– Гульжан Шаяхметовна, расскажите, каким был прошедший учебный год.

– Он стал для нашей сферы значимым в плане реализации инновационных направлений в стратегии развития системы образования – как всей страны, так и в отдельности нашего города. Это внедрение цифровизации, обновленного содержания образования, создание условий для развития полиязычия, системное укрепление материально-технической базы. Была апробирована новая система критериального оценивания знаний учащихся. К этому новшеству, кстати, сначала с недоверием отнеслись родители и сами учащиеся. Новые подходы к оценке знаний потребовали как от педагогов, так и от детей понимания важности оценки по планируемым результатам на основе системных знаний. Итоги года показали действенность этой системы. Качество знаний наших школьников подтвердила внешняя оценка учебных достижений (ВОУД). По итогам независимого тестирования выпускники девятых и одиннадцатых классов павлодарских школ показали лучший результат по всей области.

Вполне оправданным оказался перевод школ в режим пятидневной учебной недели. Школьники и их родители получили возможность для организации совместного отдыха, общения, посещения внешкольных учреждений, удовлетворения своих потребностей и интересов.

– Насколько удалось павлодарским школьникам сохранить свои позиции на интеллектуальном олимпе?

– Свои позиции они не просто сохранили, а очень хорошо укрепили. Сегодня в копилке достижений 45 призовых мест на областном этапе предметной олимпиады школьников, что на 11 мест больше, чем в 2017 году. В числе победителей и призеров девять обладателей золотых, девять – серебряных, 27 – бронзовых медалей. В 16-й раз олимпийская сборная Павлодара удостоена звания «Лучшая олимпийская команда». В республиканской предметной олимпиаде шесть учащихся внесли в победную копилку золотую, серебряную и четыре бронзовые медали. По результатам участия в олимпиадах три выпускника получили гранты вузов нашей республики. В первую десятку 100 лучших школ Казахстана по итогам республиканской олимпиады общественно-гуманитарного направления вошла наша школа №36. Все эти достижения вполне закономерны, поскольку растет число участников олимпиадного движения. Сегодня это уже свыше 20 тысяч школьников.

Кроме того, апробируются новые формы и виды интеллектуальных соревнований. Впервые проведена олимпиада по робототехнике, участие в которой приняли 105 школьных команд. По доброй традиции накануне Дня защиты детей состоялся праздник «Сарыарқа жұлдызы-2018» с участием победителей и призеров олимпиад и их педагогов. За достижения в интеллектуальных состязаниях от имени акима Павлодара Нуржана Ашимбетова каждому участнику вручен памятный знак «Сарыарқа жұлдызы» и ценный подарок – ноутбук. За качественную подготовку к участию в областной и республиканской предметных олимпиадах 39 педагогов отмечены благодарственными письмами и премией от главы города. А еще учитель немецкого языка школы №39 Татьяна Мокроусова и учитель истории школы №37 Алия Касымжанова, подготовившие призеров областных и республиканских олимпиад, получили сертификаты на приобретение путевок для отдыха на побережье Средиземного моря.

– Да, успешный педагог – визитная карточка школы. Не случайно многие родители выбирают для своих детей не школу, а именно учителя. А какие основные качества павлодарских педагогов вы можете отметить?

– Мы все знаем, что быть педагогом – настоящее призвание. Я бы отметила в первую очередь их высокий профессионализм, чувство ответственности за качество результатов, высочайшую преданность школе и своим ученикам, постоянное стремление к внедрению инноваций. Уже сегодня 97 педагогов нашего города работают по системе полиязычия. В новом учебном году таких учителей станет более 140.

У наших учителей немало заслуг и успехов. В республиканских конкурсах павлодарскими педагогами занято 26 призовых мест, в областных конкурсах – 96. Учителя школы №28 Светлана Барвих и Светлана Давыдова стали обладателями республиканских званий «Лучший педагог» и «Лучший учитель физической культуры». Директор школы-лицея №16 Татьяна Мигунова получила гран-при в республиканском конкурсе «Успешный менеджер». А еще наша команда учителей города ежегодно становится лучшей в рамках областной олимпиады. По стопам своих опытных наставников идут и молодые учителя. Так, победителями республиканской олимпиады «Талантливый учитель – одаренным детям» стали четыре молодых специалиста из школ №№ 9, 17 и 40. Во время учебного года труд 361 педагога отмечен наградами и премиями городского, областного и республиканского уровней.

