В Павлодаре появились в продаже куриные яйца и хлебобулочные изделия, призванные сократить число жертв разного рода мошенников.
Конечно, употребление в пищу этих яиц и хлеба не добавит людям осмотрительности, а вот изучение упаковки может кого-то остановить от необдуманных поступков. С необычной инициативой выступили сотрудники городского управления полиции Павлодара. О том, как и когда появился новый проект, рассказал заместитель начальника управления Арман Каптаев.
Он отметил, что количество мошеннических преступлений по-прежнему остается достаточно высоким, при этом часто жертвами становятся люди очень преклонного возраста – те, кому за восемьдесят. Анализ ситуации показал, что именно эта категория горожан, скорее всего, не получает информацию через мобильные приложения, не пользуется интернетом, да и телевизор, возможно, тоже смотрит нечасто. Требовалось придумать способ привлечь именно их внимание. Полицейские рассуждали следующим образом: любой пенсионер, если ему позволяет здоровье, всегда будет сам ходить за продуктами, пусть не каждый день, но регулярно. Поэтому и решили попробовать разместить памятки на упаковке продуктов первой необходимости. Для начала реализовали пилотный проект. Первые памятки распечатали на собственной бумаге и на своём цветном принтере, имеющемся в управлении, – на эти цели направили средства, выделяемые на профилактику мошенничества. Первые «противообманные» продукты появились на прилавках двух павлодарских магазинов – «Лакомка» и «Алатау». Заключены договоры на размещение профилактических вкладышей в упаковке с товаром с двумя производителями города – одной из пекарен и птицефабрикой «Кус» села Жетекши. Первая партия «профилактических» яиц и хлеба появилась в магазинах в середине июля и разлетелась среди покупателей моментально.
Арман Каптаев отмечает, что в органах внутренних дел всегда проводится аналитическая работа по всем видам преступлений, изучаются условия, при которых те или иные преступления эффективны, определяется портрет не только среднего преступника (грабителя, угонщика, мошенника и так далее), но и портрет жертвы. Превентивные меры разрабатываются с учетом всех этих факторов, при этом одни меры направляют на то, чтобы лишить преступников благоприятных условий, другие – на защиту потенциальных жертв. Изучая жертв преступлений, которые явно получают мало информации на эту тему, стараются разработать и новые средства профилактики. Мошенничество сегодня – самый популярный бесконтактный способ преступлений, от аферистов люди не страдают физически, но они несут материальные потери и получают моральные страдания, а это тоже вид насилия. Арман Каптаев, подчеркивая злободневность темы, отметил, что сегодня практически каждое второе преступление – мошенничество. За последнюю неделю жертвами мошенников стали четверо пенсионеров в возрасте от 74 до 85 лет. Именно на таких граждан направлена новая профилактическая мера. Да и более молодым жителям города не помешает почаще напоминать о средствах предосторожности. Пусть даже не для них самих – они могут передать купленную с хлебом памятку своим престарелым родственникам, знакомым или соседям, могут просто позвонить им, чтобы лишний раз напомнить: будьте бдительны.
Сотрудники городского управления полиции намерены расширить эту практику, которая уже прошла «обкатку». Они будут действовать дальше совместно с акиматом города, отделом предпринимательства. Сейчас скромного «профилактического» бюджета органов правопорядка не хватит, чтобы как можно больше самых востребованных продовольственных товаров получили такие памятки, они ждут поддержки местных исполнительных органов и самих товаропроизводителей. В полиции надеются, что скоро продукты со специальными вкладышами против мошенников появятся на прилавках всех супермаркетов и крупных торговых домов.
Однако здесь подумали о более обширной программе профилактических мероприятий, направленных против аферистов. Заключён договор с павлодарским рекламным агентством – ТОО «Цитадель», сотрудники которого взялись разработать дизайн и изготовить несколько баннеров и билбордов соответствующей тематики – такие должны появиться на крупных магистралях и оживленных перекрестках города. Целевая аудитория – люди молодого и среднего возраста, автомобилисты, пассажиры и пешеходы. О приезжих, о жителях городов и сёл Павлодарской области тоже не забыли – специальные видеоролики планируют крутить на всех вокзалах, в аэропорту и ещё в нескольких местах. В крупных торговых домах, на сельскохозяйственных ярмарках, в местах массового скопления людей планируют размещать Х-баннеры – небольшие вертикальные баннеры на лёгкой конструкции, предназначенные преимущественно для помещений. Ещё в планах – встречи с трудовыми коллективами крупных предприятий и организаций для консультаций и разъяснений. Помнят полицейские и о просветительской пользе средств массовой информации, так что появятся скоро прямые эфиры на радио и, возможно, на телеканалах, выступления в газетах. В общем, разработана, можно сказать, целая военная кампания против мошенничества, ставшего всеобщим злом.
А в областном департаменте полиции добавляют: такая широкая аналитическая работа и разработка свежих профилактических мер производится по всем видам правонарушений в рамках проекта «Сервисная модель полиции». В итоге все эти меры должны благоприятно повлиять на криминогенную обстановку по области в целом.
Галина ЕГОРОВА.