• Пт. Ноя 22nd, 2024

Таможня даёт добро

Авг 10, 2023

По итогам первого полугодия 2023 года в Павлодарской области оформили почти 5,3 тысячи деклараций на товары, что на четыре процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. О результатах работы и других нововведениях рассказали в департаменте государственных доходов по Павлодарской области.

Интегрированный контроль по принципу «одного окна»

По поручению Главы государства Комитетом государственных доходов совместно с другими государственными органами проводится работа по внедрению интегрированного контроля по принципу «одного окна».

Галина Бирюкова, руководитель управления разъяснительной работы ДГД по Павлодарской области, рассказала, что был проведён детальный анализ и пересмотрен технологический процесс проведения интегрированного контроля на внешних и внутренних таможенных постах, в том числе и центрах таможенного оформления.

– По результатам проведённого анализа выработали бизнес-процесс, предусматривающий организацию интегрированного контроля, – сказала она. – Этот бизнес-процесс рассмотрен и одобрен на совещании 20 января 2023 года всеми причастными государственными органами.

Сегодня проводится модификация информационной системы «АСТАНА-1». До конца года работа будет завершена.

Заключены соглашения об обмене информацией с девятью странами

Для создания условий информационного обеспечения таможенного контроля заключены международные соглашения об организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах с девятью государствами – Китай, Турция, Иран, Узбекистан, Азербайджан, Грузия, Туркменистан, Украина, Таджикистан. Обмен предварительной информацией о товарах и транспортных средствах создаёт благоприятные условия для участников внешнеэкономической деятельности. Среди них, к примеру, ускорение совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, сокращение количества документов, необходимых для совершения таможенных операций и таможенных процедур, минимизация применения форм и методов таможенного контроля на основе анализа информации о товарах с применением системы управления рисками.

– Сейчас идёт обмен информацией с таможенными органами КНР и Узбекистана, – рассказывает Галина Бирюкова. – Также проводится согласование технических условий обмена с Турцией, Туркменистаном, Ираном, Украиной. Ведутся работы по наладке канала связи между таможенными системами Казахстана с Азербайджаном и Грузией.

Итоги таможенного администрирования за 1 полугодие

В зоне деятельности органов государственных доходов по Павлодарской области осуществляют свою работу четыре склада временного хранения (СВХ), 19 складов хранения собственных товаров (СХСТ), четыре свободных склада (СС), таможенный склад и свободная экономическая зона (СЭЗ).

– За первое полугодие 2023 года органами государственных доходов Павлодарской области оформлено 5295 деклараций на товары, что на четыре процента больше, чем за аналогичный период прошлого года, – сообщили в ведомстве. – Таможенная очистка товаров производится в электронном виде в информационной системе «АСТАНА-1», которая контролируется системой управления рисками.

Полностью оцифрован процесс декларирования товаров

Также в департаменте госдоходов рассказали о продолжающейся работе по внедрению цифровых технологий в налоговой и таможенной сферах.

– Хотелось бы отметить, что цифровизация позволила уменьшить последствия экономического спада, упростив деятельность бизнеса за счёт доступных онлайн-сервисов, – продолжает руководитель управления разъяснительной работы. – Не секрет, что ранее со стороны бизнеса было много вопросов в адрес таможни касательно непрозрачности процесса и волокиты при бумажном декларировании. Для этого и был осуществлен переход на электронный формат.

В целях упрощения процедур торговли ранее внедренная информационная автоматизированная система таможенного и налогового администрирования «АСТАНА-1» обеспечила выполнение международных обязательств по полному переходу на электронное таможенное декларирование.

Кроме того, в сентябре 2022 года был проведён хронометраж таможенных операций, связанных с таможенным декларированием транзитных товаров, следующих в третьи страны, разработана схема взаимодействия информационных систем национального железнодорожного перевозчика и органов государственных доходов.

Такое взаимодействие изначально предусматривает уведомление о прибытии товаров, декларирование транзита на основе предварительной информации, автоматическую регистрацию и автовыпуск транзитных деклараций. К слову, время оформления одного контейнерного поезда сократится с трёх часов до 30 минут.

Ещё сейчас тестируют интеграцию информационных систем органов государственных доходов и национального железнодорожного перевозчика в пунктах пропуска «Алтынколь» и «Достык», расположенных на казахстанско-китайской границе. Эта мера также направлена для значительного упрощения таможенных процедур.

Очередь теперь электронная

Что касается скопления машин и ожидания на границе, то они зачастую происходят из-за отсутствия информации у перевозчиков о ситуации. В том числе о загруженности пунктов пропуска.

– Такая ситуация происходит по всему миру, и для исключения подобных фактов отдельные страны вводят электронную очередь на своих границах, так как эта система способствует упорядочиванию и обеспечению прозрачности перемещения товаров и транспорта, – говорит Г. Бирюкова. – Положительный опыт на сегодня имеется у передовых стран, у них такая система бронирования очереди введена уже давно.

Поэтому в десяти автомобильных пунктах пропуска на границе с третьими странами внедрена система электронной очереди, которая обеспечила прозрачность всего перевозочного процесса. Благодаря этому были исключены все возможные манипуляции с очередью и ожидания в «живой очереди».

С 1 же июля вступил в действие ряд правовых актов, регламентирующих пропуск автотранспортных средств с использованием системы электронной очереди. Нужно отметить, что ранее действовавшие здесь временные схемы утратили свою силу.

В целом концепция электронной очереди выглядит следующим образом. В ней предусмотрено максимальное число форматно-логических контролей с использованием электронных баз данных. Кроме того, имеется смс-оповещение через инфосервис 1414, созданное для удобства участников перевозок.

