Картины павлодарца Александра Бибина вошли в историю казахстанской живописи, они высоко ценятся и за рубежом, а вот его художественное наследие, оставленное Павлодару в виде барельефов, скульптур и витражей, тихо и планомерно уничтожается. Этой весной Бибину исполнилось бы 85 лет. Вспомним о том, что он сделал для города.
К 85-летию Александра Бибина в областном художественном музее искусствовед, хранитель фондов Елена Дубовая прочла часовую лекцию, посвящённую его творчеству. Как живописец Бибин хорошо знаком современным павлодарским ценителям искусства. Манера его письма уникальна и легко узнаваема. Александр Иванович не относил себя к авангардистам и сюрреалистам, он говорил, что рисует в своём собственном стиле.
И это правда – полотна Бибина уникальны. Одни – гимн торжеству жизни, другие я бы назвал эстетикой некрасивого. Удивительно, но герои картин с деформированными фигурами, лицами, руками не выглядят отталкивающе. Автору удалось передать их характер и эмоции – доброту, нежность, а где-то и лукавство. Люди, животные, овощи, облака, капли росы прописаны объёмно и реалистично. Они словно излучают тёплый предзакатный свет.
Сюжеты картин Бибина наполнены тайными смыслами и загадками, порой относящимися к библейским историям. Его живопись не вписывалась в советские стандарты реализма. С 60-х годов его обвиняли в формализме (когда художественная ценность произведения искусства всецело зависит от его формы – цвета, линий, текстуры), запрещали авторские выставки. Большую часть жизни Бибин рисовал в стол. Себе он не изменил.
![](https://irstar.kz/wp-content/uploads/2024/05/photo_5321255826394045663_y-1024x905.jpg)
![](https://irstar.kz/wp-content/uploads/2024/05/photo_5321255826394045660_y-723x1024.jpg)
В 1983 году Александра Ивановича по надуманному обвинению приговорили к нескольким годам заключения. В 1989 году его полностью реабилитировали, вернули мастерскую и восстановили в Союзе художников СССР. В то же время многие его работы продолжали находиться под запретом. Широкий интерес к творчеству Бибина появился только после развала Союза.
Первая его выставка прошла в 1994 году в Омске, а потом в Павлодарском художественном музее. Широкой российской аудитории Бибина открыл поэт Евгений Евтушенко. В 1997 году во время визита в Павлодар он познакомился с художником, стал его другом и поклонником творчества. Бибин написал портрет Евтушенко, а поэт посвятил ему стихи:
Кто несгибаем в жизни,
кто изгибен,
Границы – змеям
гибкостью родня.
А в Павлодаре есть
художник Бибин,
Он иностранец, что ли,
для меня?
Как ты, русак с
тибетскою бородочкой,
Сидел в тюрьме, да вдруг
не дружишь
С водочкой?
Ты азиат, но ученик Рабле.
В 1999 году в Павлодарском художественном музее прошла большая юбилейная выставка Александра Ивановича. В 2002-м Евтушенко организовал Бибину персональную выставку в Московском музее современного искусства, тогда москвичи увидели 75 картин. В 2021 году выставка работ Бибина «Мгновения жизни» прошла в Музее-галерее Е. Евтушенко, уже после смерти друзей – Бибин ушёл из жизни в 2009-м, а Евтушенко в 2017-м году.
Александр Бибин родился 25 апреля 1939 года в селе Береговое Железинского района Павлодарской области. Окончив Алма-Атинское художественное училище
им. Н. Гоголя, с 1965 года работал в Павлодаре, создавал произведения монументального и декоративно-прикладного искусства, витражи, занимался живописью и графикой. Его мастерская располагалась в мансарде пятиэтажки по ул. Торайгырова.
На лекции в художественном музее искусствовед Елена Дубовая рассказала о наиболее крупных работах Александра Бибина. Многие, увы, безвозвратно утеряны. Хотя правильно было бы сказать – уничтожены. Потому что это сделала не стихия, а конкретные люди.
