Сегодня всё чаще и чаще говорится о состоянии и возможном развитии национальной электроэнергетики, сбываются худшие прогнозы прошлых лет. От продажи майнинговым фермам дешёвой «лишней» электроэнергии мы быстро пришли к её импорту из России. Причём импорт увеличивается, несмотря на попытки увеличивать отечественную генерацию до необходимых значений.
Вклад павлодарцев
При этом надо помнить, что именно Павлодарская область, будучи не только промышленным регионом в целом, остаётся и крупнейшим поставщиком электроэнергии, обеспечивая до 40 процентов всех поставок в республике. Это подтверждают и в Министерстве энергетики РК. По выработке электроэнергии наша область занимает первое место среди регионов страны, потому что установленная электрическая мощность электростанций области учитывается в пределах восьми тысяч МВт, а располагаемая электрическая мощность – более 7500 МВт. При этом общеизвестно, что в Павлодарской области наиболее крупными источниками электрической энергии остаются Экибастузские ГРЭС-1 и ГРЭС-2, станция АО «ЕЭК». Мы, будучи промышленным регионом, потребляем немало энергии, но производим её всё-таки в два с половиной раза больше. У нас в работе две энергопередающие организации – АО «Павлодарская РЭК» и ТОО «Горэлектросеть», общая протяженность сетей у них доходит до 17 с лишним тысяч километров. А энергоснабжающими организациями в регионе остаются ТОО «Павлодарэнергосбыт» и ТОО «Экибастузэнерго».
Всё равно не хватает
Тем не менее, даже с учётом увеличения мощностей в других областях, в стране совершенно отчётливо стал ощущаться дефицит энергии. К примеру, в ноябре прошлого года об этом говорилось в Мажилисе, когда депутаты рассматривали планы АО «KEGOC» относительно перспектив развития национальной электрической сети. Ещё тогда председатель правления АО Наби Айтжанов предупреждал, что прогнозные балансы на зимний период даются с дефицитом. И привёл цифры: при ожидаемой максимальной электрической нагрузке в 17 ГВт и рабочей мощности 15,54 ГВт дефицит сложится в полтора гигаватта. А дефицит по электроэнергии за весь осенне-зимний период прогнозировали до 1,8 миллиарда киловатт-часов.
Единственный выход виделся в импорте электроэнергии из России. Мажилисмены пришли к «оригинальному» выводу – мол, надо развивать собственную генерацию, тем более, по их данным, в целом по стране дефицит электроэнергии к концу прошлого года должен был дойти до трёх миллиардов киловатт-часов. И это притом что, по всем отчётам, ремонтная кампания по подготовке электросетевых объектов «KEGOC» к осенне-зимнему периоду прошла успешно, сделали всё, что намечали.
Немного утешили депутатов сообщением о том, что с учётом перспективы развития и инициатив государства по развитию энергетической отрасли «KEGOC» начинает масштабную инвестиционную программу. Три крупных инвестиционных проекта названы: это первый этап реконструкции линий электропередачи 220-500 кВ в филиалах Актюбинских, Сарбайских и Западных МЭС, усиление электрических сетей в Западной и Южной зонах энергосистемы Казахстана. Проекты как раз направлены на повышение надёжности электроснабжения, обеспечение энергетической безопасности, в том числе создание условий для планового ввода объектов генерации в единый энергобаланс страны. Кроме того, до 2035 года АО «KEGOC» планирует реализацию других проектов, среди них объединение Западной энергосистемы с единой электроэнергетической системой Казахстана, строительство линии постоянного тока в направлении «Север – Юг», строительство линии 500 кВ «ЦГПП – Караганда – Нура». Продолжится работа по следующим двум этапам реконструкции электросетей компании с охватом всех регионов присутствия.
Тем временем для развития национальной электрической сети в Мажилисе находится в разработке ряд законопроектов: «О теплоэнергетике», о возобновляемых источниках энергии, вносятся изменения и дополнения в закон об электроэнергетике.
Реальность диктует действия
Всё это хорошие намерения. А между тем в середине января этого года на заседании Правительства Премьер-министр РК Алихан Смаилов заявил, что Казахстан уже имеет дефицит электрической энергии в пиковые периоды. Премьер говорил дословно следующее:
– Глава государства в своем Послании поручил обеспечить ввод дополнительных мощностей не менее 14 гигаватт. Это необходимо и для обозначенного роста ВВП в два раза. Нам требуется опережающее развитие энергетической отрасли. А мы имеем дефицит электрической энергии в пиковые периоды.
При этом Премьер подчеркнул, что наметившийся дисбаланс энергосистемы приводит к сбоям в её работе и к нехватке электроэнергии для крупных промышленных предприятий. И добавил, что, по имеющимся прогнозам, энергопотребление в Казахстане будет только расти. Поэтому ведётся работа по вовлечению в энергобаланс страны газовых мощностей западных областей. Наращивается генерация в Северной и Южной зонах. В этом году планируется завершить восстановление первого энергоблока на Экибастузской ГРЭС-1. Просчитывается строительство новых ТЭЦ в Кокшетау, Семее и Усть-Каменогорске. В южных регионах реализуются проекты газовой генерации с завершением в 2025-2026 годах. А до 2035 года планируется ввод порядка 26 ГВт базовой и маневренной генерации в Единую электроэнергетическую систему Казахстана. При этом к строящимся ТЭЦ будут самые жесткие экологические требования, а для действующих применят принцип наилучших технологий. Ставится стратегическая цель отказа в будущем от сжигания угля для получения энергии. Слишком грязная это технология. Хотя в каком-то проценте, разумеется, останется и уголь.
Как полагают в Правительстве, принимаемые меры позволят исключить дефицит электроэнергии и к 2030 году даже обеспечить её резерв.