– Вступили в силу новые правила аттестации учителей. Чем они отличаются от тех, что были прежде? Какие возможности они дают педагогам?

– Аттестация учителей – важный фактор в системе повышения педагогической квалификации. Потенциал учителей города достаточно высок: свыше 70 процентов имеют первую и высшую квалификационные категории. Ежегодно увеличивается число педагогов, повышающих категорию досрочно.

По новым правилам аттестации с 2018 года внедряются новые квалификационные категории. Это «педагог-модератор», «педаго-эксперт», «педагог-исследователь» и «педагог-мастер». Важнейшей особенностью нового подхода к аттестации стало обязательное для всех аттестуемых прохождение национального квалификационного теста. Такое право педагогу предоставляется два раза в год. По итогам первого тестирования, прошедшего 26 и 28 мая этого года, более 350 педагогов успешно прошли национальное квалификационное тестирование, в том числе 113 человек – на категорию «педагог-модератор», 106 – на «педагога-эксперта», 131 – на «педагога-исследователя» и один – на «педагога-мастера». А по итогам второго этапа при соответствии педагогов новым требованиям на основе представленного портфолио аттестационные комиссии присвоят учителям новые категории, что позволит им уже с начала нового учебного года получить от 20 до 50 процентов доплаты к своему должностному окладу.

– Расскажите, что уже сделано и что еще планируется для увеличения охвата образованием и воспитанием на казахском языке детей коренной национальности?

– В дошкольных организациях внедрен пилотный проект, в рамках которого с сентября 2017 года в группах с русским языком обучения началось общение на казахском языке. За год в проекте приняли участие 435 детей, 29 педагогов, в том числе 13 русскоязычных воспитателей. С начала нового учебного года в проект будут дополнительно включены 300 детей из шести детских садов. В целях реализации этого проекта обеспечена подготовка 223 педагогов-дошкольников некоренной национальности.

Впервые к началу учебного года в 12 дошкольных организациях с русским языком обучения открываются группы с государственным языком. Во всех детских садах с 1 сентября в рамках вариативного компонента в группах с русским языком обучения планируется преподавание дополнительного курса «Тілашар» и в старших группах ведение предмета «Өлкетану» на государственном языке.

Мы планируем увеличить набор первоклассников с казахским языком обучения. В 2018-2019 учебном году откроются 73 первых класса, где получать знания будут более 1700 детей. В этом году полностью завершен перевод школы №7 на казахский язык обучения.

– Гульжан Шаяхметовна, мы живем в век цифровых технологий. Какие проекты в рамках цифровизации реализуются в системе образования города?

– Самым знаковым событием прошедшего учебного года можно считать включение павлодарской системы образования в республиканский проект «Цифровой Казахстан». Работа в этом направлении ведется через реализацию действующих и новых перспективных проектов. К примеру, во всех школах используется автоматизированная информационная система «Kundelik», позволяющая перевести школьную документацию в электронный формат и организовать взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса. В этой системе сейчас зарегистрировано более 75 тысяч пользователей – учителей, учащихся и родителей.

Используемая в учебном процессе образовательная платформа «BilimLand» позволяет педагогам эффективно применять на уроках цифровые образовательные ресурсы, организовать дистанционное обучение. Надо сказать, что все школы областного центра подключены к Национальной образовательной базе данных. Автоматизированный процесс сбора и обработки первичных статистических данных позволяет разгрузить педагогов от заполнения бумажных отчетов. Для успешной реализации перспективных проектов школы города обеспечены высокоскоростным широкополосным интернетом со скоростью от 20 до 45 мегабит в секунду, в то время как по республике средний показатель скорости начинается от четырех мегабит в секунду.

