• Сб. Ноя 23rd, 2024

Снова в Арктику!

Авг 17, 2023

Из второй экспедиции в Арктику недавно вернулся Александр Вервекин – павлодарский журналист, руководитель нашего Дома географии. Два года назад он уже реализовал эту свою детскую мечту, и вот новое путешествие. Наверное, Арктика затягивает, тем более она бывает такой разной. Сам он сравнивает её с другой планетой. Новая экспедиция оказалась не слишком похожа не первую, хотя цель её была та же самая – очистка северных берегов планеты от мусора.

Проторённая дорожка

Александр – не первый и не единственный казахстанец, кто побывал в Арктике с этой миссией за последнее время. О возможности попасть в эти холодные и (с климатической точки зрения) не слишком приветливые края он услышал ещё пять лет назад, когда узнал, что два студента из Петропавловска стали участниками проекта «Волонтёры Арктики» Межрегиональной общественной экосоциологической организации «Зелёная Арктика». Узнал, как можно стать её волонтёром, и отправил заявку на участие. Дело оказалось не таким простым, как может показаться на первый взгляд. Соискателей для этого непростого дела оказалось настолько много, причём из стран как ближнего, так и дальнего зарубежья, что проводился жёсткий отбор.

Организаторов интересовали не только анкетные данные претендентов, но и их увлечения, умения, физическая подготовка. При этом каждый должен был прослушать курс занятий на самые разные темы, так или иначе касающиеся участия в экспедиции, вплоть до медицинских рекомендаций и шаманизма. Не просто прослушать, но и сдать что-то вроде экзамена по каждому курсу. И – как вишенка на торте – собеседование, которое, наверное, можно считать одним из ключевых этапов отбора. В комиссии обязательно присутствует психолог, который среди прочего предлагал найти выход из каких-то смоделированных сложных ситуаций, и в зависимости от ответов оценивалось многое: умение нестандартно мыслить, быстро принимать решения, общаться, способность урегулировать конфликты или просто не дать им разгореться. А это было немаловажно. Ведь первый раз Александру довелось жить с группой других волонтеров в течение месяца на необитаемом острове – острове Вилькицкого в Карском море. Компания была исключительно мужской, условия проживания – совсем не курортные, работа физически тяжёлая и грязная. Да и тогда ему не удалось попасть в Арктику с первой попытки – успешно прошёл все испытания, но вмешалась пандемия, из-за которой на участие в экспедиции иностранцев было наложено вето. А для того, чтобы поехать в Арктику на следующий год, пришлось заново проходить все этапы отбора. Чего только не сделаешь ради воплощения давней мечты!

Но, видимо, Арктика вызывает зависимость, как наркотик, и Александр решил ещё раз стать участником проекта. И для этого опять необходимо было пройти конкурс. Наверное, снова и снова испытать все эти трудности было всё же проще – по крайней мере знаешь, что тебе предстоит. И, возможно, зарекомендовав себя хорошо в первой экспедиции, можно надеяться, что этот фактор при отборе тоже будет учтён. А это для него был даже не третий отбор, а четвёртый – в прошлом году он тоже успешно преодолел испытания, но не смог поехать по семейным обстоятельствам. И вторая поездка уже была бы не похожа на первую, а нынешняя – на обе предыдущих.

На материке

Надо сказать, что каждое лето «Зеленая Арктика» отправляет в Арктику не одну, а несколько экспедиций в разные места. В этом году Александра ждал уже не необитаемый остров, а жилой посёлок Мыс Каменный Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа, расположенный на континентальной части. Поскольку условия проживания были более комфортными, чем два года назад, команда собралась смешанная – десять мужчин и семь женщин. Казахстанец – только один. На острове же их было одиннадцать мужчин, девять из которых – волонтеры. Да и сроки в этот раз оказались другие – теперь волонтёры жили и работали не месяц, а две недели.

А вот задачи стояли те же – сбор мусора. В прошлый раз это были в основном большие железные бочки от горючего. В этот раз мусор был разный, его приходилось сортировать и развозить на разные свалки, где его должны были утилизировать. На одну свалку отвозили металл, на другую – древесину, на третью – прочие твёрдые бытовые отходы.

Когда-то в этих местах находилась тропосферная станция радиосвязи (тогда ещё не было спутниковой связи, или она была слишком дорогой), её обслуживала воинская часть. Сейчас станция уже не работает, от неё остались четыре огромных локатора, каждый высотой в несколько этажей, в военных отпала необходимость. Но когда-то к части был подведён наземный топливопровод, ныне уже давно не работающий, и его необходимо было убрать. Труб уже не осталось, но остались опоры – пустые бочки от горючего (снова эти бочки!), расположенные друг от друга на расстоянии 8-10 метров. За время экспедиции волонтёры собрали и вывезли из тундры 456 таких бочек.

Александр рассказал, что работали бригадами, между ними даже началось соревнование – кто больше. Однажды его бригада установила рекорд – вывезла за три ходки из тундры 121 бочку. Мусор волонтёры убирали сами, а вот транспорт и водители были местными. С ребятами выезжали два вездехода ТРЭКОЛ, каждый с прицепом. Рабочий день начинался с того, что вездеход заезжал за волонтёрами, они грузили туда свои рюкзаки, инструменты, забирались сами и отправлялись в столовую – завтракали и брали с собой обед. Затем ехали на автобазу, где к каждому вездеходу крепился прицеп. В каждый помещалось сорок или чуть больше бочек.