Но для этого ещё предстоит всё-таки выполнить предлагаемый Министерством энергетики план развития электроэнергетики. Тем более что даже сейчас министр энергетики Казахстана Алмасадам Саткалиев считает, что в целом Единая электроэнергетическая система Казахстана работает в штатном режиме, хотя и параллельно с энергосистемами России и стран Центральной Азии. В соответствии с графиком ремонтов на электростанциях в прошлом году обеспечен капитальный ремонт девяти энергоблоков, 46 котлов и стольких же турбин. Сегодня в стране работают 220 электрических станций, средний уровень износа их оборудования доходит до 56 процентов.
Учитывая рост экономики
– В целях сохранения энергетической безопасности, обеспечения надёжного энергоснабжения, учитывая ежегодный рост потребления электрической энергии, требуется ввод новых энергомощностей и модернизация существующих электрических станций, – считает Алмасадам Саткалиев. – Ведь согласно утвержденному балансу мощности к 2030 году потребность в ней дойдёт до 28,2 гигаватта, при этом располагаемая мощность с учётом ввода новых мощностей оценивается в 22 гигаватта. Значит, сложится дефицит электрической мощности даже с учётом добавления четырёх гигаватт новых мощностей, дефицит превышает 6 ГВт.
Министерством энергетики для покрытия этого дефицита в стране и увеличения экспортного потенциала разработан план развития электроэнергетической отрасли, предусматривающий ввод дополнительно 26 ГВт новых генерирующих мощностей. И только за счёт реконструкции и расширения действующих электрических станций можно дополнительно подать в сеть до 5,6 ГВт. В числе таких проектов строительство блока №7 на Аксуской ГРЭС, его мощность 325 МВт, а ввод намечен на 2027 год. Кроме того, предусматривается строительство котлоагрегата и замена турбины на Карагандинской ТЭЦ-3 (120 МВт в 2026 году), расширение ПГУ ТОО «Karabatan Utility Solution» с 310 МВт до 620 МВт (2027 год). Вообще, планом предусмотрено строительство новой генерации мощностью 6,7 ГВт. После проведения аукционных торгов по отбору маневренной генерации намечено строительство газовых станций в Актау, Атырау, Актобе, Таразе, Кызылорде, Шымкенте. Их суммарная мощность – 2,4 гигаватта. А в Жезказгане предусмотрено строительство новой ТЭЦ мощностью 500 МВт до конца 2029 года. Параллельно идёт проработка крупномасштабных проектов мощностью 5 ГВт со стратегическими инвесторами. И опять, как и на Мажилисе, утверждается, что реализация перечисленных проектов позволит исключить дефицит в энергосистеме и обеспечить её необходимым резервом мощности.
Между тем после наступления холодов в стране отмечен ряд технологических нарушений на энергоисточниках и тепловых сетях. Хотя вроде бы пока не критично. Тем более что подготовку вели, обеспечили государственную поддержку при подготовке отдельных теплоисточников к отопительному сезону. Средства взяли из резерва Правительства РК, а направили их на проведение капитальных ремонтов, реконструкцию и закупку необходимого оборудования для ТЭЦ Риддера и Экибастуза, энергоисточников Актау, котельной Кокшетау. В целом для этого выделили 21,5 миллиарда тенге. Это позволило выполнить капитальный ремонт всего основного оборудования. Кроме того, до 16,5 миллиарда тенге вложены напрямую собственниками электрических станций.
Благодаря партнёрству
А пока импортируем энергию, благо Российская Федерация обеспечивает надёжные её поставки. Кстати, как отмечают в Министерстве энергетики, именно организованный плановый импорт электроэнергии из Российской Федерации с учётом появления единого закупщика позволил провести капитальный ремонт электростанций страны с существенным увеличением временного периода ремонтных работ. Это было невозможно в предыдущие годы из-за сложившегося дефицита электроэнергии в энергосистеме Казахстана. А вот вовремя проведённый ремонт позволил повысить надёжность станций при работе в холода.
По словам главы Минэнерго, сейчас перманентно усиливается контроль за качеством проводимых ремонтных работ, подготовлены соответствующие поправки для совершенствования самой системы энергетического контроля по электрическим станциям и сетям. С целью масштабной модернизации и реконструкции будет продолжена работа по нашумевшей программе «Тариф в обмен на инвестиции». Именно благодаря ей население получило новые повышенные тарифы, так надо теперь сработать наиболее эффективно.
Учёт и контроль
С той же целью усиления контроля Министерством энергетики разработан специальный отраслевой Закон «О теплоэнергетике», нацеленный на усиление контрольных функций. Конкретики пока мало, но из общих позиций можно отметить: законопроектом исключается из Предпринимательского кодекса порядок проведения контроля в электро- и теплоэнергетике. Контрольные функции в тепловых сетях (в рамках систем централизованного теплоснабжения общего пользования) переходят от местных исполнительных органов в Комитет атомного и энергетического надзора и контроля.
Планируется, что мониторинг и контроль за всей отраслью пойдёт через цифровую платформу энергетики, которую вообще-то ещё предстоит создать. По мнению разработчиков, закон позволит госорганам вести консолидированный сбор информации, проводить анализ работы отрасли с целью выработки необходимых мер для дальнейшего развития. А ещё он должен установить внятные принципы тарифного регулирования, критерии, которым должны соответствовать регулируемые тарифы на тепловую энергию, а именно: совершенствование тарифной методологии, обеспечение экономически обоснованного тарифа, возможность привлечения инвестиций. Кстати, предусматривается введение механизма прямой бюджетной поддержки уязвимых слоев населения при изменении тарифов. Впрочем, поживём – увидим.
Владимир ГЕГЕР.
Фото из архива Валерия БУГАЕВА.