Во все времена женщина становилась источником вдохновения для художников. Искусствоведы утверждают: женский образ надёжно укрепился в изобразительном искусстве, независимо от этапов развития. В преддверии Международного женского дня в Павлодарском областном художественном музее имени Н. Нурмухаммедова презентовали выставку «Женский образ в искусстве». Это 30 произведений из фондовой коллекции.
Экспозиция представляет зрителю галерею ярких и разнохарактерных женских образов в творчестве таких художников, как Алексей Бортников, Камиль Шаяхметов, Канафия Тельжанов, Сергей Калмыков, Мухит Калимов, Владимир Эйферт, Айтымбай Молдабеков и других мастеров.
Как отмечает главный хранитель фондов Павлодарского областного художественного музея имени Н. Нурмухаммедова Елена Дубовая, в этот раз не было цели ограничиться определённым периодом искусства. Специалисты хотели продемонстрировать образы женщин в произведениях, поскольку в каждой эпохе они по-своему прекрасны. Например, в своей работе «Рассказ о Москве» алматинский художник Петр Попов изобразил доярку с орденом.
– Мы очень любим эту работу, так как в ней мы можем увидеть восхитительную живопись. На первом плане здесь трудовой аксессуар – цинковые фляги, которые потрясающе изобразил художник. Разбавили мы портреты в экспозиции цветочными натюрмортами. Все авторы алматинские. А ещё у нас хранятся несколько работ, которые давным-давно нам переданы Кастеевским музеем. В 1960-х годах армянские художники, приехавшие в Казахстан, изобразили наших казахских красавиц (А. Григорян, М. Оганесян – прим. авт.), – рассказывает искусствовед.
Среди авторов, чьи произведения демонстрируются на этой выставке, – живописец Алексей Бортников, который в 20-е годы XX столетия занимался у основателя первой худшколы в Казахстане, портретиста и пейзажиста Николая Хлудова. Кстати, в коллекции присутствуют картины, которые работники музея давно не показывали зрителям. Например, посетители могут полюбоваться творчеством Мухита Калимова, несмотря на то, что эта его работа, по словам Е. Дубовой, находится сейчас в «аварийном состоянии». А в картине «Портрет Дулиной»
В. Никулина искусствовед предлагает понаблюдать за тем, как прописано мастером лицо героини.
– Мы видим здесь чудесную школу портрета – цвета, линии, светотеневая передача. Сейчас эта школа, к большому сожалению, уходит, – подчёркивает Елена Дубовая.
В экспозиции представлена работа 1932 года Владимира Эйферта, где он изобразил свою супругу, которая очень часто становилась его моделью. А ещё это Жанатай Шарденов («Портрет чабана М. Омаровой» 1965 года), Алексей Бортников («Потрет Комбаровой» 1961 года), Сергей Калмыков («Портрет девочки в профиль» 1948 года) и другие.
Выставка «Женский образ в искусстве» действует в лектории Павлодарского областного художественного музея имени Н. Нурмухаммедова до 10 марта.
Марина КИСЕНКО.
Фото Валерия БУГАЕВА.