• Пн. Май 20th, 2024

Неисчерпаемое сокровище

Янв 25, 2024

В Павлодарском областном историко-краеведческом музее имени Г.Н. Потанина прошёл вечер памяти «Қол өнері – таусылмас қазына» («Искусство рукоделия – неисчерпаемое сокровище»), посвящённый 100-летию со дня рождения народной умелицы Сакен Куспековой.

Гости делились воспоминаниями, рассказывали о роли творчества для казахского народа. Была организована выставка работ мастерицы из фондов музея: национальные изделия из шерсти и тканей.

Народная мастерица родилась 10 января 1924 года в селе Акколь Актогайского района Павлодарской области. Она была настоящим художником в своем ремесле.

С ранних лет девочка помогала по хозяйству родителям. Ей рано пришлось повзрослеть: она помогала маме воспитывать четырех братьев и сестер. Окончив седьмой класс, поступила в Павлодарский педагогический колледж. Но проучилась всего год, потому что началась война… Во время Великой Отечественной работала в поле, месяц отучившись на комбайнера. Была библиотекарем, трудилась в школе-интернате. Ее заслуги отмечены на ВДНХ КазССР в Алма-Ате. За активный и добросовестный труд её назначили председателем сельсовета села Шидерты в декабре 1943 года. А в январе 1945 года приняли в члены КПСС. В том же году девушка познакомилась с любовью всей своей жизни – Капаном Сейфуденовым. В 1948 году он стал директором школы в Экибастузе, где вместе с ним преподавала Сакен апа. Параллельно занималась ремесленничеством, что стало делом всей её жизни, неотделимой от истории всей страны. И какой же трудной, а порой и трагической она была! В 1953 году умер муж, она одна поднимала двоих сыновей. В 1974 году на границе погиб старший сын. Давняя страсть к ремеслу позволяла не опускать руки. Всё свободное время она посвящала рукоделию. Трудолюбие, упорство и талант помогали создавать очень красивые и полезные вещи, сделанные с теплом и любовью.

Изначально она шила мелкие вещи. На сегодняшний день в музейном фонде хранятся некоторые предметы из коллекции: окпес, сырмак, тускииз, торпопелер и другие. Её мечтой было возрождение национального ремесла. И она сбылась спустя много лет. Сакен апа делилась своим искусством и способностями с последователями. Среди них Злиха Тулегенова, Кымбат Сартымбекова, Кайныл Омарбекова, Мария Умиржанова, Даметкен Амренова и многие другие. К сожалению, многих из них уже нет, но произведения мастеров и сегодня остаются на память будущим поколениям.

Представленные на выставке работы демонстрируют отличное владение ручным ткачеством, навыки техники шитья в орнаментальном ритме. Практически всё, что было представлено в этот день, можно было потрогать, ощутив энергию, исходящую от каждого изделия. Огромный ковер, ставший центром экспозиции, завораживал четкостью линий и симметрией узоров, кропотливость Сакен апа просто поражает. Я поинтересовалась у мастериц, присутствовавших на вечере, сколько нужно времени, чтобы его изготовить. Оказалось – до трех месяцев, если работать каждый день не покладая рук.

В этот день о рукодельнице говорили председатель фонда Исабека ишана Зекен Кусаинов, руководитель центра прикладного искусства «Шабыт кайнары» Уасиля Нурмуханбетова, председатель ОО «Нұр-Ана әлемі» Бахытжамал Максилова, отметившая приверженность Сакен апа традициям и что она сумела передать секреты народного творчества потомкам. Звучала музыка: на домбре играл и пел терме Ерлан Рахимов, руководитель Дома творчества имени Майры Шамсутдиновой.

Очень тепло вспоминал о своей бабушке Сакен руководитель Павлодарского областного историко-краеведческого музея имени Г.Н. Потанина Арман Алиакпаров:

– Таких, как моя бабушка, сейчас называют железными женщинами. Мужское имя определило ее характер. В 19 лет стала руководить сельсоветом, пахала землю, а иногда, рассказывала, женщинам и самим приходилось вместо лошади впрягаться в эту лямку. Её маленькую в голодомор боялись выпускать из дома. Приходилось и умирающего от голода выхаживать маленькими шариками риса, и от волков в юном возрасте удалось теленка отбить, а потом раны его залечивать… Всякое было… Поэтому и характер был такой сильный у апы.

