• Вс. Ноя 24th, 2024

Клуб «Жолдар»: 20 лет в пути

Окт 10, 2024

Свой 20-й юбилейный мотосезон закрыли организаторы первого в Павлодаре официально зарегистрированного мотоклуба «Жолдар». В этом году жолдаровцы были без мотоциклов, но со съёмочной аппаратурой – они работают над фильмом об истории клуба и байкерского движения в Павлодаре. Об этом мы поговорили с руководителем МОО Павлом Беликовым и пресс-секретарём клуба Владиславом Ермаченко.

В последнюю субботу сентября павлодарские мотоциклисты и скутеристы торжественно закрыли летний мотосезон. На площади речного вокзала собралось порядка сотни мотоциклов и скутеров. Сейчас заводилами в павлодарском мотодвижении являются байкеры из клуба «Гараж» – некогда выходцы из «Жолдара», а также их собратья из «RoadBrothers» – филиала астанинского клуба. Средний возраст мотоциклистов – от 30 лет и старше.

– Когда организовался клуб, мы решили подвинуть рамки открытия и закрытия сезона, – рассказывает один из организаторов «Гаража» Евгений Дранёв. – Если кто-то из старых мотоциклистов помнит, открытие у нас было 1 мая, а закрытие – 1 сентября. Но по факту мы намного раньше мая выезжаем и заезжаем в конце октября. Мы решили передвинуть закрытие сезона на последнюю субботу сентября, и мотоциклисты нас поддержали.

Самые активные представители двухколёсного племени – это молодёжь на скутерах и простых китайских мотоциклах. Если «старые» рокеры на дорогих байках выезжают прокатиться по выходным или в свободное от работы и семьи время, то многие скутеристы постоянно колесят по городу, так как работают курьерами в службах доставки. Для них скоростная езда – это образ жизни, как у марсельских доставщиков пиццы из фильма «Такси» 1998 года.

– С каждым годом мотоциклистов становится всё больше и больше. Все ребята друг друга знают, – говорит Юрий Чинаев из клуба «Гараж». – Организация открытия и закрытия сезонов становится всё культурнее – отдел внутренней политики подключается, сотрудники полиции. Официально это мероприятие закреплено за мотоклубом «Гараж».

Нужно отметить, что сегодня закрытие байкерского сезона – это официальное городское мероприятие. Колонну мотоциклистов сопровождают по городу три полицейские машины. А в начале 2000-х годов на открытии и закрытии сезона царили хаос и анархия – байкеры мчались от аэропорта через весь город на автодром, нередко превышая скорость и нарушая ПДД.

Лет 20 назад некоторые экстремалы гоняли без водительских прав и шлемов, случалось, что и под градусом. Поэтому часты были полицейские погони и аварии, в которых разбивались лихачи. В 2004 году Павел Беликов с единомышленниками решили легализовать мотодвижение и ввести его в правовое русло. Так на базе его автомастерской был зарегистрирован первый в Павлодарской области мотоклуб «Жолдар», объединивший здравомыслящих мотоциклистов.

У истоков «Жолдар» стояли Павел Беликов, владелец магазина автозапчастей и автомастерской; Сергей Костенков, занимавшийся кастомайзингом – улучшением мотоциклов; Гарик Сарыпов, решавший административные вопросы; Владислав Ермаченко, молодой журналист, ставший пресс-секретарём клуба. Влад публиковался в «Звезде Прииртышья» и в московских глянцевых журналах. Самый первый материал о клубе «Жолдар» вышел в московском издании «МОТО» и в нашей газете.

Постепенно сформировалось ядро клуба из 15 человек, в которое вошли не только павлодарцы, но и мотоциклисты из Аксу, в частности Дамир Бакраденов, возглавляющий сейчас павлодарское отделение «RoadBrothers». Павел и Влад поделились своими воспоминаниями о временах расцвета клуба «Жолдар».

Павел: «В 2004 году на нас вышел отдел внутренней политики, им хотелось чего-то нового и неформального, а у нас была большая организация. Мы стали участвовать в их мероприятиях».

Влад: «Первое значимое мероприятие прошло в сентябре 2004 года – это было 40-летие алюминиевого завода. На набережной мы провели первое в городе байк-шоу – трюки на мотоциклах, показательные выступления».

Павел: «С 2009 по 2014 год ежегодно мы проводили мотопробеги «Тұғанжер». При поддержке областного управления внутренней политики объехали всю область, все районные центры».

