В школах республики периодически происходят ЧП, когда дети попадают в больницы из-за некачественной пищи или антисанитарии
Последний случай (трудно надеяться на то, что это так будет) произошел в одной из школ села Бесшокы Мангистауской области, где, по данным СМИ, в столовой отравились 460 человек, которых кормили пюре с котлетами. Сейчас по данному происшествию проводится расследование. В МВД этого региона сообщили, что по факту массового отравления детей возбуждено уголовное дело. В ближайший месяц во всех школьных столовых страны пройдут проверки соблюдения санитарно-эпидемиологических требований.
То есть компетентные службы и отраслевое министерство оперативно отреагировали на этот вопиющий случай, и, скорее всего, будут изданы какие-то дополнительные циркуляры по сохранению здоровья детей и безопасности школьного питания. И это необходимо сделать, так как, повторюсь, подобное происходит периодически в той или иной области Казахстана. Похоже, так службы МЧС регулярно фиксируют пожарные и другие происшествия.
Но вот здесь есть такой момент. Одна из пословиц гласит: «Снаряд два раза в одну воронку не падает». Но этому утверждению имеется продолжение: «Когда снаряд летит первый раз – это случайность, когда летит второй – совпадение, а вот когда третий – это закономерность». И, как утверждают, мнение это основано на реальных фактах. Именно поэтому у этой пословицы есть еще одно толкование: «Но если снаряд попадает в одну воронку два раза, то обязательно будет третий». Так как, дескать, созданы предпосылки и сопутствующие факторы. И это своими доводами подтверждает депутат Парламента РК, председатель Комитета по социально-культурному развитию Асхат Аймагамбетов. Он, комментируя произошедшее в Мангистауской области, знает не понаслышке о подобных ЧП в школах страны, так как был министром образования и науки РК (2019-2022 гг.), а затем министром просвещения (11 июня 2022 года – 4 января 2023 года). Так вот, этот специалист высокого уровня в одном из интервью сказал о случившемся так: «Масштабные проверки школьных столовых, которые намерены провести за месяц, не решат проблемы массовых отравлений детей, как это произошло в Мангистауской области. Причины таких инцидентов носят системный характер и требуют комплексного подхода, а не поиска виновных и привлечения их к ответственности. Это системная проблема, здесь нельзя ее решить единоразовыми мерами. Конечно, проверку, которую сейчас во всех учебных заведениях планируют провести, надо сделать. Но это даст эффект на определенный краткосрочный период. Одни подготовятся, другие посмотрят, обеспечат контроль, это понятно. Надо смотреть шире и комплексно, в том числе в полномочиях санэпидслужбы. За последние несколько лет их полномочия серьезно сократились. Их сейчас не хватает для обеспечения санитарной безопасности в школьных столовых. То же самое касается ветеринарных служб, контролирующих безопасность сельхозпродукции, которая попадает на рынки, а потом на столы казахстанцев, в том числе в школьных столовых».
И далее мажилисмен отметил, что «подготовка кадров для системы СЭС тоже сильно страдает. Если вы спросите в этих службах про зарплаты, то они очень низкие и несравнимы с медицинскими организациями. Поэтому там никто и не держится», – добавил бывший министр.
Другой проблемой он назвал внутренний контроль в самих учебных заведениях, а также вопросы коррупции, которые тоже нужно учитывать. «Конечно, можно обвинять директора, родителя, поставщика и всех остальных. Виновных обязательно найдут и привлекут к ответственности, но это не решит системных проблем», – подытожил депутат.
Всё, что он сказал, – более чем верно и требует решения на высоком государственном уровне. Но прежде чем повести разговор об этом, сделаю экскурс в историю. В советское время школьному питанию также уделяли большое внимание. Основным типом предприятия общественного питания в школах городов республиканского, краевого, областного подчинений была столовая системы государственной торговли. В ряде городов это были тресты столовых и ресторанов, а при них – комбинаты школьного питания. В школах сельских районов – столовая, входящая в торговую организацию потребительской кооперации. Вот в этих самых государственных столовых под контролем собственных служб и санитарных врачей и готовили питание для школьников. При отсутствии в школе столовой обслуживание учащихся питанием организовывалось через буфет, в ассортименте которого предусматривались холодные закуски, молоко и молочнокислые продукты, булочные изделия, горячие напитки, кисели, компоты, различные бутерброды, фрукты свежие, очищенные сырые овощи (морковь, брюква и другое), соки.
Горячие блюда включались в меню только в том случае, если для этого имелись необходимые условия (наличие торгового зала, соответствующего оборудования и др.). В буфетах формировались комплексные завтраки.
Ну и, как ностальгия по прошлому, школьные обеды стоили 40/30 копеек и состояли из трёх блюд. Первое: щи, борщ, рассольник или суп (овощной, бобовый, крупяной, молочный и пр.); второе: мясное, куриное либо рыбное блюдо с гарниром, а также голубцы, запеканки, рулеты, зразы, плов, пельмени, вареники и т. п.; третье: компот, кисель, сок или десерт (желе, мусс, печёные яблоки и др.).
