Год назад, с 26 на 27 ноября, на ТЭЦ Экибастуза случилась авария, оставившая без тепла часть города. В ту ночь никто и подумать не мог, насколько масштабными и катастрофичными окажутся последствия.
Тогда в 30-градусные морозы жильцы мерзли своих квартирах, во многих температура не поднималась выше пяти градусов, а в некоторых опускалась даже ниже нулевой отметки. В домах лопались батареи, перемерзали канализационные трубы, во дворах разрывало теплотрассы. В социальных сетях изо дня в день мелькали посты замерзающих горожан, видео и фото обледеневших окон и дверей, покрытых инеем подъездов, дворов и улиц с ледяными глыбами в местах коммунальных порывов, и даже аквариумов с замерзшими рыбками. 28 ноября в городе объявили ЧС техногенного характера.
Жгли костры, чтобы согреться
Для восстановления системы теплоснабжения в Экибастуз почти со всей страны прибыли энергетики, сварщики, сантехники, с первых дней аварии устранением ее последствий занимались и сотни работников местных промышленных гигантов. Чтобы согреть экибастузцев, волонтеры, общественники и просто неравнодушные казахстанцы объявляли сборы для покупки обогревателей, цены на которые в прошлую зиму были просто заоблачными, многие павлодарцы отдавали свои. В мерзнущий город передавали теплые вещи, верхнюю одежду, обувь, одеяла, термосы. В школах работали пункты обогрева, где людей бесплатно кормили, там же можно было отогреться, поспать. Во дворах замерзающих многоэтажных домов военные разбивали палатки и здесь же в полевых кухнях готовили еду для ремонтных бригад, а заодно кормили и жильцов, поскольку в некоторых квартирах температура была настолько низкой, что не включались чайники и электроплиты.
И холодильник сошёл с ума
– У меня тогда вся бытовая техника просто остановилась, а холодильник вообще вместо того, чтобы морозить, начал греть, – рассказывает редактор газеты «Голос Экибастуза» Людмила Павлова-Казанцева, её дом по улице Машхура Жусупа оказался одним из первых, где в один миг батареи стали холодными. – Когда «встала» канализация, в нашем дворе установили биотуалет. К тому моменту почти все жильцы дома разъехались по родственникам. Мы оставались до последнего, потому что, во-первых, боялись бросить квартиру, во-вторых, нужно было решать вопрос с восстановлением лопнувших батарей и стояков. Мы две недели ждали, когда привезут радиаторы, жили всей семьей в одной комнате с двумя обогревателями. Морозы стояли больше 30 градусов. На улице жгли костры, чтобы отогреть теплотрассу и людей. Здесь же, на кострах, готовили еду. Помню, как моя знакомая приехала с баурсаками, бегала по нашему двору в ужасе, раздавала эти баурсаки. Я вышла ее встречать, а она вся в слезах. Это был какой-то кошмар, как в войну в блокадном Ленинграде. Она меня обнимает, плачет, потом слегка отстраняется и говорит: «Люда, от тебя так ужасно пахнет, как от сантехника». А у нас тут правда стояла ужасная вонь. Всё горело. Сейчас вспоминаешь с улыбкой, а тогда было не до смеха. На тот момент у нас была одна мечта – согреться. У моей дочки бутылка детская с трубочкой, и вот эта бутылка как бы стала символом нашего замерзающего города. Она стояла на столе, и я каждый день отправляла знакомым и родным фото, как она постепенно замерзала, а потом полностью покрылась льдом. Дома была минусовая температура.
Газета при свечах
Холод царил и в редакции «Голоса Экибастуза», но жизнь газеты не прерывалась ни на минуту. Журналисты продолжали держать своих читателей в курсе событий и рассказывать о мужестве людей, спасавших город.
«Мы пережили развал СССР, лихие 90-е, пандемию Covid-19, и этот тепловой коллапс 2022 года переживем… В шапках, валенках, без тепла, и временами даже при свечах… Но завтра свежий номер газеты будет! Тепла и мира вам, экибастузцы! Мы вместе! Мы – все переживем!» – так бодрили горожан газетчики в Instagram.
