Как обычно, официально переправы начинают работать в начале января, когда лед на водоемах достигает определенной толщины и плотности. Конечно, в этой ситуации все зависит от погоды. Случалось, что в теплые зимы переправы не открывались вовсе, поскольку лед мог не выдержать, если бы на него въезжали транспортные средства. Однако декабрьские морозы прошлого года сделали ледовые дороги достаточно надежными.

Конечно, особое значение зимние переправы имеют для сельчан – многие возят из поймы заготовленное летом сено, хворост, другие грузы, ведь теперь поездка в соседнее село, находящееся на другом берегу, становится более простой и удобной. Однако нередко сельчане в погоне за простотой и удобством совершенно забывают о собственной безопасности. Необходимо помнить о том, что пользоваться можно только теми переправами, на которые дали «добро» представители органов по ЧС, проверяющие надежность таких дорог.

Как сообщили в областном департаменте по ЧС, этой зимой дано разрешение на использование переправ через реку только в двух районах области. Одна находится в Иртышском районе, где толщина льда достигла 45 сантиметров. Грузоподъемность этой переправы – три тонны. Открылась она в самом конце декабря. Три переправы недавно открылись в районе Теренколь: у сел Песчаное, Береговое и Теренколь. Кроме того, поступили заявки еще из двух районов области – Майского и Павлодарского. Обследование льда в Майском районе будет проводиться в конце недели, а судьба переправ Павлодарского района (рядом с селами Жана Кала и Набережное) должна решиться на днях.

Открываются переправы не по прихоти спасательных служб, существуют требования, которые регулируются правилами безопасности на водоемах, утвержденными МВД РК в 2015 году. Согласно этому документу начало и окончание работ зимних переправ регулируются местными исполнительными органами, они же отвечают и за безопасную эксплуатацию ледовой дороги. Места, отведенные под переправу, должны обозначаться вехами, расположенными на расстоянии 25-30 метров, на спусках с обеих сторон в специальных местах должен быть выставлен необходимый инвентарь (багры, лестницы, спасательные круги, бревна), который можно использовать, если произойдет несчастный случай. Рядом с переправой необходимо разместить щит с информацией о времени работы переправы, указываются ее название, фамилия человека, назначенного ответственным за ее устройство и содержание.

Как уже говорилось, безопасность переправ напрямую зависит от прочности льда, следовательно, и от температуры воздуха. Каждый должен пользоваться не только существующими правилами, но и собственным благоразумием. Нельзя пользоваться «стихийными» переправами, выезжать или выходить на лед в темное время, приближаться к промоинам и трещинам на льду. Скорость транспорта на переправе не должна превышать 10 километров в час, кроме того, между машинами необходимо выдерживать определенную дистанцию. Двигаться следует плавно, не совершать резких поворотов на льду, сам водитель должен открыть дверцы и расстегнуть ремень безопасности, чтобы в случае опасности успеть выскочить из машины.

Долго ли прослужат переправы, никто заранее сказать не может, тут все зависит от погоды. Если январь окажется теплым, как обещают метеорологи, то вскоре ледовые дороги начнут закрывать. Даже при сохранении достаточно толстого слоя льда под влиянием более высокой температуры может измениться его структура, он станет игольчатым, непрочным, и переправы перестанут быть безопасными.

Галина ЕГОРОВА.
Фото Владимира БУГАЕВА.

irstar.kz