Глядя на эти картины, не сразу задумываешься о том, что их авторами вполне могут оказаться хрупкие девушки, которые используют для создания своих произведений совсем не женские приспособления – дрель или, например, перфоратор, а большинство материалов они приобретают в строительных магазинах. Чего не сделаешь ради искусства? В Павлодарском областном художественном музее имени Н. Нурмухаммедова совместно с галереей Самары «G gallery» организовали выставку интерьерных картин «По ту сторону зеркал», предложив жителям и гостям областного центра пофантазировать вместе с художниками.
В экспозиции собрано 78 картин 58 авторов из Казахстана, Узбекистана, России и Турции. Как отмечают искусствоведы областного художественного музея, интерьерная живопись, к примеру, в России уже несколько лет находится на пике популярности. Пользуется спросом это направление и в больших городах нашей страны – Астане и Алматы, где художники с удовольствием создают такие работы из разных материалов, однако некоторые из них участвуют в масштабной выставке впервые.
Техники и жанры здесь разнообразны, при этом авторы говорят: чем сложнее перед мастером стоит задача, тем интереснее складывается рабочий процесс. Уроженка Павлодара художница Светлана Мусатова, которая в настоящее время проживает в Барнауле, рассказала об особенностях организации этой выставки в своём родном городе, где прожила около 30 лет и окончила художественную школу. Сейчас в Алтайском крае Светлана работает в сфере красоты, но в свободное время создаёт картины и занимается выставочной деятельностью, что позволяет открывать новые имена художников.
– Среди авторов есть как профессионалы, так и любители. Работы отбирались в течение трёх месяцев. С художниками мы в основном знакомы по социальным сетям. Конечно, не все представленные к участию работы прошли отбор, всего их было более тысячи. На выставке экспонируются произведения в зеркальной технике, живопись, декоративно-прикладное искусство, – отмечает Светлана Мусатова.
Темы интересуют авторов тоже самые разные: мистика, космос, природа, женская красота, путешествия и, конечно же, любовь. К примеру, художницы Виктория Куреши и Наталья Минжулеева приехали на открытие выставки в Павлодар из Алматы. Девушки говорят, что в основном работают в студии, которую организовали дома у одной из них, а вот на выставках представляют свои работы в первый раз.
– Так получилось, что я – бывший ювелир, а сейчас занимаюсь декоративно-прикладным искусством, – рассказывает В. Куреши. – Сегодня интерьерное искусство очень популярно в Алматы. В своих работах «Тюльпан», «Ирис» мне хотелось показать цветы нашего Казахстана. В них использовались такие материалы, как эпоксидная смола, зеркала, а затем применялась роспись акрилом по зеркалу. Получились лаконичные картины.
Другая художница – Наталья Минжулеева уверена: тем, кто увидит цветущую вистерию (другое название глициния) в Алматы, это обязательно принесёт счастье, поэтому ей захотелось изобразить именно это загадочное и красивое дерево. Ещё одна её работа «Сұңқар» показывает величие сокола, которого она сравнивает с независимым и свободным Казахстаном.
О лаконичности вряд ли можно говорить, если, например, рассматривать работы Светланы Мусатовой. Художница подчёркивает, что её, наоборот, привлекают сложные сюжеты со скрытым смыслом, но и техника тоже имеет большое значение.
– Одна из моих работ создана по легенде Древнего Египта, когда богиня Уаджит спускалась на землю, превращаясь в золотую кобру. Считалось, что человек, дотронувшийся до неё, не будет знать ни бед, ни болезней, ни горестей. По времени эта работа выполнялась примерно в течение месяца. Здесь использованы гипсовая шпаклёвка, золотистая краска, листовая поталь, зеркала, ювелирная смола и хрустальная крошка, – говорит С. Мусатова.
Эту выставку в павлодарском музее называют результатом творческих поисков художников, которые доказывают, что «инвестиции в искусство сегодня возможны». С другой стороны, возникает ощущение, что на фоне картин, например, из богатейшей фондовой коллекции музея, современное искусство именно в таком виде не имеет настолько же огромной значимости или глубокого смысла, хотя внешне для зрителя оно кажется очень даже привлекательным. Беседуя с авторами работ, становится понятно, что для некоторых из них на первом плане всё-таки материальная сторона или публичное признание.
Кстати, в день открытия этой выставки в соседнем зале музея презентовали экспозицию «Женские образы в искусстве» (она действовала до 10 марта), где представлялись работы алматинских художников, показывающих сильнейшую школу академической живописи. И здесь можно было увидеть не только талантливое исполнение и глубокое содержание, но ещё и удивительно чёткую передачу атмосферы, в которой жили и творили выдающиеся мастера. К слову, работы казахстанских художников периодически демонстрируются и в других залах. И хотя разные художественные выставки вряд ли нуждаются в сравнении, мы хотим, чтобы посетитель этой выставки оценивал образцы современного искусства, имея представление о творчестве ведущих отечественных мастеров. А что из увиденного окажется ближе всего зрителю, решать только ему самому.
Выставка «По ту сторону зеркал» будет экспонироваться в большом зале художественного музея до 31 марта 2024 года.
Марина КИСЕНКО.
Фото Валерия БУГАЕВА.