– Свет у нас постоянно отключался, – говорит Людмила Павлова-Казанцева. – Газету делали при свечках, потом с ноутбуком ехали к коллегам, в другой микрорайон, где было электричество, и там ее верстали. Мы ни одного номера не пропустили. Работали в валенках, шубах, шапках. Я, наверное, месяц шапку не снимала и спала в ней, потому что голова и уши мерзли. В декабре с семьей переехали к родителям в частный сектор. В доме была температура восемь градусов, но там ничего не перемерзло, просто были низкие параметры. Жили все в одной комнате. Помню, приходила с работы, и хотелось только одного: согреться и уснуть. Мама включала электроодеяло, я просто под него ложилась и отключалась. А утром опять шла на работу.
Колоссальный ремонт
8 декабря в Экибастузе сняли режим ЧС, но и после его отмены в городе энергетиков и горняков продолжались многочисленные порывы на теплотрассах, люди до наступления весны в прямом смысле жили и спали в обнимку с обогревателями, жалуясь на недогрев. К концу декабря местные власти приступили к восстановлению затопленных и перемерзших квартир.
– У нас в подъезде батареи лопнули в квартирах с первого по третий этажи. Нам заменили все радиаторы и стояки, переклеили обои, у многих в квартирах меняли линолеум, испорченный кафель и многое другое. Ремонт в нашей квартире длился около трех недель, потому что рабочим приходилось выезжать на другие участки, но мы вернулись домой только летом, – говорит коллега.
Заметим, наш разговор с Людмилой состоялся в конце сентября, когда город готовился к запуску отопления, во время очередной рабочей поездки главы региона в Экибастуз. Тогда Асаин Байханов заявил, что не покинет город до тех пор, пока полностью не обеспечит его теплом, и что такого масштабного капитального ремонта, который успели провести за лето на теплосетях и самой ТЭЦ, не было, наверное, с момента постройки самого города. А работу действительно провели просто колоссальную.
Сегодня зиму прошлого года экибастузцы вспоминают как страшный сон. Люди надеются, что такой аварии больше не повторится.
– Конечно, такая уверенность есть, – говорит моя собеседница. – Но я установила в спальне систему электрического отопления, просто чтобы было. Потому что обогреватели очень сильно мотают электричество. Надеюсь, что предстоящую зиму переживем без них и аварий. Возможно, будет недогрев, но не более.
Нашли виноватых
Символично, что спустя год в Экибастузском суде поставили точку в разбирательстве по уголовному делу об аварии на местной ТЭЦ, которое вылилось в 70 томов и длилось четыре месяца. За это время было допрошено больше полусотни потерпевших и около 80 свидетелей, одно из судебных заседаний провели на самой теплоцентрали.
В ходе процесса выяснилось, что с 26 на 27 ноября прошлого года из-за аварийного отключения нескольких котлоагрегатов на ТЭЦ без тепла и горячей воды остались 149 многоэтажных и 114 частных домов, а также 15 социальных объектов. Приостановили работу детские сады, а школы перешли на дистанционный формат. Потерпевшие экибастузцы предъявили ущерб компании, заморозившей их квартиры и дома прошлой зимой, на суммы от 70 тысяч до семи миллионов тенге, а на скамье подсудимых оказались экс-гендиректор ТОО «Экибастузтеплоэнерго» Павел Мельничук, бывший руководитель подразделения ТОО «ЭТЭЦ» Виктор Вебер и экс-директор ТОО «Экибастузские тепловые сети» Евгений Горват. Все трое обвинялись по статье 254 УК РК «Недобросовестное отношение к обязанностям».
«Противоправные действия Мельничука, Вебера и Горвата в виде недобросовестного отношения к своим обязанностям, приведшего к аварии на тепловых сетях, повлекли подрыв авторитета коммерческой деятельности энергопредприятий в стране», – заявляли во время прений прокуроры.