– На сегодня электронной очередью воспользовались более 27 тысяч пользователей, проследовало порядка 89 тысяч автотранспортных средств. Для оперативного разъяснения технических и методологических вопросов функционирует специальный круглосуточный телеграмм-чат, в котором зарегистрировано более 7,5 тысячи участников. Пользователи в случае возникновения вопросов обращаются к обезличенным администраторам службы техподдержки через этот чат, что исключает человеческий фактор и прямой контакт с должностными лицами, – пояснила Галина Бирюкова. – Функционал системы электронной очереди не стоит на месте и продолжает совершенствоваться. Ведётся постоянный мониторинг всех бронирований и временная блокировка пользователей, допустивших такие нарушения.

Основными источниками информации по выявлению таких схем являются добросовестные перевозчики, которые сообщают о них через вышеупомянутый телеграмм-чат. К примеру, в начале года недобросовестным пользователем, создавшим несколько учётных записей и заявившим себя представителем нескольких иностранных компаний, неоднократно нарушалось пользовательское соглашение с признаками мошеннических действий. Для пресечения неправомерных действий по необоснованному получению цифровых слотов электронной очереди и жалоб пользователей на отсутствие свободных мест для бронирования учётную запись заблокировали.

Но, даже несмотря на наличие явных нарушений, этот пользователь подал жалобу в правоохранительные и судебные органы. Однако суд установил, что он самостоятельно искажал вносимые данные, забивая электронную очередь фейковыми машинами.

– Система электронной очереди является основным инструментом регулирования ситуации со скоп­лением транспорта на границе. Внедрение подобных методов цифровизации оказало положительный эффект на развитие товарооборота и транзитного потенциала, а также в целом создает комфортную бизнес-среду, – считают в департаменте.

Иностранные бланки разрешений

Наряду с этим автоматизирована выдача иностранных китайских бланков разрешений, так называемых КАТов, или «дозволов», на базе модуля системы электронной очереди «CargoAlem» на границе с КНР. Это позволило исключить человеческий фактор и получение иностранных бланков разрешений непосредственно на пунктах пропуска.

Этот проект действует в режиме пилота до марта 2024 года и только в отношении перевозок в Китай.

– Иностранный бланк разрешения, или, как говорят в народе, «дозвол», – это документ, который разрешает перевозчикам транспортировать грузы по территориям иностранных государств. Раньше компаниям приходилось ездить и обращаться непосредственно в уполномоченный орган для получения таких бланков, сейчас же получить разрешение можно будет непосредственно при пересечении границы. Это значительным образом позволяет перевозчикам экономить время и деньги, – говорит Галина Бирюкова. – Выдача иностранных бланков разрешений на сегодня осуществляется за 1 МРП в пунктах пропуска.

При этом ранее имелись факты незаконной перепродажи по завышенным ценам, стоимость одного бланка доходила до двух тысяч долларов. Всего же с момента запуска пилотного проекта 26 апреля 2023 года было выдано более 21 тысячи иностранных бланков разрешений.

«Единое окно»

В рамках цифровизации органы государственных доходов модифицируют действующие информационные системы. К примеру, дополнительно к уже имеющемуся в «Едином окне» функционалу по получению разрешительных документов и таможенных государственных услуг в этом году была автоматизирована выдача в электронном виде ещё нескольких документов, таких как акты государственного контроля на драгоценные металлы (КИР МИИР РК), свидетельства о безопасности конструкции транспортных средств – СБКТС (КТРМ МТИ РК), которые используются при таможенной очистке товаров.

– Автоматизация в «Едином окне» СБКТС позволила заявителям растаможивать транспортные средства сразу после получения документа, за счёт чего сокращены затраты участников ВЭД на размещение транспортных средств в местах временного хранения, – подвела итоги Г. Бирюкова.

Объём налогов растёт

В результате проведённой работы по увеличению товарооборота и совершенствованию таможенного администрирования за первое полугодие 2023 года объём таможенных платежей и налогов в бюджет РК после распределения между странами ЕАЭС достиг 1,9 триллиона тенге. Это на 21 процент больше, чем за аналогичный период прошлого года. В том числе поступило 890 миллиардов тенге НДС на импорт, что на 71 процент больше результата прошлого года. По результатам таможенного администрирования в первом полугодии 2023 года выявлено на 38 процентов больше нарушений таможенного законодательства, чем в первом полугодии 2022 года, – 66,7 миллиарда и 48 миллиардов тенге, соответственно.

Модернизация пунктов пропуска

Одной из приоритетных целей остаётся решение инфраструктурных задач пунктов пропуска, расположенных на таможенной границе ЕАЭС. С прошлого года строительно-монтажные работы начаты по всем десяти пунктам пропуска.

По согласованию с узбекской стороной автомобильные пункты пропуска «Капланбек» (РК) и «Зангиота» (РУ) полностью закрыты на реконструкцию. По остальным пунктам пропуска реконструкция проводится без закрытия, но с ограничением движения автотранспорта. Завершить реконструкцию всех пунктов пропуска планируется в конце 2024 года.

– В рамках реализации проекта будет увеличение пропускной способности в восемь раз (с 1000 до 8400 транспортных средств в сутки), сокращение времени (с 2 часов до 25 минут), а также минимизация коррупционных рисков, – сообщили в департаменте государственных доходов.

После завершения модернизации пунктов пропуска будут решены все инфраструктурные проблемы, созданы все условия для комфортного прохождения границы и ускоренного проведения контроля.

Руслан ЛОГИНОВ.

Фото Ольги ТУРГЕНЕВОЙ.