• Пн. Май 20th, 2024

Ловушка для Журдена, или Как мещанин султана встречал

Ноя 30, 2023

Спектакль в спектакле недавно представили зрителям на сцене Павлодарского областного театра драмы имени А.П. Чехова. На этот раз публика имела возможность оценить комедийную премьерную постановку «Полоумный Журден», созданную по произведению Михаила Булгакова, который мастерски адаптировал для театра известную пьесу Жана-Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве» (или «Мещанин-дворянин»), написанную французским комедиографом ещё в 1670 году.

И хотя все события разворачиваются несколько веков назад, «чеховцы» уверены: пьеса поднимает актуальные на все времена темы, рассказывая о лжи, лицемерии, зависти и предательстве. Режиссёром свежей постановки стал Александр Аммосов, для которого это амплуа пока ещё новое, однако он уже успел подготовить для павлодарского театра несколько успешных спектаклей – «Будьте здоровы!», «Чиновник», «До третьих петухов», «Свои люди – сочтёмся», «Утиная охота».

По-ноябрьски ненастным пятничным вечером павлодарцы пришли поднять себе настроение и понаблюдать за ярким представлением. Оно, безусловно, таковым и было, поскольку броские костюмы и декорации, образы мольеровских времён, игра света и хореография сделали своё дело. Конечно, у истинных ценителей театрального искусства обязательно найдутся свои артисты-любимчики, за игрой которых они наблюдают всегда с большим удовольствием. А в этот раз публику ожидала встреча сразу со всеми актёрами театральной труппы и, кстати, не только основного, но и второстепенного составов.

Сюжет комедии достаточно прост – богатый мещанин Журден (Дмитрий Чупахин) до того желает стать дворянином (или хотя бы им казаться), что начинает выглядеть при этом нелепо: неуклюже перенимает хорошие манеры, чем, разумеется, пользуются учителя-проходимцы (Максим Тореев, Татьяна Головатенко). А затем он заводит интрижку на стороне, забывая о собственной законной супруге (женскую роль играет Роман Прохоров), а единственную дочь намерен выдать только за дворянина. Никак иначе. Только вот, находясь в плену своих «хотелок», простак попадает в ловушку, расставленную слугой жениха его дочери (Руслан Буланов).

В чеховском театре говорят: процесс подготовки спектакля оказался сложным как для режиссёра, так и для актёров, поскольку это было связано с напряжённым графиком – репетиции проходили нередко до позднего вечера. Постановка получилась энергозатратной, но яркой и динамичной.

– Несмотря на лёгкий жанр, темы серьёзные, их в своё время поднимал Мольер, а Мольер всегда был очень острый. Они злободневно звучат и сейчас. Это лицемерие и ложь, предательство и чванство. Речь идет о человеческих пороках, которые вскрывал Мольер, а он говорил: «Завистники умрут, а зависть никогда!», – сказал в интервью журналистам директор, художественный руководитель Павлодарского областного театра драмы имени А.П. Чехова, заслуженный деятель РК Виктор Аввакумов.

Надо сказать, что в премьерные дни в театре был аншлаг. Комедия – это именно тот жанр, который публика редко критикует, тем более если речь идёт о Мольере и Булгакове. В случае с «Журденом» визуальная часть постановки, на мой взгляд, оказалась гораздо сильнее содержательной. То ли из-за большого количества артистов на сцене, то ли из-за слишком динамичного развития сюжета в какой-то момент внимание цепляется только за яркие образы героев.

И всё-таки для размышлений о злободневных и насущных проблемах общества, по мнению некоторых зрителей, подходят точно не все театральные постановки. Например, другая режиссёрская работа Александра Аммосова – «Утиная охота» по одноименному произведению А. Вампилова, написанному более полувека назад, тоже рассказывает о предательстве. И вот здесь во время просмотра зритель чувствует, что история Зилова и Галины не только про его соседей или друзей, но и про него самого, поэтому он сопереживает каждому из них по-своему. Понятно, что сравнивать две постановки бессмысленно – разные характеры, разное время (хотя считается, что Булгаков максимально приблизил комедию к современности). Однако сравнение это используется исключительно для того, чтобы обозначить удачный эффект «подглядывания в замочную скважину» или даже личного присутствия во время разговора героев за кухонным столом. Вероятно, по этой причине и шансы, что историей смогут проникнуться, в разы увеличились.

Стоит отметить игру отдельных артистов. Судя по зрительским реакциям, больше всего симпатий в виде аплодисментов на этот раз собрали Дмитрий Чупахин и, конечно, Роман Прохоров, вышедший на сцену в женском образе, чем не мог не повеселить публику.

В следующий раз «Полоумного Журдена» покажут на сцене чеховского театра 1, а затем 10 декабря.

Марина КИСЕНКО.

Фото Валерия БУГАЕВА.