Затем волонтёры собирали бочки – их следовало «отковырять» от земли, вылить накопившуюся за годы воду (в основном это растаявший снег), стащить в одну кучу десяток-полтора, чтобы удобнее было грузить. Везло, если бочка сохранила свою цилиндрическую форму, – тогда её можно было просто подкатить к месту сбора. Но смятые деформированные железяки приходилось тащить волоком или переворачивая с торца на торец, порой пускали в ход резаки, чтобы распилить и отнести частями. Часто помогали водители. Водителей было двое – коренной северянин Владимир и узбек Дилмурод, которого все звали Димой. Родился и вырос Дима в Ташкенте, но жизнь забросила его в Арктику, где он прижился, обжился, обзавёлся женой и маленькой дочкой – к приезду волонтёров девочке было всего четыре месяца. Иногда Дима подъезжал к какой-нибудь строптивой бочке, цеплял к ней трос и оттаскивал в общую кучу. Вообще, водители здорово помогали, а вовсе не сидели спокойно в своих кабинах в ожидании груза. Эта работа заняла больше всего времени – дней девять из двух недель.

В остальные дни волонтёры разбирали и вывозили строительный мусор – от балков, своего рода бараков, в которых когда-то жили люди. Шпалы, доски и прочее. Это всё везли из посёлка и прибрежной зоны, оттуда они вывезли 16 тонн металла.

Такая суровая жизнь

Жили волонтёры в школьном интернате. Приехали же летом – каникулы, всех детей разобрали по домам. Население посёлка – 800 человек. Есть и свое «градообразующее предприятие» – в море работает подразделение «Газпрома», которое поддерживает сельчан, вкладывается в социальную, культурную, спортивную сферы, откликается на просьбы местных жителей – например, пообещали устроить велосипедные парковки. Волонтёров нефтяники свозили на обслуживающий их ледокол «Андрей Вилькицкий» (Александру с Вилькицким определённо везёт) – большой (в несколько палуб), современный (ему всего пять лет), который управляется даже не штурвалом, а джойстиком.

С погодой в экспедиции явно повезло. Конечно, были и дожди, и туманы, и «слава богу, ветер», как сказал Александр. В безветрие там просто поедом ели свирепые комары. Местные сказали гостям, что они привезли с собой тепло. Порой была прямо 20-градусная жара. Волонтёры на таком пекле так упарились в тундре во время работы, что поскидывали футболки. Эта «обнажёнка» им дорого обошлась – все жестоко обгорели, потому что солнце в Арктике просто бешеное. Пришлось потом дружно переживать «линьку». Обгорели и лица. И хотя все вроде знали о том, что раздеваться не стоит, что нужно пользоваться солнцезащитным кремом, но об этом как-то не всегда вовремя вспоминали. В общем, климат на континенте оказался мягче, чем на острове. Но и там с растительностью было негусто. Из деревьев – только карликовая берёза высотой по колено, больше похожая на клубок колючей проволоки, мхи да лишайники. Правда, мхи – толстые, мягкие, как дорогие ковры, по таким босиком ходить – одно удовольствие. Растут ягоды: морошка, брусника, черника. Впрочем, имелись в посёлке две ёлки – сделанные из железа и установленные рядом с местным кафе.

Есть в посёлке и малый бизнес – ИП, которое занимается перевозкой грузов и доставкой, именно этому ИП и принадлежали ТРЭКОЛы. Грузы доставляются в фактории – магазины, стоящие особняком в тундре. Это местные «супермаркеты», где продаются и продовольственные товары, и хозяйственные, и инвентарь. Они находятся в определённых точках, до которых удобнее добираться со стойбищ оленеводов по бездорожью.

Ненцы – народ особенный. Довольно общительные, они между тем предпочитают держаться особняком, отдельными семьями живут в чумах на расстоянии друг от друга. Самостоятельные и самодостаточные, и дети растут такими же. Уже двухлетний мальчик иногда имеет собственные сани и собаку, небольшой нож, которым может почистить рыбку. Такое ощущение, что они рано становятся взрослыми и отличаются от поселковых ребят своим независимым и гордым нравом. Если сельского ребёнка отправят в угол в наказание за какую-то шалость, тот, конечно, будет раздосадован, но как покушение на его личное достоинство не расценит. А дети, выросшие в чумах, отправку в угол воспримут как оскорбление. Для местных детишек особое лакомство – свежая оленья кровь, главный источник витаминов и полезных веществ в тундре. На наш слух звучит не слишком аппетитно. Удивил Александра и тот факт, что почти никто из ненцев не умеет плавать. Море же под боком! Да, под боком, но такое холодное, что и коротким и совсем не жарким летом в нём не искупаться. Так что научиться плавать там просто негде.

Поездка оказалась очень интересной – столько новых знакомств! Александр много общался с местными жителями, много узнал, сделал для себя несколько открытий. Наверное, скоро опишет всё это в своей новой книге. Ведь книга о первой его экспедиции уже готова к печати.

Страницу ведёт Галина ЕГОРОВА.

Фото из личного архива Александра ВЕРВЕКИНА.