с половиной тысячи гектаров. Масличные посеяли на 289 тысячах гектаров, картофель выращивается на 25 с половиной тысячах гектаров. Овощи и бахчевые культуры занимают 9,8 тысячи гектаров, здесь тоже произошло расширение полей. Больше внимания уделили и кормовым культурам, их разместили на 334,7 тысячи гектаров, расширив площади этих культур на 13 процентов. То есть продолжили приращивать посевы. И вот такой удар перед началом уборочной…

Не будет преувеличением сказать: в последние годы сельскохозяйственная отрасль стала привлекательней в структуре экономики области. Приток инвестиций в сельское хозяйство Павлодарского Прииртышья увеличился в два раза, вводятся крупные инвестиционные проекты. А за счёт внедрения передовых технологий, диверсификации посевных площадей сельскохозяйственных культур, расширения орошаемых земель в прошлом году валовой выпуск продукции сельского хозяйства дошёл почти до 450 миллиардов тенге. Это значит, что производительность труда в агросекторе области устойчиво росла. Однако теперь придётся считаться с новыми реалиями – мы значительно недополучим валовой доход, после жестокой засухи не удастся продавать зерно в прежнем тоннаже. Хотя и в нынешнем году на развитие растениеводства выделялись миллиарды тенге. Засуха многое перечеркнула: зерновые частью уже списаны, частью угнетены до предела, и если удастся в среднем собрать хотя бы по 4 центнера с гектара, и то хорошо. Хлеба низкорослые, с совершенно щуплым зерном. То же самое с бобовыми культурами. Масличных культур тоже не соберём в прежних объёмах. А вот на орошаемых землях тот же картофель может дать не худшую урожайность, овощи и бахчевые тоже. Кормовые поля на орошении выглядят не хуже ожиданий.

Это ещё раз высвечивает преимущества дальнейшего развития в области орошаемого земледелия – эффективного в смысле производства продукции и довольно прибыльного. Поэтому Президент страны Касым-Жомарт Токаев и дал поручение в два раза увеличить площади орошаемых земель в Павлодарской области, довести их до 300 тысяч гектаров. Над этой задачей идёт работа, надо ещё и ещё раз всё обдумать, взвесив наши силы и возможности. Ведь задача чрезвычайно масштабна.

С другой стороны, Павлодарская область обладает значительным потенциалом для развития поливного земледелия. И многое делается: если в 2018 году мы добавили 11,8 тысячи гектаров орошения, в 2019 году – 15,6 тысячи га, в 2020 году – 24,6 тысячи, потом – ещё 10,3 тысячи гектаров, а в этом году вводим дополнительно девять тысяч гектаров поливных земель. Каждый год в области идут в жизнь новые проекты по подведению инженерно-коммуникационной инфраструктуры к орошаемым участкам. И нынче в работе три проекта на 3,5 тысячи гектаров по линии РГП «Казводхоз», эта же структура ведёт канал «Иртыш – Успенка» для обводнения 10 тысяч гектаров, четыре проекта осуществляются по Дорожной карте бизнеса, один орошаемый участок строится на собственные средства предпринимателя. А в загашнике у нас ещё 23 проекта с уже разработанной проектно-сметной документацией, они предусматривают подведение инженерно-коммуникационной инфраструктуры. Общая их стоимость – 22,4 миллиарда, а обводнить с их помощью можно будет 21,6 тысячи гектаров. Пока же в регионе площадь потенциально орошаемых земель насчитывает более 150 тысяч гектаров, реально поливается 64,8 тысячи гектаров.

И техника,

и деньги

Естественно, в современном сельском хозяйстве важный аспект – кредитование крестьян и субсидии. На этот год выделено из бюджетов всех уровней в общей сложности 42,7 миллиарда тенге. И за первое полугодие в АПК региона в общей сложности освоено 20 миллиардов 496,5 миллиона тенге. Структурными подразделениями АО НУХ «Байтерек» уже выдано 523 кредита на 29 713,5 миллиона тенге. Из них через АО «Аграрная кредитная корпорация» пошло 360 кредитов на 13 536,5 миллиона тенге, в том числе и для пополнения парка сельскохозяйственной техники. Нынче под покупку техники кредиты крестьяне тоже брали – через АО «КазАгроФинанс» на приобретение сельхозтехники кредитовано 163 заёмщика на 16 миллиардов 177 миллионов тенге. В результате приобретено 486 сельхозмашин разного назначения.