В рамках проекта «Smart Павлодар» уже сегодня в средней общеобразовательной школе №37 внедрена цифровая система безопасности и автоматизации школьных процессов. Там установлена электронно-пропускная система контроля и управления доступом (СКУД-турникет), которая посредством считывания отпечатка пальца или «карточки пропуска» позволяет моментально установить личность учащегося. В то же время родителям осуществляется отправка push-оповещения на мобильный телефон о прибытии в школу или уходе ребенка. Отмечу, что установка турникетов планируется во всех школах города в рамках государственно-частного партнерства. Здесь же отработан автоматизированный процесс организации питания. Это безналичный расчет в школьной столовой, возможность родителей видеть меню онлайн, формировать заказ обеда, производить онлайн-оплату через мобильное приложение, которое можно бесплатно скачать в приложениях App store или Play Маркет. В школе функционирует IT-библиотека и «Teacher office» – современная автоматизированная учительская.

По проекту «Mektep Pavlodar» с 1 июня в эксплуатацию вводится автоматизированная регистрация для приема детей в первый класс. Теперь родители в электронном виде смогут подать заявление, осуществить передачу документов, необходимых для зачисления в учебное заведение, выбрать школу и класс, ознакомиться с языком обучения. Результаты рассмотрения заявления родители получат через оповещение на средства мобильной связи. Кроме того, во всех дошкольных организациях с 1 августа планируется автоматизировать госуслугу по приему и выдаче направлений, процедуре обмена местами в детских дошкольных учреждениях. Процесс распределения свободных мест среди заявителей будет осуществляться системой управления очередью непрерывно, по мере появления новых свободных мест.

В целях учета посещаемости малышами дошкольных организаций в них тоже планируется установка электронно-пропускной системы. На базе детского сада №29 в пилотном режиме уже установлено 13 считывающих устройств, позволяющих при помощи идентификации родителей по биометрическим данным контролировать посещаемость детей и оплату питания ребенка.

Обучение цифровой грамотности старшеклассников в учебном году проводилось на уроках информатики. Для получения электронных государственных услуг через портал egov.kz в каждой школе для учителей, детей и их родителей действовали уголки самообслуживания.

К новому учебному году в школах №№ 16, 25, 37 подготовлены к работе IT-классы, оснащенные современным программным обеспечением. С их использованием расширяются возможности школьников в освоении языков программирования. Дети научатся создавать игры и анимации, разрабатывать web-сайты, освоят высокоуровневый язык программирования общего назначения Python.

– Какие еще интересные проекты реализованы в школах и детских садах?

– В рамках внедрения на старшей ступени в школьную программу курса «Экономика и финансовая грамотность» в феврале этого года стартовал проект по формированию экономического мышления подрастающего поколения и обучению детей финансовой грамотности. Проект реализуется в 34 школах с участием тысячи детей из восьмых-одиннадцатых классов. В рамках проекта специалисты Народного банка обучают школьников преимуществам использования sms-банкинга, дистанционного управления счетами, учат применять мобильное приложение myHalyk, делать необходимые расчеты в сети интернет. Дети уже получили навыки создания собственных бизнес-проектов, познали азы малого и среднего бизнеса, начали сотрудничество с Региональной палатой предпринимателей.

Нынешний год объявлен Годом экологии. При содействии областного маслихата учебные заведения инициировали работу по раздельному сбору мусора, которая в дальнейшем, надеемся, получит поддержку жителей павлодарских многоэтажных домов. Одной из первых приняла эстафету школа экологической направленности №36. В феврале там стартовал экопост «Школа за раздельный сбор мусора». Уже с начала акции учениками школы собрано около 450 килограммов макулатуры, а полученные средства будут направлены на приобретение растений для кабинетов и елей для школьного двора.