Потом наступили перестройка, рыночная экономика, базовые структуры школьного питания распались, и в учебные заведения пришли бизнесмены, которые начали кормить детей. Многие делают это успешно и с любовью. Но бизнес есть бизнес, и ему нужны оборотные средства и прибыль: за счет расширения ассортимента блюд и ценовой надбавки. Плюс, что тоже есть, – использования недорогих продуктов «второй свежести», повторного оборота нереализованных блюд. Всё это играет на возможные ЧП. Как и пресловутая халатность персонала столовой и антисанитария.
И вот здесь я хочу обозначить свою точку зрения на школьное питание и на его растущее количество блюд и рост на них цен, так как вижу в этом одну из причин случаев массового отравления. Я не помню, чтобы в бытность СССР были такие происшествия. Согласен, что тогда подобное засекречивали, но народная молва всё равно бы данные факты разнесла по городам и весям. Просто, повторюсь, был строгий контроль, особенно за детским питанием, и приемлемый набор простых, но питательных блюд, которыми трудно отравиться.
И столовых в школах было поменьше, а были буфеты по минимуму с коржиками, булочками, бутербродами, чаем, киселем и компотом. Всем этим дети с удовольствием перекусывали и были довольны.
А в немалом числе школ послевоенной постройки (я в такой окончил пять классов) из-за нехватки помещений и буфета не было. И ничего – мы не умирали на уроках с голоду, и после них, стройные и резвые, спешили домой обедать или ужинать.
А вот недавно в интернете нашел такой московский факт: «Следующая глобальная реформа в области школьного питания пришлась на 2022 год. И здесь уже есть где разгуляться. В обновленном меню в московских школах – круассаны, фишболы, митболы маффины, фриттата с сыром и ветчиной, пицца, блинчики, наггетсы. Также у школьников есть 11 вариантов первых горячих блюд (например, дальневосточный суп с красной рыбой, кубанский суп, щи новгородские, борщ московский, солянка, суп-пюре овощной, минестроне), девять основных мясных блюд и пять гарниров. Более того, учащиеся могут составлять собственное меню и даже собирать собственный салат из свежих и отварных овощей.
Что касается цен на школьное питание, то родители младшеклассников сдают примерно по 96 руб. за завтрак и 103 руб. за обед, а старшеклассников – по 103 руб. за завтрак и 193 руб. за обед, однако стоимость варьируется в зависимости от школы и набора блюд».
Скажу честно: слова – фишболы, митболы (колобки из рыбы и мяса), фриттата (яичница) с сыром и ветчиной, маффины – американский вариант кекса – я раньше не слышал. Но уверен, что они по причине заморского названия дороже наших обычных тефтелей и кекса. Однако суть не только в этом. Школьные завтраки – это не ресторанный обед с красной рыбой, а легкий прием пищи, то есть перекусить или, как говорят, заморить червячка, чтобы притупить чувство возможной тяги что-нибудь пожевать и не отвлекаться от уроков. Но согласитесь – «11 вариантов первых горячих блюд» – перебор. И что – все эти супы съедаются или остаются на «второй заход»?
В Казахстане практикуют и рекомендуют более скромные варианты школьных обедов. «В четырехнедельное меню вошли такие первые блюда, как борщ, гороховый, овощной супы, суп с крупой, домашняя лапша, щи, рассольник, харчо. На второе в столовых должны подавать рагу, плов, голубцы, тефтели, котлеты, гуляш, отварную курицу. Гарнир чаще всего состоит из картофеля, круп и макарон. Также в меню входят салат из свежих овощей, напиток (сок, компот, кисель, молоко) и фрукты».
При этом в школах установлен строгий запрет на производство и реализацию фастфудов, жареных во фритюре блюд, кондитерских изделий с кремом, салатов, заправленных сметаной и майонезом.
Кроме этого, запрещена реализация кондитерских изделий и сладостей (шоколад, конфеты, печенье) в потребительских упаковках, сладких безалкогольных напитков.
Для полноценного развития в рационе школьника должны быть мясо, овощи, фрукты, молочная продукция (молоко, творог) и мед».
Не московский набор, но тоже солидно. И здесь я даже не стану спорить по поводу того, что «дети – цветы жизни», что они – «наша радость», что «всё лучшее – детям» и так далее. И что такие пышные школьные «перекусы» практикуют не ради благополучия столового бизнеса, а для того, чтобы школьники не испортили желудочно-кишечный тракт. Но нужно учитывать и тех детей, которые из-за недостаточных финансовых возможностей родителей вообще не питаются в школе или приносят из дома хлеб с маслом, чтобы подкрепиться. Чтобы уже на этой стадии не формировать неравенство.
Также одна из главных причин кухонных отравлений представляется в том, что слишком широк ассортимент блюд, которые полностью не реализовываются и, не думаю, что выбрасываются поварами. Может быть, в этом вопросе надо быть поскромнее, так как это не ресторан и не кафе? И готовить тот набор еды, который реально можно просчитать по количеству потенциальных едоков и полной распродажи порций? И который, главное, не скоропортящийся.
По моему мнению, оптимальный вариант питания в школах: каши, пирожки с различной начинкой, булочки, коржики, сырные бутерброды, горячий чай, молоко, соки и еще что-то, что можно спокойно, без спешки скушать. И что доступно практически всем ученикам по цене.
Сергей ГОРБУНОВ.
Фото из свободных источников.