• Чт. Ноя 21st, 2024

Остановить мгновенье

Ноя 28, 2023

Фотовыставка «Запечатлённые мгновения» недавно открылась в Доме-музее Д.П. Багаева. Горожане могут ознакомиться здесь с работами Александра Крашенникова, члена фотоклуба «Орион». Персональная выставка была организована к юбилею известного павлодарского телеоператора и фотографа – в день её открытия автору работ исполнилось 65. Он представил работы разных лет: от чёрно-белой до цветной фотографии, начиная с восьмидесятых годов – портреты, пейзажи родного края, зарисовки.

Увлечение на всю жизнь

В 1977 году Александр пришел работать на областную студию телевидения: сначала осветителем, а потом оператором, и не раз бывал на съемках в фотоклубе «Орион». А в 82-м тоже стал его участником. Он с юности занимался фотографией. С ранних лет работал на тракторном заводе электромонтёром и на первые заработанные деньги купил фотоаппарат «Смена-8» и фотоувеличитель. Вспоминает, что во время печати фотографий постепенное появление на белой бумаге в ванночке с проявителем изображения воспринимал как таинство. Однажды на съёмке очередного сюжета он узнал о существовании фотоклуба и поговорил с его участником Александром Петренко. Тот пригласил его в клуб, и телеоператор согласился.

– Это был совершенно другой мир, потому что там люди занимались другой фотографией, – вспоминает Александр, – авторской, которая была адресована не просто друзьям и родственникам, а широкому кругу зрителей.

Став членом «Ориона», он начал участвовать в различных всесоюзных и республиканских фотовыставках. К примеру, в 1987-м его работы выставлялись на Одесской юморине. И, конечно, в копилке мастера немало различных наград. Его персональные выставки организовывались дважды – в 2015 и 2018 годах. Нынешняя – третья по счёту.

– Для меня большая честь выставляться именно в этом легендарном месте: в доме, где жил и работал Дмитрий Поликарпович Багаев, так много сделавший для сохранения истории родного края, – говорит Александр. – На этой выставке я постарался представить свои работы разных лет. Основу экспозиции составляют пейзажи, есть портреты людей, которые мне дороги. Может быть, не все фотографии представляют высокую художественную ценность, но эти люди для меня значимы.

Звёзды «Ориона»

Ни одна встреча, ни одна выставка павлодарских фотографов не обходится без того, чтобы участники клуба «Орион» не вспоминали о своём удивительном сообществе. Сергей Гришин, поздравляя коллегу, отметил: в жизни каждого «орионовца» клуб – это становление его как фотографа, сам клуб играет заметную роль в жизни не только его участников, но и всего Павлодара.

– Мы учились друг у друга, – рассказывает Сергей Гришин, – хотя был и учебный план, и творческие заседания по средам. Благодаря Александру у нас в архиве сохранились два телефильма о клубе. В одном можно увидеть выступление Едыге Ниязова, другой посвящён открытию «орионовской» выставки. Она была большая – более 150 работ Артура Меттуса, Едыге Ниязова, Бориса Краснянского… Работая оператором, Крашенников снял много репортажей, сюжетов, фильмов, но остался увлечённым фотографом – это ценно.

Воспоминания об «Орионе» дополняет и сам юбиляр:

– В фотографию, в ее развитие, начиная с первых фотокадров, были вовлечены все технические средства, здесь и оптика, и механика, и свет, и химия… И пока мы обучались этому «мокрому» процессу, постигали столько, что в школе не узнаешь. Приходилось многому учиться, пробовать разные проявители, составы, плёнки и объективы. Чтобы получилась фотография, мы обрастали знаниями в разных областях. Развивались творчески, видя композицию, перспективу, свет и светотень, другие необходимые нюансы. И поэтому фотография захватывала всё и вся. Случалось, что хотелось только печатать, и я мог часами не вылезать из своей маленькой лаборатории, оборудованной в квартирной кладовке. Мне хотелось не фотографировать, а ловить момент магии – появления готового снимка. Бывало и наоборот: по два месяца не заходил в лабораторию, всё время держал фотокамеру наготове. Даже в магазин шёл с ней. И вообще, в фотоклубе был стимул заниматься фотографией. Ведь мы собирались каждую среду, и этого общения я ждал с нетерпением. Там были уникальные люди – прекрасные фотографы, наделенные многочисленными талантами, имевшие разносторонние интересы. Например, Артур Александрович Меттус – композитор, и в то же время астроном, которого сложно назвать просто любителем. Он так увлекался космосом, что мог в это дело втянуть любого. Сам смастерил себе телескоп и наблюдал по вечерам. Помню, как осенью появляется на небе созвездие Ориона, и мы на балконе минут двадцать слушаем его лекцию о нём. А какие были шахматные баталии! Люди были многогранные.

Известный павлодарский фотограф и меценат, благодаря которому дом Багаева в своё время стал музеем, был восстановлен павильон фотомастера, а также инициатор и спонсор ряда выставок Александр Пархоменко тоже вспоминал «Орион». Сюда он пришёл в 1977 году подростком. Его живо интересовала фотография, он засыпал бесчисленными вопросами Едыге Ниязова – руководителя школьного фотокружка. И тот решил привести любопытного парня в клуб. Там он встретил мэтров фотографии.

– Александра я хорошо помню, сначала он приходил со своей телекамерой – шикарной, тяжеленной, – вспоминает А. Пархоменко. – Однажды я взял её на плечо и позавидовал. В то время это была чрезвычайно необычная, сложная и престижная работа. Я даже подумывал: а не пойти ли мне в операторы? Но у меня были другие планы. Саша такой добросовестный, аккуратный, пунктуальный, участвовал во всех конкурсах и сохранил преданность фотоделу. Радостно сегодня побывать на его выставке, замечательно, когда на протяжении многих лет человек занимается любимым делом.

Видео или фото?

Увлечение фотографией и занятия в фотоклубе «Орион» благотворно сказались на работе оператора. Порой его видеозарисовки о природе чем-то напоминали ожившие фотографии, где есть выверенная композиция, игра света и тени. В 2000-х годах Александр перешёл на цветную фотографию, и в них стали преобладать пейзажи, где буйство красок отражалось в полной мере. Однако в разговоре о том, как умудрялся переключаться с видеосъемки на фото, говорит, что давалось это непросто.

– На студии иногда было по нескольку съёмок в день, а это совсем другой взгляд, техника, много своих нюансов, – рассказывает он. – На фотографирование необходимо было перестраиваться. И иногда я ловил себя на том, что на фото снимаю как на видео, совсем не так, как надо, и порой входил в ступор. Нужно было перестроиться на объект, учесть композицию, особенности света, выбрать правильный фон. На видео кадры идут один за другим, переходят от общего к среднему или крупному. Совсем по-другому работаешь.

В Доме-музее Багаева представлено 50 работ Александра Крашенникова, всего же в его коллекции их более 200. Выставка продлится до 15 декабря. И все, кто придут сюда, обязательно получат множество приятных впечатлений и заряд хорошего настроения.

Светлана ЧИСТЯКОВА.

Фото Александра КРАШЕННИКОВА.