По их словам, в суде достоверно установили, что подсудимые недобросовестно выполняли свои функциональные обязанности и не обеспечили жителей Экибастуза бесперебойным качественным теплоснабжением. По версии следствия, перед началом отопительного сезона Мельничук, Горват и Вебер должны были провести полное обследование технического состояния энергооборудования, зданий и сооружений станции, а также теплосетей с привлечением экспертных организаций и заводов-изготовителей.
«Однако ограничились лишь техническим освидетельствованием Экибастузской ТЭЦ и теплосетей города, а также гидравлическими испытаниями, которые были проведены формально и в полной мере не отражали техническое состояние и положение дел, – сообщали прокуроры. – При этом здания и сооружения ЭТЭЦ и тепловых сетей ЭТС на момент техногенной аварии находились в плачевном изношенном состоянии, стены и потолки цехов имели большие пробоины, неутепленные двери, люки и окна помещений, тепловые сети находились без должной утеплительной изоляции. В ночную смену с 26 на 27 ноября температурный режим в цехах Экибастузской ТЭЦ не соответствовал нормам и температурному графику. О данном факте свидетельствует промерзание импульсной линии в здании, которая в последующем приведет к недостоверным данным показателей давления в обратке по сети и включению дополнительного насоса. Данный факт в ЭТЭЦ не был единичным. Сбои в работе наблюдались и в других цехах. В здании вакуумно-деораторной установки была минусовая температура, плохая видимость. Экибастузская ТЭЦ функционировала с нарушениями. Из показаний одного из работников: в котлотурбинном цехе частично обрушилась кровля. Все выявленные нарушения в совокупности свидетельствуют об отсутствии организации работ руководством ТОО «Экибастузтеплоэнерго» и небрежном отношении руководителей к своим обязанностям».
Гособвинители заявили, что подсудимые знали об износе, но подписали акты готовности станции и тепловых сетей к зиме.
«Тяжкие последствия выразились в нарушении теплоснабжения, тысячи детей получали образование, находясь в холодных квартирах, убытки несли предприниматели и другие. Была объявлена чрезвычайная ситуация, в дальнейшем тепло подавалось на пониженных параметрах», – добавили прокуроры и запросили для Мельничука и Вебера пять лет лишения свободы, для Горвата два с половиной.
Подсудимые вину не признали. Настаивали, что приняли все возможные меры по подготовке и ремонту оборудования. Однако из-за ежегодных тарифов, утвержденных департаментом естественных монополий, финансирования хватало только на малую часть. Более того, указывали на дебиторскую задолженность населения перед тепловиками.
Но суд сделал свои выводы и приговорил подсудимых к двум с половиной годам ограничения свободы.
«Осужденные лица, выполнявшие управленческие функции в вышеназванных коммерческих организациях Экибастуза, не приняли должных мер по обеспечению полноты подготовительных работ к отопительному периоду в 2022-2023 годах. В результате недобросовестного отношения к своим обязанностям по неосторожной вине осужденных 27 ноября 2022 года в Экибастузе произошла авария на теплосетях ТОО «Экибастузтеплоэнерго», что повлекло за собой тяжкие последствия и введение ЧС в городе», – зачитала резолютивную часть приговора судья Ассель Тазбулатова.
Она пояснила, что данное преступление относится к категории небольшой тяжести, за его совершение предусмотрено наказание в виде ограничения свободы либо лишения свободы на срок до пяти лет.
«Ввиду отсутствия отягчающих и наличия смягчающих обстоятельств размер наказания в силу требования статьи 55, части 2 УК не может превышать половину максимального срока, то есть не более 2 лет и 6 месяцев», – пояснила судья Ассель Тазбулатова.
Во время оглашения подсудимые старались не показывать эмоции, но их глаза были наполнены слезами. Многие из тех, кто находился в зале в роли слушателей, понимали, что в случившемся больше виноваты владельцы теплостанции, но о них в суде никто не обмолвился ни словом.
«Мы однозначно будем обжаловать. Все системные проблемы, которые были на теплосетях и на самой станции на протяжении долгих лет, возложили на людей, которые стали руководителями совсем недавно. Считаем, что наши подзащитные стали заложниками ситуации», – сказали адвокаты осужденных.
Анна УРАЛОВА.
Фото автора и Валерия БУГАЕВА.