• Сб. Мар 2nd, 2024

Всё началось с сабантуя

Дек 21, 2023

Один из самых первых этнокультурных центров Павлодара – татаро-башкирский – отметил своё 35-летие. Концерт в честь этого события состоялся недавно в Доме дружбы.

Предшественником объединения стал самодеятельный коллектив «Чишмя» (что означает родник, или исток), который был создан перед первым сабантуем, организованным в Павлодаре. Сабантуй – это праздник, который отмечают татары и башкиры в честь окончания весенних полевых работ. А коллектив начинался с человека, который взялся за его создание и стал художественным руководителем, вдохновителем и много кем ещё, – с Гуляры Шамилевны Чистяковой.

Семья в помощь

Так случилось, что моя семья – мой отец Иван Чистяков и я сама – оказалась причастной к появлению коллектива и разработке его программы. Мы стали роднёй в начале 80-х годов. Гуляра Шамилевна – вторая жена моего отца, овдовевшего в 50 лет. Но сегодня не об этом, а о том, как коллектив рождался и становился знаменитым и лучшим среди многих, и как мы, ставшие близкими его руководителю, поддерживали и участвовали в формировании её детища. Иван Георгиевич помогал во многом: начале мастерил из консервных банок серьги для артисток ансамбля, готовил реквизит и, как человек сцены, нередко давал и творческие советы. А я вместе с Гулярой шила первые костюмы и танцевала в «Чишме», участвуя в первых концертах этого коллектива – как в Павлодаре, так и в других городах.

Как это было

На состоявшийся недавно юбилейный концерт Гуляра Шамилевна пригласила меня в качестве зрителя, а сама решила прийти, чтобы сыграть на курае – башкирской флейте. Захотелось повспоминать. На юбилее не было особенно никаких воспоминаний, видео- и фотоисторий. Но само событие подстегнуло нашу память – так много всего проделано Гулярой Чистяковой.

Когда в 1988 году в Павлодаре решили провести и провели Дни татарской культуры и искусства, помочь в организации этого события привлекли и музыканта, активного творческого человека Гуляру Чистякову. Тогда на первый сабантуй приехали гости из Казани – фольклорные коллективы, ансамбли, популярная татарская певица Зухра Шарифуллина, известный поэт Махмут Хусаин, а также артисты из городов и сёл Павлодарской области. И этот сабантуй, собрав татар и башкир области, стал фактически началом объединения татаро-башкирской диаспоры. И, как оказалось, и началом ансамбля «Чишмя» при Малой ассамблее народов Казахстана области.

Сегодня Гуляре Шамилевне 89 лет, она всё такая же быстрая, подвижная, как прежде, на концерте легко и артистично сыграла на своём курае. Вообще-то ее профессиональный инструмент – флейта, на ней она играла сама и учила других. А курай появился во время рождения «Чишми». Она показывает фотографии, свои грамоты и награды, созданные ею альбомы, нотные и песенные сборники, диски… Диву даёшься: как на всё хватало творческого потенциала, задора, желания, сил, энергии, а иногда и средств, чтобы всё это выпустить…

Вернёмся к истокам

Гуляра Шамилевна – человек известный в Павлодаре. Когда работала в музыкальном училище (ныне колледж), воспитала немало талантливых, ставших известными музыкантов. И в педагогическом, и в студенческом коллективах проводила много культурно-массовых мероприятий – всегда интересных, ярких, запоминающихся. С таким же азартом взялась и за татаро-башкирский коллектив. Поиски интересных, иногда забытых мелодий, песен, сочинение собственных, когда не хватало свежих номеров для репертуара, режиссёрские разработки сценок для танцев и оформления песен – чего только не приходилось делать! И всё было ей интересно, работала с огоньком, от которого загорались и другие.

И результат всегда был виден. Все концерты шли с успехом, при полных залах. Если это выступления на конкурсах, то призовые места были обеспечены.

– Когда составляла первую программу, материала почти не было, – вспоминает Гуляра Шамилевна. – Один маленький сборничек нашла в Доме народного творчества, и всё. Пришлось самой многое изучать, искать, сочинять своё. Потом подумалось, что этот материал необходимо сохранить, поэтому было решено собрать всё в отдельные буклет и сборники.

За годы руководства, а её стаж на этом месте перевалил за 20 лет, Гулярой Чистяковой создано 70 произведений татаро-башкирской музыки собственного сочинения и в ее обработке, около 40 песен она написала на стихи татарских поэтов для хора, солистов, пьес для скрипки, курая. Ценно, что все её труды изданы в виде нотных сборников. А ещё вышел в свет составленный ею сборник «Достык думаны» («Хоровод дружбы»), куда вошли 48 песен 16 национальностей для детей дошкольного возраста.

В этот же период руководитель ансамбля «Чишмя» Гуляра Чистякова готовила сборники песен на стихи Анастасии Цветаевой, написанные ею и другими павлодарскими музыкантами. Есть у неё и 22 песни на стихи Ольги Григорьевой. Когда создавалась школа «Возрождение», она преподавала музыку детям и писала песни. Есть сборник песен на стихи детей со страницы «Домовёнок» газеты «Звезда Прииртышья». Положила детские стихи на музыку тоже она и собрала песни в нотный сборник «Поём вместе с Кузей». Возможно, на этот проект её вдохновила созданная ею вокальная группа «Чипчиклар» («Воробушки»), где участники – дети с четырёх до шести лет.

Вообще с детьми и молодежью Гуляра Шамилевна работала тоже много и интересно. В созданной подростковой группе «Ляйсан», а затем вокально-инструментальном ансамбле «Мирас» («Наследие») она обучала ребят не только пению татаро-башкирских песен, но и игре на курае, а в репертуар включались фольклорные и инструментальные композиции, попурри современных песен в новой обработке.

