• Чт. Окт 3rd, 2024

Мелодии Турана

Май 23, 2024

Мелодии разных народов «Туранского мира» представил на сцене областной филармонии имени Исы Байзакова оркестр казахских народных инструментов.

Туран – древняя страна в Центральной Азии. Сегодня это разные государства, которые имеют общие корни. Представить культуры современных обитателей древней страны сумели павлодарские музыканты. Для того, чтобы подготовить программу «Turan alemi», потребовалось более полугода – необходимо было договориться с приглашёнными гостями, а также разучить мелодии, которые предстояло исполнить на сцене. Руководитель оркестра казахских народных инструментов имени Р. Омарова Талгат Каримов говорит, что все приглашенные гости – люди заслуженные и загруженные, необходимо было согласовать рабочие графики, чтобы выбрать удобный для всех день.

15 мая перед павлодарским зрителем выступали преимущественно казахстанские дирижёры (Жанас Бекентуров, Даурен Глымов) и вокалисты, но был и полюбившийся нам по прошлому визиту в наш город дирижёр и художественный руководитель государственного оркестра Республики Алтай Владимир Кончев. Талгат Каримов отметил, что в программе звучали казахские, алтайские, башкирские, азербайджанские и многие другие мелодии. В неё вошли как древние, народные песни, так и современные произведения. Например, Владимир Кончев представил «Попурри на алтайскую тему» и музыку к фильму «Художник Глымов».

Всех пленило исполнение песни Естая Беркимбаева «Кусни Корлан» в современной обработке нашим оркестром, когда за дирижёрский пульт встал молодой карагандинский дирижёр и композитор-аранжировщик Абылхаир Сагимбаев. Как любимого и долгожданного гостя публика приветствовала Даурена Глымова – дирижера, педагога КазНУИ, обладателя «Золотой дирижёрской палочки» и лауреата многочисленных конкурсов. Он нередко выступает на нашей сцене – за это можно благодарить небольшое расстояние между Павлодаром и Астаной. Но главное наше преимущество – профессионализм павлодарских музыкантов.

Талгат Каримов подчеркивает, что все дирижеры, принявшие участие в этой концертной программе, отмечали высокий уровень нашего оркестра, некоторые так сработались и сроднились с павлодарским коллективом, что не хотели оставлять наших артистов. А ведь музыкантам пришлось исполнять совершенно разную музыку. Эти произведения были написаны разными тюркскими народами – в чем-то схожими, в чем-то сильно отличающимися.

Программу вполне можно считать небольшим парадом дирижёров. Больше четырёх лет назад масштабный парад дирижёров организовал Талгат Баритович, и мероприятие имело оглушительный успех. Здесь необходимо высказать искреннее восхищение по отношению к артистам оркестра. Ведь если дирижёры выступали разные, то оркестр не менялся – нагрузка на музыкантов была колоссальной, и они блестяще справились с задачей. И в новой программе музыканты показали, что могут работать с разными дирижерами, находить общий язык, исполнять, возможно, непривычную музыку.

Конечно, огромное впечатление произвели алтайские гости. В программе звучала музыка самого Владимира Кончева, а солировал на сцене молодой артист Айсур Нонуков. В прошлый приезд гостей из Алтая павлодарцы познакомились с творчеством Добрыни Сатина – лауреата международных конкурсов по горловому пению. В этот раз его место на сцене занял молодой артист, который тоже является мастером этого необычного вокального искусства – эти звуки словно погружают нас в мир древности, шаманизма. Айсур Нонуков не только пел, но и играл на алтайских инструментах – топшуре, немного напоминающем наш кобыз, и комусе – близком родственнике казахского шан-кобыза.

Был и ещё один отсыл к большому параду дирижеров. Тогда на сцене выступал музыкант Чинбат Орхонбаатор, с которым Талгат Каримов познакомился и сдружился во время совместного обучения в Корее, куда съехались исполнители на народных инструментах из разных стран. В этот раз самого музыканта павлодарцы увидеть не смогли, но оркестр исполнил написанное им произведение «Тұлпардың дүбірі», посвященное маэстро из Павлодара.

Программа оказалась яркой, насыщенной интересными концертными номерами, в одном из последних дирижёры во время исполнения одной мелодии сменяли друг друга. А завершился вечер песней «Өз елім» (музыка Н. Тлендиева на слова К. Мырзалиева), которую исполнило трио вокалистов – отличник культуры Нуржан Саркамбаев, Серик Рысбек и Алмас Мукатай – лауреаты международных конкурсов. Этот необыкновенный концерт был посвящён двум юбилейным датам нынешнего года – 105-летию со дня рождения первого профессионального павлодарского домбриста, народного артиста Казахской ССР Рустембека Омарова и 90-летию Казахского Национального оркестра народных инструментов им. Курмангазы.

Филармонический сезон близится к завершению, но артисты оркестра казахских народных инструментов и его руководитель – заслуженный деятель культуры РК Талгат Каримов – не прощаются со своими поклонниками. Оркестр выступит в заключительном концерте сезона, в котором примут участие все коллективы областной филармонии имени Исы Байзакова, а затем представит концертные программы, посвящённые юбилейным датам наших знаменитых земляков – историка, археолога, искусствоведа Алькея Маргулана и популярного актёра и режиссёра Шакена Айманова.

Талгат Баритович рассказывает, что недавняя программа замышлялась более масштабной, предполагался приезд гостей из Кыргызстана и Узбекистана, но не всегда и не всё удается воплотить в жизни. Иногда не позволяют графики музыкантов, иногда – нехватка финансирования. Хотя сами музыканты всегда приветствуют международное сотрудничество. Он вспоминает, что когда в Павлодар приехал Чинбат Орхонбаатор из Улан-Батора, их общие знакомые из Кореи и Вьетнама писали, что тоже мечтали бы принять участие в таком грандиозном мероприятии. Сам Талгат Каримов думает когда-нибудь пригласить в Павлодар представителей тюркских народов из России, с музыкой которых мы вообще плохо знакомы, – из Якутии и Тывы. Однако организация такого визита потребует больших затрат, и здесь без государственной или спонсорской поддержки не обойтись. Будем надеяться, что эта мечта павлодарского маэстро осуществится.

Галина ЕГОРОВА.

Фото Константина ШЕЛКОВА.