– В искусство Александр Иванович пришёл как витражист, – рассказывает Елена Викторовна. – В Павлодар приехали Станислав Медведев и Геннадий Слюсарев, к ним присоединились Иван Курбатов и Виктор Поликарпов, так началась мощная дружба монументалистов. Были госзаказы, когда нужно было сделать что-нибудь красивое для города. Бибинский витраж остался в ДК имени Естая, театре имени Аймаутова, в плавательном бассейне города Аксу и гостинице «Сарыарка».
Самый большой витраж – триптих «Разбуженная степь» – с 1979 года украшает фойе ДК им. Естая. Работа над ним шла три года. Это стеклянная стена высотой с трёхэтажку и весом в 12 тонн. Более сотни квадратов из литого стекла изготовлены павлодарскими художниками на заводе в Белоруссии. Из воспоминаний Станислава Медведева: «Мы приехали на Неман. Завод разрешил сделать первый заказ. Зажатые временем и условиями, я, Бибин и Слюсарев за ночь придумали новую технологию изготовления формы и на следующий день опробовали её. Нарубили тонкую жесть в полосу нужной высоты, определяющей толщину отлитого стекла. Жесть гнули плоскогубцами и руками. По шаблонам нужно было изготовить сотню форм. Несмотря на то, что нас было трое, мы справились с этим. После первого дня отливки стекла при температуре свыше 1000 градусов мы подарили местной аптеке прибыльный день, раскупив всё, что можно, от ожогов».
![](https://irstar.kz/wp-content/uploads/2024/05/photo_5321255826394045669_y-682x1024.jpg)
Так павлодарские художники создали новую технологию отливки стекла, которую применили и на других витражных работах. Они придумали, как проще сделать фактурное, рельефное стекло – рисунок выполнялся металлическим прутом или заострённой мокрой рейкой. Рационализировали и монтаж витражей. Обычно их детали скрепляются свинцом. Павлодарцы их сделали в бетонной кладке, что быстрее, проще и менее затратно.
– Когда мы заходим в ДК, часто не обращаем внимания – то там какая-то тряпка чёрная висит, то там темно. Но это не то, что Сент-Шапель во Франции, – это в тысячу раз красивее и интереснее, – считает Елена Дубовая. – Бибин – это эпоха Возрождения. Он нашёл и в монументальном искусстве эти возрожденческие мотивы. И хвала тому, кто сделал в ДК зеркальный пол, потому что он тоже работает на витраж.
Изначально никаких построек за ДК им. Естая не предполагалось, и витраж сиял, освещаемый заходящим солнцем, радуя зрителей, приходящих на вечерние концерты. Сейчас этот эффект утерян. Но его можно возродить, сделав подсветку с улицы. Дай бог мудрости нашим властям, чтобы они этот витраж не уничтожили. Не нужно уподобляться тем, кто раньше рушил храмы и мечети, уничтожал идеологически чуждые произведения искусства.
При реконструкции гостиницы «Иртыш» исчезла витражная картина «Луга Иртыша», украшавшая холл. От неё не осталось даже фотографий. Та же участь постигла и оформление магазинов «Сюрприз» и «Берёзка». С Дома союзов убрали чеканные скульптуры рабочего, животновода и хлебороба.
В 2021 году с бывшего ЗАГСа на углу Сатпаева – Торайгырова исчез барельеф, созданный Бибиным в 1973 году, – новый собственник решил расширить здание. Но главной потерей бибинского наследия, я считаю, стал снос фонтана и украшавшего его барельефа возле музыкального колледжа. Скульптура Музы, ранее располагавшаяся в фонтане под сенью деревьев, теперь стоит в сторонке. Красивейшее, зелёное место отдыха с уникальным микроклиматом превращено в стандартный бассейн с лавочками на солнцепёке.
Отмечу, что ранее в угаре борьбы с формализмом, царившей в СССР, со стен фойе музыкального колледжа содрали декоративную роспись, сделанную Александром Бибиным. Сменилась эпоха. Наступаем на те же грабли?
Фёдор КОВАЛЁВ.
Фото из открытых источников.