Творческие эксперименты в изобразительном искусстве, моде, танцах и музыке продемонстрировали организаторы ночи в Павлодарском областном художественном музее им. Н. Нурмухаммедова при поддержке холдинга «Ертiс Медиа». В этом году традиционную международную акцию они посвятили 30-летию первой в независимом Казахстане коллективной выставки художников-модернистов «Новые степные», прошедшей в павлодарском музучилище в 1994 году. Пишу эту статью от первого лица, так как был соорганизатором и участником этих мероприятий.
Праздник креатива
Программа ночи в музее «Новые степные-2024» была яркой и насыщенной: в малом зале экспонировались полотна корифея павлодарской живописи Ануара Игембаева (о нём читайте в материале Марины Кисенко на 32 странице), в фойе шла фотовыставка женских портретов Елены Шангай. Основное действо в этот вечер развернулось в большом зале. Он был отдан во власть авангарда и экспериментального искусства, здесь царила атмосфера креативного праздника.
В большом зале художник Андрей Оразбаев провёл мастер-класс по абстрактной живописи акриловыми красками. В малом зале секретами своего мастерства поделились с молодёжью самые крутые в Павлодаре художники граффити – Руслан Касимов «Faster» и Владимир Зубко «Rheos». О них я писал в прошлом выпуске «Звезды Прииртышья» от 16 мая в статье «Тайны павлодарских муралистов». За пару часов Руслан нарисовал сложную каллиграфическую композицию, а Владимир создал трафаретный портрет одной из посетительниц и подарил ей.
Программу украсили дефиле девушек из театра моды «Вернисаж», представивших три яркие и необычные коллекции одежды, а также перфоманс с картиной-трансформером студенток Маргулан университета преподавателя Юлии Мазиной. Элемент драйва внесло выступление ребят из танцевального объединения «Kramp» с экспрессивной импровизацией-фристайлом под жёсткие, ломаные ритмы, а контемпорари-дэнс в исполнении Марии Кальковой выглядел, как модернистский балет 21 века. Бодрую атмосферу на выставке создал диджей Pumba.
Корни степняков
На открытии «Новых степных-2024» выступили Виктор Фёдорович Поликарпов, член Союза художников РК и крёстный отец павлодарских авангардистов 1980-90-х годов, который помог им выйти на широкую публику, а также Рамазан Копеев – активный участник арт-группы «Новые степные» советского периода. Ну и я, как организатор авангардных выставок 1994-2014 годов. Мы стояли на фоне экрана с хроникой «Новых степных» 1994 года из телепередачи журналиста Олега Петухова «Созвучие», где все мы были молодые и лохматые.
Первая выставка под названием «Новые степные» состоялась в 1989 году в фойе Павлодарского музыкального училища им. П.И. Чайковского. Виктор Фёдорович делал там реконструкцию интерьера и предложил директору Виктору Денисенко разместить в фойе выставочный зал. Он планировал провести там свою выставку первым, но потом уступил место авангардистам.
На выставку 1994 года художник предоставил большую рыболовную сеть. На ней развесили часть работ, в том числе и мой трэш-арт – инсталляции из мусора. Мы экспериментировали не только в творчестве, но и при оформлении экспозиции. Как говорит Виктор Фёдорович: «Искусство – это всегда неожиданность!»
Рамазан Копеев вспомнил друзей по арт-группе «Новые степные» 1980-х. Дистанционно в неё входили павлодарские художники, ставшие легендами питерского авангарда – братья Вадим и Александр Овчинниковы. Вадим участвовал в арт-группе Тимура Новикова «Новые художники» и предложил создать в Павлодаре аналогичную арт-группу. Его поддержала молодёжь фотоклуба «Орион» Едыге Ниязова. В ходе презентации я записал интервью с Копеевым.
– В 80-х вы все были молодые. Сколько лет вам было?
– У нас разный контингент был. Игорю Рятову – лет 14, Аскарику Каршигину, по-моему, лет 12. Я один из старших – мне было 17-18 лет.
– Откуда вы узнали про авангард, и как появилась такая идея?
– Я однажды своему сокурснику сказал: давай будем заниматься авангардом! Он мне ответил: авангардом нельзя заниматься, им нужно жить.
– Это был советский период, степной городок, удалённый от мегаполисов. Как сюда просочилась такая мысль?
– Это было бурное время для всей страны. У нас был гениальнейший Едыге Ниязов. С его подачи мы занимались фотографией, живописью. Здесь жил Вадим Овчинников, была с ним связь прямая через Едыге Ришатовича. Вадим был его племянником, жил в Питере. Оттуда пошла волна – то самое «новое искусство» Тимура Новикова. Оно отголоском пришло к нам. Здесь мы его подхватили. Как-то всё связалось воедино, и получилась интереснейшая жизнь.
