Анай би, потомки Шормана и Сатбая,
камень Темирлана и «Золотой человек»
(Начало в №63 и №64)
В 2005 году во время поминального аса Мырзагул и Жадигер батырам династии Шорман бия я заказал портреты двух батыров и Зейнеп Шорманкызы известному художнику Ануару Игембаеву.
Эти портреты ныне висят в нашем аульном музее (село Мусы Шорманова). Предок Шорман бия Мырзагул батыр родился от единственной дочери именитого Тайтеке бия Аккабак, таким образом, его отец Анай является зятем Тайтеке бия.
Анай би был очень мудрым человеком, которому степняки доверяли всецело. В то же время во всех уголках степного края был известен именитый предсказатель будущего, прорицатель из рода Козган Тайтеке би. Когда девяностолетний би захворал, проведать, справиться о его здоровье пришли «четыре оплота» Суюндика: от Каржаса – Анай, от Кулика – Шобалай, от Айдабола – Тулебай, от Орманшы – Карабай. Тайтеке би на прощание, поблагодарив пришедших, сказал: «От меня вам на память», – и протянул Анаю свою тюбетейку и посох, Шобалаю – чалму, Тулебаю – кожаный пояс с серебряным орнаментом, Карабаю отдал ичиги.
Обращаясь к недоуменным детям, оставленным без символических, дорогих их сердцу вещей на память, знаменитый би изрек: «Родные мои, давайте думать о будущем. Посох и тюбетейку я отдал Анаю, поскольку счастье и благополучие народа будут связаны с его династией; чалму вручил Шобалаю, так как вопросами просвещения и науки, сохранением духовных ценностей занимается его клан; пояс свой оставил Тулебаю, потому что предвижу, его потомки справедливо будут управлять обществом, ичиги достались Карабаю, ибо мужество и стойкость свойственны его детям. Вам я оставил пропитанную потом рубашку, будет наш род расти и богатеть». Об этом написал святой Машхур Жусуп.
Никто сегодня не скажет, что не сбылись предсказания Аз Тайтеке, Тайтеке бия. Обратим же внимание на седьмое поколение правнука успешного Каржаса Анай бия – это представивший казахов всему миру первый академик из Центральной Азии и Казахстана, великий ученый Каныш Сатпаев.
Его родословная: Анай би – Жадигер – Сатай – Баубек – Шотик – Сатбай – Имантай – Каныш. Последнему с юных лет прививал интерес к науке, открывал дорогу к вершинам знаний известный деятель «Алаша», народный учитель, обучавший и воспитавший таких учеников, как Жусупбек Аймаутов, Мухтар Ауэзов, Каныш Сатпаев, Алькей Маргулан, ставших гордостью нации, Абикей Зеинулы Сатпаев. Он является потомком Анай бия в седьмом колене: Анай би – Жадигер – Сатай – Баубек – Шотик – Сатбай – Зеин – Абикей. Абикей был расстрелян в 1937 году, а сколько мог бы сделать важного для расцвета науки, культуры своего народа.
Этим двум замечательным личностям в Павлодаре мы установили памятники-бюсты, о них написаны и изданы книги, сняты документальные фильмы. В их честь проведены и проводятся различные научные и просветительские мероприятия. В 2019 и 2020 годах вместе с представителями широкой общественности мне выпала честь участвовать в церемониях открытия мемориальных досок Абикею Сатпаеву на фасадах главных учебных корпусов бывшего Павлодарского русско-казахского училища и первого в истории Казахстана Семипалатинского педагогического техникума. Он на протяжении ряда лет возглавлял эти учебные заведения.
О том, что 3 июля 2021 года в Астане был открыт величественный памятник гордости Казахстана – Канышу Сатпаеву, широко говорилось на страницах СМИ и в социальных сетях. Ныне ведется работа по обновлению и благоустройству сакральных объектов на их малой родине. Приближается 125-летие прославленного сына Великой степи. Если удастся реализовать туристический проект «Дорогами предков – в Баянаул», инициированный нами в депутатском запросе, то будет совесть наша чиста перед памятью предков.
Сегодня сбываются предсказания святого Машхура Жусупа. Еще в 1921 году о молодом Каныше он сказал: «Есть такая пословица: «Стригун-иноходец будет наром, джигит-иноходец – честной управой». Я не видел иноходца, равного сыну Шормана Мусе. Среди нынешней молодежи Каныш Сатпаев – настоящий иноходец. Будет жив – будет удачлив и счастлив. Усопшему Мусе пусть Аллах воздаст покой, а живому Канышу – благополучие!» Наш народ испокон веков убежден в том, что благословением силен джигит, особенно если благословил его сам святой Машхур Жусуп!
