Благодаря завершению модернизации на трех казахстанских нефтехимических заводах со следующего года наша страна сможет самостоятельно удовлетворять свою потребность в автомобильном бензине. Модернизацию на ПНХЗ начали еще в 2011 году. По словам Данияра Тиесова, старшего вице-президента по переработке нефти и газа национальной компании «КазМунайГаз», весь процесс состоит из двух частей: строительство новых установок и модернизация уже существующих. За неполный год на ПНХЗ добились значительного прогресса в строительстве, а в конце апреля здесь подписали акты о механическом завершении строительно-монтажных работ на комплексе установок по производству серы и изомеризации и сплиттеранафты.

Сейчас на технологических комплексах ведут пусконаладочные работы, которые на комплексе по производству серы планируют завершить в июле, а на установке изомеризации в сентябре. Кроме того, сегодня на комплексе первичной переработки нефти занимаются реконструкцией действующих установок гидроочистки дизельного топлива, керосина и нафты, атмосферной перегонки, каталитического риформинга.

После завершения модернизации на ПНХЗ на 297 тысяч тонн будет увеличен выпуск высокооктановых автомобильных бензинов класса К-4, при этом полностью прекратят производство бензина А-80. Данияр Тиесов пояснил, что в случае необходимости завод сможет возобновить выпуск такого бензина, например, для Министерства обороны или сельского хозяйства.

– Стандарт К-4 и восьмидесятый бензин – вещи несовместимые, – объяснил он. – Потому что в этом стандарте нижний предел по октановому числу составляет 92.

Самым сложным делом в ходе модернизации Павлодарского нефтезавода оказалась логистика. Были большие трудности с доставкой на место тяжеловесного оборудования – двух реакторов весом 500 тонн каждый. В отличие от Атырауского завода, наш расположен вдалеке от морских путей, поэтому пришлось использовать маршрут от северных российских портов и спускаться вниз по рекам Енисей, Лена и далее по Иртышу.

На местном ПНХЗ запланировано восстановление производства авиакеросина. При том, что авиасообщение постоянно развивается, казахстанские нефтехимические заводы удовлетворяют потребность страны только на 40 процентов. Два последних года Павлодарский нефтехимический завод не выпускал такого топлива. Это было связано с ухудшением качества поставляемой нефти, в основном из России. Производство авиатоплива удастся восстановить благодаря модернизации существующей установки гидро­очистки дизельного топлива, к которой будет добавлен блок гидроочистки керосина. Возобновить выпуск авиакеросина «КазМунайГаз» планирует до конца нынешнего года. Помимо завершения модернизации, необходимо будет уладить несколько бумажных вопросов.

Но не обошлось и без ложки дегтя. В очередной раз национальная компания попросила о переносе сроков полного завершения модернизации – на этот раз на октябрь 2017 года. Хотя по плану государственной программы индустриально-инновационного развития модернизацию должны были закончить еще в прошлом году, однако по просьбе руководства завода и компании «КазМунайГаз» ее сроки отодвинули на июль 2017 года. В качестве аргумента Данияр Тиесов и Шухрат Данбай, генеральный директор ТОО «ПНХЗ», привели то, что для завершения модернизации завод необходимо полностью останавливать. Из-за опасения нарушить баланс нефтепродуктов в Казахстане руководство нацкомпании попросило не останавливать завод летом.

– Мне, конечно, приятно, что коллеги переживают за баланс нефтепродуктов в стране, но это забота Министерства энергетики, – ответил министр энергетики РК Канат Бозумбаев. – Резюмируя ваши ответы, я вижу, что сроки завершения модернизации сорваны, поэтому вы и просите их перенести.

В конечном итоге министр энергетики согласился с доводами выступающих, однако напомнил им о личной ответственности в случае очередного срыва сроков. После завершения модернизации на заводе К. Бозумбаев поручил руководству заняться снижением потерь, показатель которых на заводе высок. «Десять процентов потерь – это неприлично большая цифра», – сказал министр энергетики.

Своим мнением относительно модернизации ПНХЗ поделился аким области Булат Бакауов.

– Модернизация Павлодарского нефтехимического завода – это один из наиболее важных проектов нашей области, – сказал он. – Я поддерживаю мнение о переносе сроков, потому что на это есть причины. В целом же модернизация нашего завода – это необходимое решение.

После завершения модернизации годовая мощность переработки на ПНХЗ составит 6,5 миллиона тонн нефти. Однако вряд ли сейчас существует практический смысл использовать завод на максимуме, считают в нацкомпании. Что касается отказа от поставок российской нефти, то ПНХЗ готов работать на казахстанском продукте и производить из него топливо стандартов К-4 и К-5. Кроме того, возрастет глубина переработки нефти. Сейчас она составляет порядка 85 процентов, после завершения работ – более 90 процентов.

 

 

Руслан ЛОГИНОВ.
Фото Валерия БУГАЕВА.

 

irstar.kz