В этом году он проходит под девизом «TrustedSmartProducts» – «Цифровой мир: надежные смарт-устройства». К смарт-устройствам относят смартфоны, носимые фитнес-трекеры, голосовые помощники, «умные» телевизоры, часы и др.

Данные смарт-устройства имеют функции подключения к интернету и непосредственно получают, собирают и отправляют самые различные данные о потребителях и их поведении.

Появление «умных» технологий приносит не только огромные возможности для потребителей, но и причины для беспокойства:

– отсутствие безопасности или обнаружение всевозможных сетевых уязвимостей или утечек информации;

– нарушение конфиденциальности личных данных и невозможность раскрытия информации о рисках;

– отсутствие ясности в отношении того, кто несет ответственность при возникновении возможных убытков.

Цифровые технологии уже прочно вошли в нашу жизнь и третий год подряд формируют тематику Всемирного дня прав потребителей. Предстоящий Всемирный день прав потребителей будет хорошим поводом еще раз обратить внимание на то, что прогресс цифровых технологий должен прежде всего учитывать разносторонние интересы потребителей – это и право на качество и безопасность «умной электроники», и право знать о том, как собирается, обрабатывается и используется личная информация.

В Республике Казахстан электронная торговля – только развивающаяся отрасль, при этом особое внимание необходимо уделять праву потребителей на получение четкой и ясной информации, чтобы они могли принимать обоснованные решения относительно покупки и использования интернет-ресурсов. Потребителю должно быть понятно, кто именно несёт ответственность в каждой точке цепи поставки товара и в течение всего срока его использования. Доверие и безопасность потребителей – залог успеха цифровой экономики.

На сегодняшний день каждый потребитель имеет право на свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг), надлежащее качество товаров (работы, услуги), полную и достоверную информацию о товаре (работе, услуге), безопасность продукции, обращение в суд и другие уполномоченные государством органы, в общественные организации потребителей; возмещение причиненного ущерба, защиту прав и законных интересов.

В целях защиты своих прав и законных интересов граждане имеют право обращаться с претензией к производителю или продавцу товара (работ и услуг) ненадлежащего качества, в случае отказа продавца устранить нарушения и возместить причиненный ущерб в добровольном порядке потребитель имеет право обратиться с иском в суд.

Департамент по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК по Павлодарской области поздравляет всех жителей Павлодарской области со Всемирным днем защиты прав потребителей. Потребитель стал намного грамотнее и знает свои права. И своей позицией он подталкивает производителя, чтобы предприниматель тоже стал более добросовестным. Если потребитель сильный, то будет сильный производитель и сильный бизнес.

Консультации по всем спорным ситуациям, связанным с приобретением товаров и услуг, все желающие могут получить по телефонам «горячей линии» 8 (7182) 32-18-22.

 

Н. АУБАКИРОВА, руководитель отдела по защите прав потребителей департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защиты конкуренции и прав потребителей МНЭ РК по Павлодарской области.

irstar.kz