23 июля 2022 года на айтысе, прошедшем на жайляу Шорман бия, неоднократный победитель подобных поэтических состязаний из Кызылорды Меирбек Султанхан одним четверостишием емко и образно передал суть сказанного:
«…Был у Степи Бухар жырау мудрец,
И Мырзагул батыр защитник ее чести.
Каржасы для казахов – талантов лес,
Каныш – титан науки, скажу без лести!»
Потомки Шормана и Сатбая, следуя традиции братьев, во все времена держались вместе. Даже во время летовок их аулы располагались неподалеку друг от друга. Также они не забывали о такой степной традиции, как проявление заботы о молодых при выборе ими жизненного пути со стороны состоявшихся образованных и власть имущих представителей этих родов. Разумеется, непростой был вопрос, как оправдать молодой поросли оказанную ей поддержку и возложенные надежды? Однако это уже другая тема. Как сбывались ожидания двух династий, можно проследить, к примеру, на достижениях потомков Анай бия.
На открытии надмогильного памятного камня Шорман бию член Союза писателей Казахстана, заслуженный деятель культуры Казахской ССР поэт Сайлау Байбосын говорил о важности поиска места захоронения Анай бия. Благо, в рукописях Машхура Жусупа было отмечено, что полуразрушенный мазар Анай бия находится в русле реки Шидерты.
На архивной карте, когда-то составленной картографами России, точка, обозначенная как «могила Аная», находилась между 15-й и 16-й насосными станциями, что неподалеку от нынешнего поселка Молодежный у подножья горы Анай. О том, что указанная местность в 15 километрах от аула Узынбулак Баянаульского района на берегу реки Бала Шидерты (Малая Шидерты), говорили и местные аксакалы.
Канал «Иртыш – Караганда», проложенный по инициативе потомка Анай бия в седьмом колене Каныша Сатпаева, протекает неподалеку от этой сакральной местности. Кстати, в 2018 году по предложению Саке (Сайлау Байбосын) изображение этой карты включено в книгу о Мусе Шорманулы. Мы питаем надежды, более того, верим, что ученые – историки и археологи, используя современные дроны, найдут точное место захоронения Анай бия.
Теперь кажется вполне уместным возникновение следующего вопроса относительно связи между первым казахским просветителем-ученым Шоканом Валихановым и первым академиком Канышем Сатпаевым.
Возвращаясь к этой теме, выше мы отметили непосредственное отношение к ней династии Шорман бия. Если Шокан в своих трудах анализировал эпическую поэму «Едиге батыр», то Каныш продолжил его исследования в первой половине ХХ века. Нам известно о том, что будущий академик дал этому произведению научную оценку и в 1927 году со своим предисловием выпустил книгу «Ер Едиге».
Есть сведения о том, что Шокан дважды побывал в ауле династии Шорман бия, гостил у дяди Мусы Шорманулы. Первый раз он посетил Аккелин в 1853 году, когда учился в Омске в Сибирском кадетском корпусе, позже, летом 1855 года, возвращаясь из жетысуской поездки, заехал к родне.
В книгах о жизни выдающегося академика есть и другие любопытные факты. Скажем, о том, что Муса Шорманулы построил шесть бревенчатых домов, позже его сын Садуакас Шорманов один из них отвел под первую в Павлодарском Прииртышье русско-казахскую школу, в ней-то и открыл для себя русскую грамоту семилетний Каныш. Если земля-матушка могла бы говорить, то она, очевидно, рассказала бы столько интересного и содержательного о днях пребывания Шокана в Аккелине… Наши же возможности были ограничены лишь тем, что в 2018 году во время открытия мемориального комплекса «Аккелин» мы установили указательные камни с памятными надписями на месте зданий, где гостил Шокан Валиханов и учился Каныш Сатпаев.
Понятна склонность Шокана к гуманитарным наукам, а Каныш, хотя по профессии был инженер-геолог, любил и прекрасно знал художественную литературу и историю. Несомненно, с детских лет на него оказали влияния представители династий Сатбая и Шормана, особенно отец Имантай и Муса Шорманулы, серьезно работавшие над созданием шежире и занимавшиеся сбором трудов Бухар жырау.
