• Чт. Ноя 21st, 2024

Чёрно-белый рассказ

Авг 1, 2023

В Павлодаре впервые проходит выставка «Сөйле, сурет» казахстанской художницы Ансаган Мустафы, создающей «говорящие» картины. Её работы похожи на мотивационные плакаты, и многие из них заставляют глубоко задуматься о проблемах современного общества. В них автор особенно часто поднимает темы безответственного материнства, человеческих зависимостей, взаимоотношений мужчин и женщин и семейно-бытовых конфликтов. Экспозиция из 56 произведений недавно презентована в Павлодарском областном художественном музее имени Н. Нурмухаммедова.

Работы этой художницы популярны не только в Казахстане, но и за рубежом. Они выставлялись более чем в 50 странах мира, в том числе в Италии, Франции, Великобритании, Южной Корее, Иране, Колумбии, Бразилии, Аргентине и других.

Зрители, побывавшие на открытии выставки в Павлодаре, говорят: в первую очередь, заходя в экспозиционный зал, обратили внимание на чёрно-белую гамму представленных произведений. Все они выполнены тушью и гуашью. Дальше при детальном изучении художественных экспонатов они бьют не в бровь, а в глаз уже своим содержанием.

«Мама, наверное, меня убьёт!» – одна из самых популярных картин Ансаган Мустафы, и в ней автор поднимает тему подростковой беременности. Это её творение широко распространилось среди пользователей социальных сетей и переведено в интернете на девять языков. Кстати, несколько лет назад в Алматы даже появилась граффити-копия этой работы.

– Мы открыли выставку социальных плакатов казахстанской художницы и дизайнера. Ансаган Мустафа через свои работы говорит о несправедливости в жизни, показывает, чем «болеет» наше общество, о чём мы не говорим вслух, а чаще умалчиваем. В последнее время мы видим интерес общества к таким плакатам в интернете, поэтому сейчас они выходят в наш экспозиционный зал. Выставка «Сөйле, сурет» за десять лет, начиная с 2014 года, уже побывала в разных городах Казахстана и в 50 странах мира. Все работы подписаны на государственном языке, мы не стали их переводить. Да это и не нужно, потому что здесь всё понятно и без слов, – отмечает заместитель руководителя областного художественного музея, искусствовед Ольга Пашко.

Как рассказала сама автор выставки Ансаган Мустафа, темы для своих картин она берёт из жизни обычных людей, а ещё из разных информационных материалов, публикующихся в СМИ. По словам художницы, иногда, сталкиваясь с какой-то острой темой, она хочет ещё глубже её раскрыть, но уже при помощи визуализации. Свои работы она чаще всего демонстрирует на своей личной странице в соцсети Facebook.

В другой своей картине под названием «Моя» Ансаган Мустафа показывает, что в детстве два ребёнка из одной семьи соперничают за внимание своей матери, а в следующем фрагменте этой же работы видно, как пожилая женщина, вырастив этих детей, остаётся совсем одна. Художница подчёркивает: раньше у нас не было подобных проблем, ведь дети всегда почитали своих родителей, а теперь статистика показывает, что среди казахского народа есть люди, чьи родители оказываются в домах престарелых.

– Социальные проблемы схожи во всех странах мира, – говорит А. Мустафа. – Когда мои работы выставлялись в Бразилии, я увидела, что жителей этой страны во многом волнует то же самое, что и нас. Например, там тоже есть ленивые и неработающие мужчины, брошенные дети, а ещё зависимые от мобильных телефонов люди. Оказалось, что это общие проблемы человечества. Тема, на которую я хотела бы создать работу в будущем, касается ещё более глобальной проблемы – в мире становится всё меньше чистой воды. Сейчас много художников хотят обратить внимание на экологические проблемы. И я тоже начала задумываться над этой темой.

Ансаган Мустафа рассказала, что рисовать начала с детства, когда мама брала её с собой на работу в редакцию газеты «Ақ босаға». Творческие навыки стали развиваться, когда, наблюдая за процессом выпуска газетного номера, девочка создавала рисунки на интересующие её тогда темы. А позже в редакции стали поручать задания – проиллюстрировать материалы, за что Ансаган с большим удовольствием бралась. Отсюда и пошёл выбор чёрно-белых цветов, ведь в газете иллюстрации печатались именно такими. С другой стороны, если бы сейчас смысловые картины художницы имели яркие оттенки, то зритель воспринимал бы их только как красивую картинку. Так работает наше визуальное восприятие.

Отметим, что Ансаган Мустафа родилась в 1979 году в селе Миялы Атырауской области. В 1997 году она получила образование в колледже при Казахской Национальной академии искусств имени Т. Жургенова по специальности графический дизайн в Алматы, а затем продолжила обучение уже в самой академии.

Выставка «Сөйле, сурет» будет работать в Павлодарском областном художественном музее имени Н. Нурмухаммедова до 20 августа.

Марина КИСЕНКО.

Фото Валерия БУГАЕВА.