Наверняка многие павлодарцы, небезразличные к живописи, помнят ранние работы Евгения Фридлина. А запоминались им прежде всего легкие, прозрачные городские пейзажи, приобретающие разные состояния, в зависимости от погоды, времени суток и, конечно, настроения художника.

Известно, что Евгений Фридлин обратил на себя внимание, начав в 1999 году участвовать и побеждать в различных конкурсах. Тогда он стал лауреатом конкурса «Новые имена», а через несколько лет во время пленэра начинающих художников «Арт*Август-2006», проходившего в Павлодаре, ему довелось познакомиться с основателем и владельцем одной из самых крупных картинных галерей «Улар» Юрием Марковичем. Он не только разглядел в молодом художнике талант, но и пригласил его работать в Алматы. Безусловно, переезд и смена обстановки не могли не сказаться на творчестве Евгения Фридлина. Почерк художника вскоре стал узнаваемым, работы получались ярче, теплее, экспрессивнее. Павлодарские искусствоведы говорят, что становление художника пришлось на конец 90-х – начало 2000-х годов.

– За то время, что Евгений Фридлин не выставлял свои произведения, он больше работал на Европу, – отмечает искусствовед областного художественного музея Ольга Пашко. – Павлодар – его дом, здесь он может творить, писать, но у него есть определенные обязательства перед галереей «Улар». С Юрием Марковичем у них ведется совместная работа по представлению художника на мировой арене, поскольку почти десять лет Евгений Фридлин представляет Казахстан на международных арт-фестивалях.

Персональные выставки художника проходили в Кельне, Дортмунде, Литве. Картины Евгения Фридлина находятся не только в музеях и частных коллекциях нашей страны, но и в фондах «Artkomas» в Вильнюсе, в частных собраниях жителей России, Германии, Венгрии, Франции, Польши, Италии, США.

Для Евгения Фридлина характерна импрессионистская манера письма. В открывшейся экспозиции представлено 40 произведений 2016-2018 годов, большинство из которых – городские пейзажи. В коллекции есть несколько работ, завораживающих смелой игрой света. В них мастер показал не только перспективу, но и преломление. Они гармонично дополняют друг друга, при этом каждый зритель вполне может увидеть в них что-то свое.

– Основная тема его творчества – городской пейзаж, – подчеркивает Ольга Пашко. – А вот портреты и натюрморты – это уже дань жанру, в котором он может воплотить себя совершенно по-другому. У него нет и уже не может быть манеры четкого прописывания. Глядя на произведения Евгения Фридлина, сам по себе возникает вопрос: как ему удается так писать? В процессе создания работы мольберт находится прямо перед художником, а вот зритель потом смотрит на картину с расстояния пяти метров. Подойдешь ближе – все рассыпается. И вот здесь речь идет о профессионализме и свободе художника. Он знает, какой мазок правильно ляжет, в то же время не боится ошибиться. Этот художник пишет именно так, как ощущает. И это все за счет сумасшедшего труда!

Помимо 40 произведений, представленных сейчас в художественном музее, Евгений Фридлин уже готов показать еще 40 своих работ в Государственном музее искусств Казахстана имени А. Кастеева в Алматы, где в мае нынешнего года у мастера пройдет еще одна выставка. А потом снова будет Европа.

В экспозиции можно увидеть целую серию европейских портовых городов в холодных тонах, парки Алматы, виды Амстердама, Роттердама, Будапешта, Кельна, крыши зданий в зеленовато-коричневых оттенках со своей неповторимой геометрией, крупные цветы, весенние городские улочки.

Сегодня Евгений Фридлин считается одним из самых продаваемых художников, но не в Казахстане, а за его пределами. Его произведения быстро раскупаются в Европе, где ему заказывают целые серии работ, которые потом остаются там навсегда. Работники музея говорят, что поскольку пишет свои картины мастер в Павлодаре, то земляки должны обязательно их видеть на выставках, прежде чем они отправятся к своим владельцам.

Нынешняя выставка «Путешествие по Европе» Евгения Фридлина будет экспонироваться в малом зале областного художественного музея до 15 апреля.

Кстати, художник не просто презентовал свои работы, но еще и устроил в музее мастер-класс, в котором могли поучаствовать все желающие павлодарцы, неравнодушные к живописи.

Вопрос от одной из участниц мастер-класса:

– Евгений, что вас вдохновляет?

– Странный вопрос! Что значит вдохновляет? Многое и разное. Вообще, чтобы что-то выдать в мир, надо что-то предварительно получить. Художнику нужны впечатления. Если ты будешь трижды гений, но сидеть все время, всю жизнь в коммуналке, не выходя, ты перекипишь. Ничего хорошего из этого не выйдет! Я езжу по миру, это тоже впечатления. Они потом выливаются на холст. Больной зуб – это тоже впечатления. Творческий человек этими впечатлениями как раз и кормится, как вампир. Правда, он не только вампир, но еще и донор. Впечатления он всегда перерабатывает. В каком-то смысле это как пищеварительный процесс.

Марина КИСЕНКО.

Фото Владимира БУГАЕВА.

irstar.kz