Историческим событием стала и находка тридцатилетнего начальника геологоразведочного отдела Карсакпайского комбината на сопке Алтыншокы (ныне область Улытау) каменной плиты с памятной надписью, свидетельствующей о том, что Амир Темир (Темирлан) с трехсоттысячным войском идёт «по кровь Тохтамыса». Эту амфиболитовую плиту в 1936 году Каныш Сатпаев передал на хранение в Эрмитаж (г. Санкт-Петербург).
Этой находке посвящен специальный стенд в Национальном музее РК. Там указаны нижеследующие факты. В 1391 году по приказу Амира Темира (1336-1405 гг.) во время похода против хана Золотой Орды Тохтамыса (1342-1406 гг.) высечена надпись на каменной плите. Ее нашел будущий академик Каныш Сатпаев в тридцатые годы ХХ века во время экспедиционных работ на сопке Алтын Шокы («Золотая сопка»).
На ней высечено следующее:
«Я, султан Турана Темир-бек, с трехсоттысячным войском в 769 году хиджры вышел в поход против хана Орды Тохтамыса. Дойдя до этой местности, оставил свой след потомкам. Пусть благословит нас Аллах!».
Если глубже взглянуть на эту карсакпайскую находку, то невозможно не отметить колоссальный труд Каныша Сатпаева, сумевшего сделать достоянием последующих поколений историческое послание от Хромого Тимура, правившего не только огромным государством, известным уже в те времена как Туран, но и четвертью мировой суши.
В целом, осмысливая место и роль неординарных личностей из династии Шорман бия в казахском обществе, нельзя не отметить активное участие потомков Каржаса в возрождении не только истории Павлодарского Прииртышья, но в целом отечественной.
Среди них есть дипломаты и депутаты, ученые и генералы, поэты и писатели, певцы и борцы, деятели культуры, а также крупные предприниматели, представители малого и среднего бизнеса. Как известно, история расставляет каждого по соответствующим местам, придет время, возможно, настанет необходимость уточнения и их родословной.
Хочу добавить к сказанному о важности материальной поддержки в продвижении проектов, связанных с выпуском книг, производством фильмов, установкой памятников и бюстов, восстановлением и переносом исторических объектов, строительством культовых и иных сооружений.
Поэтому уместно особо выделить и искренне поблагодарить почетного гражданина Баянаульского района, обладателя ряда государственных наград Габбаса Бектурова за его реальную, весомую помощь в восстановлении духовно-нравственной памяти нации. Если наша работа поспособствует удалению «белых пятен» истории, позволит больше и глубже узнать о жизни и деятельности выдающихся личностей Великой степи, то появится надежда, что на их примерах вырастут последующие поколения. Стало быть, есть смысл продолжать это благородное дело.
Дорогой читатель! Видимо, действительно в седьмом поколении наиболее ярко проявляется таинственная сила благородных генов, что можно наблюдать на примере жизненных путей мужчин из династии Шорман бия.
Точку в родословной Анай бия можно поставить, изучив и рассказав о жизни и достижениях археолога Кемеля Акишева, нашедшего в Иссыкских курганах Алматинской области ставшего ныне символом нашей государственности «Золотого человека», декорированного без малого четырьмя тысячами золотых украшений (изображения барса, сохатого, горного козла, архара, лошади, различных птиц). К этому же подвигает приближающийся юбилей ученого, в 2024 году исполнится 100 лет со дня его рождения.
Лауреат Государственной премии РК, доктор исторических наук, профессор Кемел Акишев родился в нашем ауле (ныне Мусы Шорманова) в семье Аужана. Его отец Акыш является исторической личностью, объединившей семьи Шормана и Сатбая, поскольку он сын младшего брата господина Мусы Аужана, а мать Газиза – родная сестра академика Каныша Сатпаева, то есть дочь Имантая.
Почему ныне известного всему миру «Золотого человека» не открыл другой ученый? Почему счастье сделать важное открытие мирового значения выпало именно на долю Кемеля Акишева? Чем объяснить такой выбор Фортуны?
Одной лишь неизведанной таинственной силой… Этот аргумент не столь убедителен. Возможно, наличие в Кемеле силы духа и подлинного таланта ученого надо искать в генах. Ведь его родословная выглядит следующим образом: Анай би – Мырзагул – Сати батыр – Кушик – Шорман би – Аужан – Акыш – Кемел. Потомок Анай бия в седьмом колене – Кемел, правнук Шорман бия!
Алтынбек НУХУЛЫ,
депутат Сената Парламента, член Союза журналистов Казахстана, почетный гражданин Баянаульского района.
(Печатается в сокращении. Продолжение следует).