С детства бабушка привлекала Армана Ержановича к некоторым работам с шерстью, он помнит, как изготавливаются многие вещи, до сих пор может наизусть рассказать технологию. Она вообще была отзывчивой, всем помогала, многие уважали их семью. Люди помнят не только красивые и неповторимые ее изделия, но и простоту, трудолюбие, талант и доброту.

Сакен Куспекова – участница республиканских и областных выставок в Алматы и Павлодаре. Ее ковры и другие изделия представлены во многих музеях и частных коллекциях. В Павлодарском историко-краеведческом музее хранятся и экспонируются корзина, футляр, сырмак, блюдце, множество войлочных изделий.

В нашей стране в целях пропаганды истории казахского ремесла и передачи национальных ценностей будущим поколениям проводится фестиваль «Хас Шебер». В этот день в музее сертификатами наградили нескольких рукодельниц, участвовавших в проекте «Аламан құрақ көрпесі» Казахстанской Книги рекордов Гиннесса. Одна из них – Даметкен Амренова – рассказала, что ее мама Балапан Кенжетаева тоже была рукодельницей, они с Сакен апа дружили, часто встречались и разговаривали за пиалой чая, обсуждали свои работы. Сохранились эскизы узоров, которые вырезались из газеты. Они их придумывали сами.

– Мы жили в соседних аулах – наша семья из Олентов, а её из совхоза «Экибастузский». Моя мама выписывала «Правду», и газету мы использовали для схем: листы были большие, для выкройки удобно. Моя мама тоже очень многое умела, учила нас, дочек, – вспоминает Даметкен апа. – Это нелегкий труд. Сначала осенью стригут овец, потом 2-3 месяца готовят пряжу. Сейчас её можно купить готовую и за месяц сделать ковер размером 5 на 5 метров или 3 на 2. А корпешки, которые стелим на пол, – за два дня. В моей семье тоже сохранились мамины сырмаки, корпе. Мама могла сидеть за рукоделием до восхода солнца, днем ведь много дел по хозяйству, с детьми, а ночью можно спокойно шить при свете лампы. Нас росло шестеро: девчата и один мальчишка. Моя мама осталась вдовой в 32 года, отца не стало в 37 лет. Он работал бухгалтером в «Майкаинзолото», мы жили в Торткудуке. Нелегко было, но мама старалась всегда нас, девчат, одеть покрасивее – шила на заказ платья соседским немецким ребятишкам, а из оставшихся лоскутков – платья нам, своим дочерям. Фабричную одежду мы не носили никогда – мама всё для нас делала сама: и гамаши шерстяные, и фуфайки, и головные уборы, только обувь не шила. У меня в детстве была мечта, чтобы мама мне сшила когда-нибудь платье из целого куска ткани, однотонное. Мама прожила 77 лет. Я сейчас на пенсии, продолжаю ее дело. Когда работала, не шила, но всё равно всегда помнила материнскую науку и сейчас с удовольствием этим занимаюсь.

На следующий день выставку повезли в Экибастуз, там ее развернули в краеведческом музее.

– Представленные здесь сегодня экспонаты бесценны. Когда у нас организовывался зал этнографии, мы взяли за основу работы Сакен апа, ведь таких рукодельниц раньше было не много. Это сейчас мастера появились, а в то время она была единственной швеёй, занимающейся кошмовалянием, – рассказали музейные работники. – Тускиизы (настенные ковры) вообще не были характерны для нашего региона, мы же средний жуз, в основном у нас изготавливали сырмаки (ковры напольные). А Сакен этому научила её бабушка. Изготовление одного такого ковра – огромный труд. Бывало, женщины всей улицей собиралась, все помогали, одной это делать сложно. В восьмидесятые годы, когда у нас экспозиция организовывалась, предметов по казахской этнографии было очень мало, и такие люди были на вес золота. Мы выезжали к ним в экспедиции и собирали экспонаты, они охотно отдавали эти вещи. И сейчас считается, что они – вершина творческого совершенства.

В музее говорят, что через такие выставки стараются приобщать молодежь к ремеслам для обогащения её духовного мира и умения использовать наше национальное искусство. Сейчас важно повышать уровень мастерства и формировать у молодого поколения позитивное отношение к национальной культуре.

Татьяна САРТАКОВА.

Фото Татьяны ВЕРВЕЙКО.