О том, что «чеховцы» сыграют «Идиота», где будет задействована вся творческая труппа, директор и художественный руководитель театра имени А.П. Чехова Виктор Аввакумов рассказал еще в прошлом театральном сезоне. И надо сказать, делал на эту работу большие ставки. Как ни крути, противопоставление чистого душой человека и развращенной постоянным потреблением толпы – тема сложная, но актуальной останется во все времена. Наверное, именно поэтому роман Федора Достоевского «Идиот», написанный полтора столетия назад, до сих пор так популярен, в том числе среди молодежи.

В новой постановке минимум декораций, а место действия обозначено довольно условно. Сценическая интерпретация охватывает события романа, ярко представляя трагическое одиночество чистого и даже во многом наивного молодого мужчины в столкновении с миром, где царят порок, корысть и нажива.

В роли «блаженного» князя Мышкина – Дмитрий Доморощенов, а вот «инфернальную женщину» Настасью Филипповну, жертву стечения жизненных обстоятельств, эмоционально сыграла Нина Белова. Дополнил трио Денис Шмигель – его Парфён Рогожин демонически страстен, а иногда полон угрозы. Не менее характерными получились и другие персонажи.

На протяжении всего спектакля на сцене несколько раз появляется героиня воспоминаний князя Мышкина – несчастная Мари (Надежда Ананьева), которой он помогал в тяжелые времена и даже отдавал ей свои последние деньги. Лев Николаевич вспоминает о ней с жалостью, а перед зрителями девушка предстает как видение – то рядом со своей больной матерью, то в окружении детей в белоснежных одеяниях. Да и сам князь – большой ребенок. Перед артистом стояла задача сыграть так, чтобы зритель поверил в прозорливый ум Льва Николаевича, но при этом понимал, за что окружающие считают его идиотом. Справился ли он со своей миссией – решать зрителям. Они, кстати, на этот счет, как выяснилось, имеют совершенно разные мнения. Одни говорят, что Доморощенов сыграл вполне достойно, а другие утверждают, что в отдельных моментах актер слишком переигрывал. Но надо признать, в спектакле было несколько монологов артиста, которые не могли оставить равнодушными ни тех, ни других.

Порадовали своей игрой Денис Шмигель и Александр Аммосов, исполнивший роль Гани (Гаврилы Ардалионовича Иволгина). А вот Афанасий Тоцкий в исполнении Рамиля Шарипова немного затерялся на фоне других персонажей – например, колоритного Епанчина (Игорь Харитонов). Так случилось, скорее всего, потому что в этот раз в спектакле у Рамиля Шарипова роль второплановая, хотя зрители, несомненно, привыкли к его первым ролям, непосредственности и умению переключить на себя практически все внимание.

Для Игоря Меркулова, как и для многих других режиссеров, уже имевших дело с «Идиотом», на первый план выходит любовный треугольник «Мышкин – Настасья Филипповна – Рогожин». Здесь много ярких нарядов, подобрано соответствующее драматическому жанру музыкальное оформление, немало трогательных сцен. В этом спектакле наряду с несколькими другими постановками удачной находкой можно назвать мизансцены второго плана, сыгранные на фоне основных событий. Этот отработанный «чеховский» прием позволяет зрителю глубже вникнуть в суть повествования и вполне уместен в художественном смысле.

– Роман «Идиот» – классика, материал сложный для восприятия, – говорит зрительница, побывавшая на премьерном показе, Ольга Краснухина. – Он предназначен для глубоких размышлений о нашем обществе, людях, их отношении друг к другу и, конечно, к себе. При этом получилось совсем не затянуто. Честно сказать, собираясь на спектакль, я приготовилась к чему-то отягощающему, но смотреть его было на удивление легко, что, мне кажется, не совсем свойственно театру в содействии с некоторыми другими режиссерами! Мне понравилось то, какое решение продемонстрировал Меркулов при минимуме декораций на сцене. Это имеет огромное значение, поскольку внимание концентрируется на размышлениях и поступках героев, а не на посторонних предметах и бесконечной смене декораций.

Марина КИСЕНКО.
Фото Владимира БУГАЕВА.

irstar.kz