Под Экибастузом один из двух товарных вагонов с серной кислотой дал течь, и опасный груз полился на землю.
Как рассказали в пресс-службе областного департамента полиции, сообщение об этом происшествии поступило 28 августа незадолго до пяти часов вечера от дежурного военизированной охраны – разгерметизация специализированной цистерны произошла на шестом пути станции Экибастуз-2. Известно, что общий объем перевозимой кислоты составлял 78,2 тонны – два вагона.
Место происшествия немедленно было оцеплено сотрудниками городского управления полиции и военизированной железнодорожной охраны, на станции развернули штаб по устранению чрезвычайной ситуации, в состав которого вошли сотрудники местных исполнительных органов, департамента по ЧС, Комитета национальной безопасности, прокуратуры, управления полиции, департамента санитарно-эпидемиологического контроля и представители перевозчика.
Немедленно были начаты работы по остановке течи, ограничения места розлива и нейтрализации уже пролившегося опасного вещества. Место обваловывали песком, на давая сернокислотной луже увеличиваться, и засыпали известью. Для этого АО «НК «КТЖ» предоставило триста килограммов извести и обязалось ещё пять тонн доставить со станции Ушкулын.
С этой же станции была организована доставка транспортным поездом двух кислотных цистерн (каждая ёмкостью по 65 тонн) для перекачки серной кислоты из повреждённых вагонов. В ожидании целых цистерн течь удалось остановить с помощью бандажа на поврежденную часть вагона. Все экстренные работы продолжались сутками. Течь устранили ночью, общий вес доставленной сюда извести оценивается в 37 тонн. К пятнадцати часам 29 августа была успешно произведена перекачка серной кислоты из поврежденных ёмкостей. Началась отсыпка известью участка розлива кислоты, этим занимались 15 сотрудников АО «НК «КТЖ», однако работы по устранению аварии на этом не закончены.
Для того, чтобы установить причины чрезвычайной ситуации и ее последствия, была создана специальная комиссия. Известно только, что ранее компания «КТЖ» сообщала о сходе с рельсов нескольких вагонов на станции Экибастуз-1. Похоже, именно среди них и была повреждённая цистерна. Комиссия должна определить точный объём пролившейся на землю кислоты и оценить ущерб владельца груза. Возможно, в будущем будет произведена и экологическая экспертиза, будет оценен причинённый вред природе, только этим, скорее всего, займутся другие органы.
Надо отметить, что в этом году в Казахстане просто беда с серной кислотой. В июле нынешнего года средства массовой информации сообщили, что в Курчумском районе Восточно-Казахстанской области опрокинулась автоцистерна с серной кислотой. При этом в апреле 2023 года организация, перевозившая кислоту автотранспортом, уже привлекалась к ответственности – тоже за розлив этого груза. Эта авария произошла ранее вследствие дорожно-транспортного происшествия. На местах аварий пришлось производить выемку грунта и вывозить – ему предстояло пройти через процедуру выщелачивания, пришлось взять на контроль состояние почвы и воды в местах розлива серной кислоты, которая считается крайне агрессивным веществом.
Известно, что активно используется серная кислота в горнодобывающей промышленности. В прошлом году были розливы серной кислоты на урановых месторождениях в Казахстане, тогда ожоги получили сельскохозяйственные животные, потому что своевременно не была восстановлена земля на месте утечки. И в 2021 году проводились внеплановые проверки на рудниках, выявлялись факты розлива серной кислоты, речь шла о миллионных ущербах, которые несли предприятия, причём не только из-за потери ценного, хоть и опасного ресурса, но и вследствие наложенных штрафов.
Серная кислота – смертельный и токсичный реагент, который активно используется в различных производствах, из-за его широкой направленности вещество даже стали называть «кровью химии». Оно используется при производстве лекарств, удобрений, при очистке нефтепродуктов. Правда, такая «кровь» может полностью обескровить почву, она чрезвычайно опасна для всего живого.
Галина ЕГОРОВА.
Фото предоставлено ДЧС области.