• Чт. Май 16th, 2024

ПоЛАДили

Июл 23, 2023

Ансамбль русских народных инструментов «Лад» областной филармонии имени Исы Байзакова недавно вернулся из Санкт-Петербурга, где принял участие в Международной неделе балалайки «Русское чудо». Неделя оказалась очень насыщенной, она включала и научно-практическую конференцию, и мастер-классы, и двухдневное выступление участников в уличном фестивале. Из собравшихся на фестиваль артистов был даже составлен сводный ансамбль русских народных инструментов, представивший зрителям специальную программу.

Питер – родина балалайки?

Надо отметить, что фестиваль этот очень молодой – первый состоялся в 2018 году, потом был второй, а затем – пандемия, которая все культурные мероприятия перевела на удалёнку. В нём могут принимать участие не только российские коллективы и исполнители, но и зарубежные. Частыми гостями фестивали были изначально белорусы. А вот казахстанцы приехали в Санкт-Петербург впервые. И «Лад» был единственным участников из Казахстана, а вот Беларусь была представлена нескольким городами – и Брест, и Гомель, и Минск, и Барановичи.

Место и время для проведения Недели балалайки выбраны совсем не случайно. Сначала о времени. В конце июня отмечался День балалайки. Праздник относительно молодой, и его инициатором стали сами музыканты-народники (играющие на русских народных инструментах). Днём рождения балалайки стала дата первого письменного упоминания этого инструмента. И в нынешнем году балалайка даже отметила юбилей – 335 лет. Хотя, думается, реальный её возраст куда более солидный.

А почему такой светский, такой европейский Санкт-Петербург стал местом проведения фестиваля? Потому что именно этот город считается родиной балалайки. Правда, балалайки концертной. Наверное, ни точный год рождения, ни настоящего «отца» народного инструмента установить уже невозможно. А вот имя человека, который сделал балалайку известной, благодаря которому она стала звучать во всём мире, знают все музыканты-народники.

Василий Андреев родился в конце девятнадцатого века в Тверской губернии, отец его был купцом, мать – из дворянской семьи. Мальчик был одарён музыкально, и с ранних лет его увлекали народные инструменты, игре на них он выучился самостоятельно. В Санкт-Петербургской консерватории учился по классу скрипки. Ему было 22 года, когда в своём поместье он услышал игру на балалайке местного музыканта-самородка и был поражён возможностями инструмента. Именно тогда сам Андреев «заболел» балалайкой, загорелся идеей её усовершенствовать. Уже через год он выступал сольно с балалайкой, а ещё через два – дебютировал с новым, улучшенным в акустическом отношении инструментом в Благородном собрании Петербурга. Конечно, Андреев и сам производил впечатление – светский лоск в сочетании с виртуозной игрой на народном инструменте, и он быстро стал популярным, а вместе с ним популярной стала и балалайка. В 1887 году, когда Василию Андрееву было всего 26 лет, по его чертежам была создана хроматическая балалайка и её разновидности – пикколо, прима, альт и бас, открыты первая школа для балалайки, учебные классы по игре на ней, создан кружок «Любителей игры на балалайках», который и стал первым оркестром народных инструментов в России. Позднее в него были включены другие воссозданные старые инструменты – гусли, домры, жалейки и остальные. Этот оркестр-кружок давал триумфальные концерты по всему миру, во Франции Андреев был избран почётным членом Академии искусств, его наградили Орденом Почётного легиона. В 1914 году в России он получил звание «Солиста Его Императорского Величества». Этот удивительный человек ушёл из жизни в конце декабря 1818 года. Вся его жизнь всегда была связана с северной столицей России.

Так что нет ничего удивительного в том, что именно в Санкт-Петербурге так широко принято отмечать День балалайки, правда, одного дня для большого музыкального праздника всегда мало, поэтому фестиваль и превратился в Неделю балалайки. На ней и побывали павлодарские музыканты.