– Надо сказать, что верным союзником во всех делах была Венера Альфредовна Иванова, – говорит Гуляра Чистякова. – Она была заместителем председателя центра, и всё с ней мы делали вместе. Она очень творческий, ответственный человек. И всё, что мы придумывали для концертов, встречи гостей, фестивалей и конкурсов, делалось сообща. Она очень часто вела программы, сабантуи и делала это ярко, красиво. Думаю, что в те наши прекрасные времена нам обеим повезло, что мы работали в паре.

Неиссякаемый родник творчества

Пришёл момент, когда люди захотели чаще вместе проводить время, петь, танцевать. Сначала коллектив взял под свое крыло Дом культуры профсоюзов – стали собираться на первом этаже жилой девятиэтажки по Короленко, 11/1. «Деятельность ансамбля «Чишмя» внесла новую струю в жизнь ДК, – читаем мы воспоминания Валентины Истоминой, руководившей когда-то городским отделом культуры, а в то время возглавлявшей областную профсоюзную организацию работников культуры. – Не было средств на приобретение инструментов, пошив костюмов. Но энергичная, целеустремленная Гуляра Шамилевна сумела вдохновить всех участников ансамбля сшить их самостоятельно. На своём первом концерте ансамбль выглядел великолепно в национальных костюмах. Татары и башкиры всех возрастов приходили почти ежедневно на репетиции, где под руководством Г. Чистяковой вспоминали любимые песни, играли на гармошках, читали стихи. Главное, все были безмерно рады общению на родном языке».

Валентина Фёдоровна рассказывает в своих воспоминаниях, как с удовольствием смотрела репетиции ансамбля, ближе знакомилась с артистами. Восхищалась танцорами и певцами – братьями Арслановыми, певицей Розой Шиховой, замечательными исполнителями татарских наигрышей Калимуллой Шарифулиным, отцом и сыном Мамишевыми, частушечницей Аклимой Мухамадиевой, чудесной рассказчицей о своём родном Татарстане Асиёй Нуриевной Мифтаховой, танцовщицей и исполнительницей башкирских песен Такзимой Динисламовной Магзюмовой. Концертмейстером ансамбля был баянист Владимир Серяков, затем Гайнутдин Ташимов, он и поныне является членом ансамбля. Благодаря активности руководителя коллектив выезжал с концертами в Семипалатинск, Омск, приглашал друзей из Казани. Она создала молодёжный вокально-инструментальный ансамбль «Мирас», ставший лауреатом республиканских и областных конкурсов, известный и за пределами области.

Перебирая снимки

Гуляра Шамилевна в нашей беседе, перебирая фотографии, перелистывая страницы изданных ею альбомов, то и дело рассказывает истории, ситуации из жизни коллектива. Однажды она вдохновила ребят из «Мираса» на участие в конкурсе, не имеющем отношения к татаро-башкирской культуре, зато имеющем к культуре корейской. Для чего им пришлось специально выучить песню на корейском языке и национальный танец. Они выступили в национальных корейских костюмах ярко и красиво, получив призовое место. Со смехом Гуляра Шамилевна вспоминает, как учила слова песни с самой маленькой, четырехлётней участницей ансамбля «Чипчиклар» Рамилёй Ибрагимовой, а у той никак не получалось правильное произношение. Так и спела по-своему, было смешно и трогательно. Потом эта девочка в шесть лет записала свой песенный альбом. А Дамир Тухватуллин, начинавший петь на сцене в «Чишме», активно участвовал в различных конкурсах как солист.

По инициативе Гуляры Чистяковой к 20-летию «Чишми» был издан сборник, в который вошли воспоминания людей, причастных к ансамблю. В нём я нахожу и свою страницу, которая оживила многие мои воспоминания. На репетиции я нередко брала пяти-шестилетнего племянника Максима. Он любил смотреть, как мы готовим танец, слушал красивые мелодии и потом всю дорогу домой напевал «гармоналы-гармоналы» – так он услышал хоровую песню, где повторялось слово «гармунайлык». И когда «чишминцы» услышали его «гармоналы», долго смеялись. У нас это словосочетание стало своеобразным паролем во время общих воспоминаний о тех временах.

Было так приятно доносить до зрителя красоту и особенности народного танца, игривость и смысл, вложенные в движения, чувствовать поддержку партнёров по танцу Мавлии Игнеевой, Наили Миндеевой, Раили Ахматгалиевой, Эльмиры

Аитовой, парней – Раиса Мингалиева, Гачиакбара Мамишева. Мне очень нравилось, когда на сцену выходила наша обаятельная, интеллигентная ведущая концертов Насимя Катлеева. А под какие красивые мелодии мы танцевали! Надо отдать должное выдумке и режиссёрскому таланту нашей Гуляры Шамилевны – рисунок танца, а также постановка целых сценок с участием танцоров и певцов, использовавших традиционные для татар и башкир движения, были её изобретением. Любой концерт выстраивался как целое действо с развитием, кульминацией и ярким, гармоничным заключительным аккордом.

В альбоме «Ансамбль «Чишмя». Неиссякаемый родник творчества», составленном Гулярой Чистяковой в 2009 году, каждый участник с благодарностью и восторгом рассказывает о том времени, об удивительной личности художественного руководителя. Уверена, что татаро-башкирскому этнокультурному объединению повезло с создателем ансамбля и самого центра, заложившим прекрасные традиции, открывшим, восстановившим и создавшим столько удивительных произведений национальной музыки. И всё это сохранено в истории. Это значит, что собранное по крупицам наследие национальной культуры сохранится для новых поколений.

Светлана ЧИСТЯКОВА.

Фото из архива героини публикации.