• Пн. Май 27th, 2024

В царстве скрипки

Ноя 23, 2023

Чудесный сюрприз получили в минувшие выходные павлодарцы от областной филармонии имени Исы Байзакова – в этот день состоялся концерт классической музыки в исполнении симфонического оркестра, руководит которым заслуженный деятель РК Болат Рахимжанов. Царицей этого музыкального вечера стала скрипка.

И это неудивительно, ведь в качестве солистов выступили особые гости – юные исполнители, участники недавно состоявшегося Х Международного конкурса «Astana-Violin» имени Давида Ойстраха, великого музыканта и виртуозного скрипача мирового уровня. Этот конкурс проводится на протяжении десяти лет по инициативе Казахского национального университета искусств при поддержке Министерства культуры и информации РК. На него приглашаются молодые исполнители со всего мира, они выступают в двух возрастных группах – от 10 до 16 и от 16 до 28 лет. Призовой фонд составляет 20,5 тысячи американских долларов, а обладатель Гран-при получает возможность выступить вместе с Ханойским филармоническим оркестром. В этом году в конкурсе приняли участие 50 молодых скрипачей из многих стран мира: как Европы (Австрия, Ирландия, Германия), так и Азии (Южная Корея, Япония, Китай). Это далеко не полный список стран дальнего зарубежья, а приезжают на конкурс и из ближнего. В общем, это очень популярное и престижное состязание.

В этот ноябрьский вечер на павлодарской сцене блистали Никита Коллер, получивший второе место в младшей группе, и Софи Брэнсон, занявшая третье место в старшей группе.

Никита родился в 2009 году в Уэльсе (Великобритания), с восьми лет начал обучение в швейцарской музыкальной школе имени Захара Брона в Цюрихе, сейчас занимается в классе Лианы Третьяковой, посещает скрипичную академию Захара Брона в Интерлакене. Он лауреат многих международных конкурсов. На концерте в его исполнении прозвучали концерт для скрипки №2 Генрика Венявского и «Цыганские напевы» Пабло Сарасате.

Софи Брэнсон родилась в Токио в 2006 году в семье английского математика и скрипачки из России. Скрипкой она занимается с шести лет, обучение проходит, как и Никита Коллер, в швейцарской музыкальной школе. Она исполнила «Концерт для скрипки с оркестром ре минор» Яна Сибелиуса.

Следует отметить, что дирижировал в этот вечер оркестром Эльдар Сапараев. В Павлодаре он выступает не в первый раз. Правда, в прошлый его приезд мы познакомились с ним как с виолончелистом, а в этот раз видели его на сцене как дирижера. Эльдар Сапараев – казахстанский виолончелист в четвёртом поколении. Уже больше двадцати лет живет в Европе, но часто приезжает в Казахстан. Отмечает, что перед казахстанской публикой, тонко чувствующей музыку, всегда выступает с особым трепетом. В свой первый приезд в наш город он со сцены сказал немало приятных слов и о самом Павлодаре, и о павлодарских слушателях. Надо отметить, что слушать и смотреть его выступления всегда интересно: он очень эмоционален – и как исполнитель, и как дирижер, у него чрезвычайно выразительные жесты и подвижное лицо. Он победитель множества международных конкурсов, член международной академии имени Баха, профессор Государственного университета искусства в городе Любляне, председатель фонда «Klassik Konstanz» (Германия), председатель европейского отдела международного фонда развития культуры «Global Music Partnership», Нью-Йорк, США. В 2022 году международной организацией «Turksoy» был награжден золотым орденом им. Абая за вклад в культуру Казахстана.

Очень интересная и насыщенная программа вечера сопровождалась выступлением ведущей Ксении Миронец, которая подобрала любопытные факты и о самих композиторах, и о звучавших произведениях. Слушателям поведали о судьбе Яна Сибелиуса, мечтавшего о карьере скрипача-виртуоза, но отказавшегося из-за травмы от этой мечты. Однако он остался верен скрипке. Любил импровизацию, виртуозную игру. И его концерт был чрезвычайно сложен для исполнителей, не все могли с ним справиться, и Сибелиусу пришлось даже переделать его, упростить. Первая редакция долгое время не публиковалась и не исполнялась. Только в конце двадцатого века греческий скрипач Леонидас Кавакос убедил наследников композитора дать согласие на её исполнение и записал диск с обеими версиями концерта.

А испанского скрипача и композитора Пабло де Срасате, называемого Паганини своего времени, оказывается, даже обвиняли в плагиате. В истории остались тёмные места, но считается, что третья часть «Цыганских напевов» принадлежит перу венгерского малоизвестного композитора. В девятнадцатом веке в Венгрии часто именно цыгане исполняли народную и не только народную музыку. Видимо, в их выступлении слышал Сарасате мелодию, отзвуки которой появились в его «цыганской» музыке. Когда настоящий автор нот позже увидел, что его музыка включена в состав «Цыганских напевов», он обратился к Сарасате с просьбой упомянуть его как автора именно той мелодии, которая звучит в третьей части. И его желание было исполнено.

Впереди павлодарских любителей музыки ждёт ещё немало интересного: состоится Рождественский вечер классической музыки, а оркестр казахских народных инструментов имени Р. Омарова подготовил программу, посвящённую кино и аниме.

Галина ЕГОРОВА.

Фото Ольги БУГАЕВОЙ.