– Давай перечислим первых «Новых степных».
– Гениальный Едыге Ришатович, скандальный Игорь Рятов, неповторимый Аскарик Каршигин, брутальный Кестутис Маркунас. Ну и ваш покорный слуга!
Полёт фантазии
На выставке «Новые степные-2024» стены музея украсили работы 1980-90-х годов Вадима и Александра Овчинниковых, Игоря Рятова, Рамазана Копеева, Виктора Поликарпова, Михаила Бекетова, Андрея Оразбаева, Лидии Булаевой-Таушкановой, Мухаммеда Чимирова, Руслана Билялова, фотографии питерской рок-тусовки Едыге Ниязова: фотопортреты Виктора Цоя, Тимура Новикова, Сергея Бугаева «Африки» и других.
В центре экспозиции разместились произведения павлодарцев, которые не участвовали в «Новых степных», но имеют свой оригинальный стиль: абстрактные полотна Елены Азаровой, философская графика Александра Ерашова, сюрреалистические ассамбляжи Станислава Чевтаева, а также его дизайнерские находки – фантастический экокамин «Парус» и киберпанковские напольные лампы. Посреди зала стояла стремянка – это напоминание-«пасхалка» о выставке «Новых степных» 1994 года. Тогда с подобной лестницы поэт Евгений Дымов читал свои стихи.
Далее расположились концептуальные и остросоциальные композиции Айгерим Ермагамбетовой, авангардные работы студентов преподавателя Павлодарского художественного колледжа Раджана Кастенича. Они представили композиции, выполненные в смешанной технике. Адильжан Зекенов создал коллаж «Сухой красный конь» в духе классика жанра Александра Родченко.
Самым молодым автором стал мой сын – 11-летний Радомир Ковалёв, ученик СОШ №11. Он представил новые для павлодарцев жанры – лазерную инсталляцию «Жажда» – пустой графин и его вращающуюся на платформе стеклянную крышку, подсвеченную красным лучом лазера, проецирующим на стену причудливые, постоянно меняющиеся огненные всполохи. Медиа-арт «Техно Штейнберг» – картину московского авангардиста Эдуарда Штейнберга, превращённую Радомиром в компьютерную игру-синтезатор. Она демонстрировалась на ноутбуке. Зрители, нажимая клавиши, перемещали детали картины и извлекали фантастические звуки. В планах юного программиста сделать серию картин-игр и подарить в музей Штейнберга в Тарусе.
Бриллианты
В глубине большого зала разместились полотна классиков советского, российского и казахстанского авангарда из фонда музея, представляющие огромную художественную, историческую и материальную ценность. Это картина участника московской «бульдозерной выставки» 1974 года Бориса Жутовского, которого генсек Хрущёв грозил отправить на лесоповал.
Здесь же диптих Евгения Митты – сына режиссёра фильмов «Экипаж», «Сказка странствий», «Шагал-Малевич», сериала «Таёжный роман». Сам Евгений снял документалки про акциониста Олега Кулика, дуэт художников Виноградова и Дубосарского. Казахстанский авангард представлен работами Николая Калмыкова, Рустама Хальфина и Сергея Маслова с его самодельными книгами.
Изюминкой этой части экспозиции можно назвать вполне реалистичный портрет Надежды Добычиной – первой российской галеристки, продвигавшей Марка Шагала и Казимира Малевича в начале 20 века. Во время Великой Отечественной Добычина жила в эвакуации в Алма-Ате, много общалась с местными художниками и оказала на них большое влияние.
Об авторах этих драгоценных полотен посетителям лектория поведала сотрудница музея Татьяна Апалимова, а я рассказал об истории павлодарского авангарда и выставок «Новых степных» (подробнее о них написал в статье «Степные, кто на новенького?» в «Звезде Прииртышья» от 21 марта 2024 г.).
Выставка «Новые степные-2024» будет работать до конца мая. В её рамках планируется проведение мероприятий, посвящённых современному искусству. Следите за анонсами на инстаграм-странице художественного музея @artmuseum_pvl. Материалы о выставках «Новых степных» и их участниках будут выложены на станицах в инстаграм и фейсбуке @newsteppe.
Большое спасибо руководству и сотрудникам Павлодарского областного художественного музея им. Н. Нурмухаммедова, а особенно – искусствоведам Ольге Пашко и Елене Дубовой за оказанное внимание, представленную площадку и всемерную поддержку «Новых степных»!
Фёдор КОВАЛЁВ.
Фото Ирины КОВАЛЁВОЙ.