Международный оркестр

Неделя балалайки пролетела стремительно, и каждый день был наполнен разными интересными событиями. Оксана Петрушкина – руководитель павлодарского ансамбля русских народных инструментов «Лад», отличник культуры РК, рассказала, что чрезвычайно интересными и информативными стали мероприятия в консерватории имении Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге. В ходе научно-практической конференции с интересными докладами выступили профессора консерватории, прозвучали новые данные о самом Василии Андрееве, о деятельности и репертуаре его знаменитого «Кружка любителей игры на балалайках», обсуждали методики обучения, современные тенденции, новые музыкальные сочинения для народных инструментов – в общем, темы поднимались самые разные. Дали на конференции слово и приехавшим зарубежным гостям. Например, Оксана Викторовна выступила с докладом «Ансамбль русских народных инструментов в Казахстане как способ информационного музыкального пространства». В ходе конференции состоялось и несколько мастер-классов видных питерских музыкантов – композиторов и исполнителей, заслуженных деятелей культуры Российской Федерации. Тогда же был создан большой сводный оркестр из 35 исполнителей, в который включили участников фестиваля и разных городов и стран.

Такой оркестр, состоящий только из балалаек, от пикколо до контрабаса, был идеей Василия Андреева, и его идею удалось реализовать. Репертуар подобрали самый разнообразный – от произведений Андреева и классики до современной зарубежной эстрады, звучала даже песня ансамбля «ABBA». Дирижировал необычным коллективом питерский дирижёр Андрей Долгов. В этом оркестре выступали и два музыканта из Павлодара – Виталий Жидков и Андрей Арусланов.

Оксана Петрушкина рассказала, что фестиваль не включал в себя конкурсы, это был скорее обмен опытом, информацией, исполнительским мастерством. И то, что музыканты не соревновались друг с другом, наверное, делало атмосферу мероприятия более непринуждённой, свободной. Однако принять участие в нём могли не все желающие – чтобы добиться приглашения на фестиваль, следовало ещё пройти тщательный конкурсный отбор.

Перед поездкой павлодарцы приготовили и собственную программу. В неё включили «Жайлау би» – произведение Мухаметкали Тналина, которое в Казахстане, конечно, более привычно слышать в исполнении домбры. Но как известно, все народные инструменты родственны по своей природе, в том числе домбры, балалайки и домры. Прозвучали произведения и народного артиста России, композитора и исполнителя из Омска Александра Цыганкова, с которым наш оркестр связывают давние дружеские отношения – музыкант приезжал в Павлодар, выступал вместе с павлодарским «Ладом», и это был настоящий праздник народной музыки.

В первые дни июля в Санкт-Петербурге на открытых площадках состоялись выступления для широкой публики разных коллективов – это был и знаменитый сводный оркестр балалаечников, и приехавших из зарубежья артистов, и известных питерских групп – «БисКвит», «Квинтет четырёх», «Эссе-квинтет», «Балалайка JAM»; выступили музыканты Театра песни и танца «Морошка», Государственного оркестра русских народных инструментов «Метелица». А ещё гости праздника побывали в «Городке Балалайкер», где ремесленники «Академии мастеров» провели мастер-классы, посетили «Мастерскую русского Страдивариуса», увидели интерактивную выставку производителей балалаек Doff (Санкт-Петербург), Lapin (Пермь).

Оксана Петрушкина говорит, что обсуждали и увлечение электроинструментами. Есть не только электрогитары, электроскрипки и прочее, но и электробалалайки разных размеров. С одной стороны, выглядит и звучит это современно, новаторски, но с другой – теряет природный тембр настоящего народного инструмента, голос которого важно сохранить. Речь не о том, чтобы отвергнуть все электрические музыкальные инструменты, а о том, что каждому – своё место и время. В ходе фестиваля познакомились наши артисты с Леди Балалайкой – россиянкой Еленой Ворфоломеевой, подготовившей свою программу с одноименным названием.

Но, наверное, самое главное богатство, которое павлодарские музыканты привели с собой из этой поездки, – это свежие идеи и множество печатной продукции – ноты, методички, программа обу­чения по классу домры и многое другое. Оксана Петрушкина говорит, что, конечно, многие ноты можно найти и в интернете, но там нередко встречаются ошибки, и получить в подарок нотные сборники были огромной удачей. Да и современные аранжировки различных произведений, прозвучавших в исполнении сводного оркестра балалаечников «Русское чудо», наши артисты тоже могут использовать в своей работе.

Такие поездки, знакомство с другими исполнителями, с маститыми музыкантами всегда дают новый импульс для развития. Так что, похоже, в ближайшем филармоническом сезоне «Лад» порадует своих почитателей новыми открытиями.

Галина ЕГОРОВА.

Фото предоставлены ансамблем «Лад».