Дело не одного дня

Обновление техники – давняя беда агропрома. У нас, мягко говоря, обновление идёт медленно, возраст машинно-тракторного парка оставался большей частью от десяти лет. А общий износ техники доходит до 80 процентов, средний возраст двух третей зерноуборочных комбайнов и тракторов – от 15 до 18 лет, при нормативном сроке эксплуатации – 8-10 лет. И это несмотря на то, что за последние три года машинно-тракторный парк области пополнился 3 061 единицей новой техники. Её крестьяне закупили в общей сложности на 62 миллиарда тенге (2019 год – 770 единиц на 14,5 миллиарда тенге; 2020 год – 1 179 единиц на 19,8 миллиарда; 2021 год – 1 112 единиц на 27,7 миллиарда тенге). О кредитовании техники в этом году мы уже сказали. То есть технику сельхозформирования побогаче всё-таки берут, ведь без современной невозможно осваивать новые технологии в сельском хозяйстве. Но всего, что покупается и за свой счёт аграриями, и благодаря лизингу, субсидиям, явно недостаточно для достижения нормативных показателей обновления машинно-тракторного парка региона. При этом с прошлого года, при планировании закупок, говорили, помнится, что до 2025 года планируется приобретение более четырёх тысяч единиц новой сельскохозяйственной техники. А пока работаем на том, что есть, и довольно успешно, надо сказать. Во всяком случае, всегда успеваем готовить имеющуюся технику к проведению агротехнических мероприятий. Вот и в этом году машинно-тракторный парк области оказался полностью подготовлен к посевным, а теперь уже и к уборочным работам.

Животноводство потянет удар засухи?

Года два-три назад у нас разрабатывалась программа развития животноводческой отрасли на перспективу. Каковы её ориентиры? В каком состоянии сегодня выполнение этой программы, в том числе и относительно первых результатов работы животноводства в этом году? Всё в пределах общереспубликанских задач. Работа строится согласно национальному проекту развития АПК на 2021-2025 годы. Именно в нём прописаны индикаторы роста (надой от коровы, породное преобразование, средний живой вес и так далее). И к 1 июля нынешнего года производство мяса в живом весе увеличено на 3,3 процента относительно уровня прошлого года, молока – на 4,9 процента, правда, немного упало производство яиц. Молока произвели 213,2 тысячи тонн, мяса в живом весе – 49,4 тысячи тонн, яиц – 112,9 миллиона.

При этом у нас неуклонно растёт поголовье. К началу июля в области числилось 643,7 тысячи голов крупного рогатого скота – рост поголовья на 4,1 процента. Увеличилось поголовье овец и коз, свиней, лошадей. И даже вдвое вырос экспорт мясной продукции. При этом мало кто задумывается о том, как меняется градация производства в организованных хозяйствах и личных подсобных хозяйствах, обделённых вниманием государства при распределении субсидий.

А ведь мяса в живом весе в организованных хозяйствах производится только около 59 процентов, в личных подсобных хозяйствах по году – более 34,4 тысячи тонн или свыше 41 процента. По молоку соотношение примерно такое же. При этом стало фактом увеличение производства продукции в организованных хозяйствах, что, безусловно, связано с оказанием государственной поддержки именно ТОО, кооперативам и фермерским хозяйствам. А в отношении ЛПХ, по-прежнему производящих более чем значительную часть животноводческой продукции, продолжается дискриминационная политика, когда речь идёт о государственной поддержке. В кооперативы ЛПХ объединяться не хотят, а без этого им отрезан доступ к получению субсидий. Логика просто зашкаливает, ведь во главе должен быть принцип – «больше производить», а не «кем производится продукция». У нас же логика в нынешней политике какая-то извращённая.

Понятно, что именно организованные структуры расширяют бизнес. Именно они могут с использованием государственных субсидий начинать и вести новые инвестиционные проекты. И разница в подходах усугубляется. Вот и засуха показывает: организованным хозяйствам смягчат удар с помощью субсидирования заготовки кормов, оттягивания расчётов по кредитам, удешевлённому горючему. ЛПХ тут со своим скотом остаются вне программ, потому что ЛПХ, а значит, «неорганизованные» хозяйства. Это, согласитесь, ненормально. И как поступить именно сейчас, когда ЛПХ начинают резать скот в ожидании бескормицы, пора решать.

Тем более все вроде бы понимают: продукция личных подсобных хозяйств по-прежнему остаётся важным звеном в отрасли, прежде всего в животноводстве. В области работают больше сотни заготовительных пунктов по молоку и мясу. У кого они закупают продукцию? Да у тех же ЛПХ. А если последние вынуждены будут остаться без скота – что станет со всей этой структурой? Как себя будут чувствовать переработчики сырья? А у нас в области больше 250 объектов переработки, в том числе сырьё из ЛПХ.

Понятно, что возникшие проблемы – это тоже эффект засухи. Он может стать долгоиграющим и очень болезненным. Сейчас бы думать и думать – как сгладить этот отложенный эффект?

Владимир ГЕГЕР.

Фото с сайта agro.e-mordovia.ru.