Влад: «Проводили уличные мероприятия за здоровый образ жизни. Была задача показать местной молодёжи альтернативу наркотикам и алкоголю – техническое творчество и мотоспорт».

Павел: «В Баянаул тогда хорошо съездили, в «ГАЗель» велики загрузили, там соревнования устроили. В Коктобе Майского района вообще несколько дней жили. В 2006 году в Павлодаре провели велосоревнования для детей и мотокросс в Зелёной Роще».

Многие годы на базе «Жолдар» действовал байк-пост, где останавливались на ремонт и ночлег все проезжающие через Павлодар мотоциклисты-путешественники. В 2007 году здесь гостили байкеры из Латвии – остановились в ходе своей кругосветки. В 2011 году жолдаровцы приняли Игоря Соколова из Владивостока, который на мотоцикле объехал весь мир. Сейчас роль байк-поста выполняет клуб «Гараж».

С годами «Жолдар» трансформировался из мотосообщества в спортивно-технический клуб для молодёжи и подростков, наподобие дворовых клубов, включающих в себя множество направлений – «авто-мото-вело-фото», как шутит Павел. За 20 лет через «Жолдар» прошли как минимум полторы тысячи детей и подростков. Здесь они получили навыки обращения с техникой, научились работать руками.

– Техническое направление – мотоциклы никуда не ушли, – рассказывает Павел Беликов. – Здесь идёт обучение вождению, ребята изучают устройство мотоциклов и мопедов, учатся их ремонтировать. У нас свой парк техники – 20 велосипедов. Те, кто записался в клуб, катаются на них бесплатно. Летом работа идёт каждый день нон-стоп. Есть туристические мероприятия – выезды за мост. Попутно развиваем аквариумистику и ботанику (в отдельном помещении стоят большие аквариумы с экзотическими рыбками – прим. авт.).

Ещё одним новшеством в клубе «Жолдар» стали занятия по электронике и робототехнике. Причём действующие модели создают не из готовых модулей набора «Лего», а из самодельных или заказных деталей. Здесь идёт изучение не только платы Arduino и языков программирования, но и прикладного мастерства – умения паять, пилить, точить, конструировать. Направление робототехники развивает меценат клуба и известный в профессиональных кругах программист Дмитрий Мельник.

В ближайших планах клуба – приобретение музыкальной аппаратуры и создание своей группы. Старшие жолдаровцы играют на музыкальных инструментах и готовы поделиться своими знаниями с молодёжью. В основном в «Жолдар» ходят ученики близлежащей школы им. С. Торайгырова и юные жители района Химгородки, где прошло детство и самого Павла Беликова, или дяди Паши, как его зовёт детвора.

– Я жил в девятиэтажке за магазином «Океан», а в подвале мы с друзьями держали свою технику, – вспоминает Павел историю своего увлечения мотоциклами. – В 13 лет я купил мопед ПВЗ. Он обошёлся мне в пять рублей. Я их скопил, сэкономив на обедах. В 14 лет за 15 рублей взял свой первый мотоцикл «Восход». В 16 лет всё лето проработал в Аксу – мы асфальтировали дорогу к ТЭЦ – и заработал 600 рублей. Родители добавили денег, и я взял в магазине новый «ИЖ Планета Спорт». Он тогда стоил тысячу рублей.

– Мне всегда нравились мотоциклы, с детства меня катали, – рассказывает Владислав Ермаченко. – Первый мотоцикл «СОВА-175» мы купили с троюродным братом, когда мне было 14 лет. С 2000 года стали на нём приезжать на байкерские слёты. В 2002 году я занял второе место в интеллектуальной викторине «Лидер 21 века» и на призовые деньги купил «ИЖ-49» 1953 года, он был под «Харлей» сделан. На нём проездил довольно долго.

В 2022 году Владислав Ермаченко с Павлом Беликовым опубликовали историю клуба «Жолдар» в журнале «Найзатас». Это произошло с лёгкой руки ветерана журналистики Юрия Дмитриевича Поминова, который в детстве тоже любил кататься на мотоцикле. Сейчас жолдаровцы снимают фильм о павлодарском байкерском движении – его прошлом и настоящем. В этот фильм войдёт и уникальная хроника «диких» байкерских слётов, которую в далёком 2003 году запечатлел в своей молодёжной телепрограмме «Стар Трек» руководитель холдинга «Ертiс Медиа» Руслан Билялов.

Фёдор КОВАЛЁВ.

Фото клубов «Жолдар» и «Гараж».