Его по праву называют одним из ведущих художников Казахстана. Произведения этого павлодарского мастера самобытны и узнаваемы. Он обладал мощным колористическим даром, опирался на традиции казахского народного декоративно-прикладного творчества. В областном художественном музее имени Н. Нурмухаммедова до конца января работает выставка Кабдыл-Галыма Каржасова, посвящённая 70-летию со дня его рождения.
Специалисты музея представили в память о художнике 15 его живописных произведений. Работы Кабдыл-Галыма Каржасова экспонировались на многочисленных выставках в разных городах Казахстана и России. Большая часть произведений находится в фондах крупнейших музеев РК и в частных коллекциях жителей Германии, Франции, Канады, Израиля.
– В 80-е годы художник определил в своей работе основные жанры: портрет, бытовая картина, пейзаж. Каржасов разработал собственную стилистику в пластической и образной системах. Он любил экспериментировать: фактурность, незавершённость линий, коллаж, неожиданное цветовое решение – всё это моментально привлекает даже неискушенного зрителя на его выставках, – отмечают в областном художественном музее.
Искусствоведы рассказывают: вся жизнь Кабдыл-Галыма Каржасова была связана с Павлодарским Прииртышьем. Он родился в селе Ульгули, а в Павлодар вернулся в 1980 году, после окончания Алма-Атинского художественного училища имени Н.В. Гоголя. В 1997 году он стал лауреатом Президентской стипендии, а в 2001 году награждён орденом «Құрмет». В 2007 году, художнику присвоено звание академика Академии художеств Республики Казахстан.
В творчестве он постоянно искал новые пути, создавая знаковые образы, используя различные средства выражения.
– Ему, как никому другому, была присуща способность абстрагироваться, воплощая на полотне свои размышления, собственный поиск истины, – говорит искусствовед Майя Хусаинова, долгие годы проработавшая в павлодарском музее. – Он был мастером, на полотнах которого национальный колорит присутствовал всегда. Знал историю родного народа, был знатоком генеалогии казахских родов. Будучи весёлым и жизнерадостным человеком, в любой компании всегда был в центре. А как только речь заходила о творчестве, менялся на глазах: становился серьёзным, даже суровым. Очень внимательно относился к оценке своих работ. В 2016 году мы потеряли большого художника, мы потеряли друга.
Известно, что детство его проходило в творческой атмосфере. Его мама занималась изготовлением традиционных казахских ковров. Вероятно, именно от неё он и перенял тонкое чувство цвета, знание казахских народных орнаментов. А вот от отца сын унаследовал любовь к музыке. Галым Каржасов обладал редкой силы голосом, поэтому мастерски исполнял любимые народные песни, аккомпанируя себе на домбре. Кстати, ценитель и создатель красоты сам мог похвастаться колоритной внешностью. С большим успехом весной 2015 года прошла премьера казахстанского художественного фильма «Құнанбай», где Каржасов сыграл роль одного из биев на великом тое.
В музее говорят: он был уникальным мастером, оставившим нам богатое творческое наследие и внёсшим огромный вклад в развитие отечественного изобразительного искусства. Художнику стало это подвластно, поскольку он творил в самых разных жанрах. Его произведения называют «Картинами-песнями номада Каржасова», а со своим зрителем он говорил одновременно на нескольких языках – музыки, литературы и цвета…
Марина КИСЕНКО.
Фото Татьяны Сартаковой и Фото Валерия БУГАЕВА.