Большое внимание сегодня уделяется обеспечению сохранности жизни детей. По инициативе депутатов облмаслихата в апреле стартовал инфопроект «detki.bezopasnost». На базе детского сада №29 проведена встреча с родителями, педагогами, руководителями дошкольных организаций, демонстрировались виды специальных устройств для безопасных окон. В летний период будут реализованы и другие проекты по обеспечению сохранности жизни и здоровья детей.

– Расскажите о ваших планах по подготовке к началу нового учебного года.

– К новому учебному году будут приобретены 38 комплектов мультимедийного оборудования, 17 специализированных кабинетов новой модификации биологии, химии, физики, 336 компьютеров для школьников. А еще мы приобретем два автобуса для обеспечения подвоза детей в поселках Ленинский и Железнодорожников, планируется установка котельной на биомассе в школе №31 поселка Ленинский.

При содействии областного акимата выделены немалые средства на проведение капитального ремонта 32 объектов образования. Основные виды работ – ремонт систем жизнеобеспечения, кровель, актовых и спортивных залов, внутренних помещений зданий, пяти полноразмерных футбольных полей и беговых дорожек. На эти цели выделено в три раза больше средств, чем в прошлом году. В этом году за счет городского бюджета устанавливаются спортивные площадки в девяти школах, асфальтируются подъездные пути к 32 объектам образования. Запланирована установка малых игровых форм на территории пяти детских садов.

Для создания условий повышения качества образования к началу нового учебного года откроются 12 оснащенных кабинетов по четырем направлениям: «IT-кабинеты», «Рухани жаңғыру», «Teаcher office», «Бизнес-классы». Для полного обеспечения учащихся третьих, шестых и восьмых классов учебниками по обновленному содержанию выделено свыше 500 миллионов тенге.

– Как будет организован летний отдых детей?

– В рамках проекта «Жаз-2018» разработана программа «Балаға мейірімді жаз!», позволяющая охватить занятостью и отдыхом практически всех учащихся. Этим летом в загородном оздоровительном центре «Балдаурен» отдохнут и поправят здоровье около тысячи школьников. Это дети-сироты; дети из малообеспеченных и многодетных семей; оставшиеся без попечения родителей; учащиеся, имеющие достижения в учебе, спорте и творчестве. Разнообразно и необычно планируется организовать досуг детей в рамках мероприятий, посвященных реализации проекта «Рухани жаңғыру», празднованию 20-летия Астаны, 80-летия Павлодарской области. По программе «Рухани жаңғыру» на летнее время запланированы четыре проекта с участием свыше 13 тысяч школьников. Один из них – познавательный краеведческий проект «У каждой улицы своя история». Воспитанники профильных лагерей по собранным интересным фактам о городских улицах подготовят видеоролики, альбомы и фотовыставки, создадут подробную карту улицы. В рамках проекта «Встреча у памятника» совместно с поэтами, историками и художниками пройдут конкурсы юных чтецов.

Совместный проект с Домом географии «Ертіс жағрафиясы» познакомит ребят с историей Павлодарской области. Его итогом станет экскурсия по нижнему и верхнему Иртышу. Проект «Өнерлі бала – сүйкімді» реализуют воспитанники внешкольных учреждений города, его участниками станут старейшины, почетные граждане Павлодара, ветераны Великой Оте­чественной войны.

Следует отметить, что планируется реализация новых инициатив и проектов по оказанию волонтерской помощи школьникам из социально незащищенных семей. Запланирована работа оздоровительного комплекса для укрепления здоровья «Арт-терапия – Школа для всех» для детей-инвалидов, программы тьюторства (наставничества), проекта «Кукольный театр» по созданию кукол по мотивам казахских народных сказок. В летнее время будет продолжено обучение школьников финансовой грамотности на базе открытых во время учебного года бизнес-кабинетов.

В летний период 812 учащихся смогут поработать в отрядах по благоустройству и озеленению территорий нашего города и его сельской зоны. Размер заработной платы каждого участника за две рабочие недели составит до 16 тысяч тенге. Дополнительно появится 415 рабочих мест в организациях здравоохранения.

Марина КИСЕНКО.
Фото предоставлены Павлодарским городским отделом образования.

irstar.kz