Работала экспозиция прежде всего с целью пропаганды наследия Машхура Жусупа Копеева среди молодого поколения. Организовать такую выставку в Павлодаре музейным работникам помогли специалисты Республиканского государственного предприятия «Ғылым ордасы» Комитета науки МОН РК и мемориального музея поэта Машхура Жусупа Копеева, расположенного в урочище Ескельды Баянаульского района.

– Машхур Жусуп Копеев умер в 1931 году, – рассказывает заместитель директора музея литературы и искусства имени Бухар жырау Магзия Абенова. – Как при жизни, так и после его смерти происходили необъяснимые для нашего разума вещи. За год до своей кончины Машхур Жусуп Копеев велел построить себе мазар. Он сказал, что тело его будет нетленным, поэтому хоронить его не надо. Его незахороненное тело 21 год пролежало в подземной комнате мазара в урочище Ескельды Баянаульского района. А в 1952 году местные власти приняли решение разрушить мазар. Позже там было разрешено поставить небольшое ограждение из саманного кирпича. Но в 70-е годы его потомки все-таки сумели добиться разрешения на строительство мавзолея в урочище Ескельды, где проживал поэт с 1913 года до конца своих дней.

Мавзолей был построен в 2006 году в канун празднования 150-летия со дня рождения Машхура Жусупа Копеева. Он расположен на большой сопке, и к нему ведут 73 ступени, символизирующие количество прожитых поэтом лет.

Все экспонаты, представленные в рамках выставки «Ғұлама тағылымы», сохранились благодаря потомкам – сыновьям и племянникам Машхура Жусупа Копеева. К примеру, рукописи, привезенные в павлодарский музей из Алматы, после его кончины несколько раз переписывались и развозились в архивы Алматы, Павлодара и Семея. Известно, что когда Машхур Жусуп Копеев создавал свои труды, то в чернила, имеющие свойства выветриваться и обесцвечиваться, он предусмотрительно добавлял мышьяк.

– Он много путешествовал по казахской степи, собрал богатейший этнографический материал, фольклорные произведения, писал путевые заметки, – отмечает Магзия Абенова. – Потребовалось провести большую работу, чтобы сделать копии его трудов. Но копии, разумеется, не в том смысле, в каком мы привыкли понимать сейчас. Потомкам Машхура Жусупа Копеева необходимо было без ошибок несколько раз переписать произведения, написанные арабской вязью. Это многодневный и многомесячный труд.

В этот раз в экспозиции павлодарского музея впервые представлено свыше 25 бесценных рукописей Машхура Жусупа Копеева. Здесь можно было увидеть книги, изданные в 1907 году. В своих трудах автор много говорит о классовом неравенстве и бесправном положении казахского народа. По словам специалистов, эти рукописи редко где-то выставляются, так как очень хрупкие. Например, в Павлодаре они экспонировались всего три дня, поскольку для старинной бумаги необходим особый температурно-влажностный режим. Все они хранятся в отделе редких рукописей и национальной литературы научной библиотеки РГП «Ғылым ордасы» Комитета науки МОН РК.

Особую ценность представляют собой личные вещи, привезенные из мемориального музея поэта Машхура Жусупа Копеева. Это Куран Карим – небольшой дорожный Коран. Он сохранился вместе с чехлом. Еще один экспонат – коржын – переметная сума. И если обычно у кочевников она была приспособлена для переноски еды и питья, то Машхур Жусуп Копеев носил в ней свои книги, бумаги и записи. Сохранился до наших дней и томага – специальный колпачок, который надевали на голову ловчей птицы.

В экспозиции можно было увидеть тыс тазалагыш, или приспособление для чистки зубов, изготовленное из особого сорта дерева с продольным надрезом. Как известно, наша область всегда славилась своими солеными озерами. На берегах озер обычно собиралась минеральная пыль, которой раньше пользовались, чтобы чистить зубы. Кроме того, павлодарцы смогли увидеть уникальные черно-белые фотографии потомков Машхура Жусупа Копеева, его очки, чайник, кошелек, бойтумар и денежные купюры.

Как отметила Магзия Абенова, главная особенность этой выставки в том, что на ней экспонировались вещи и предметы Машхура Жусупа Копеева, которыми он пользовался как раз в период создания своих рукописей, привезенных в год его 160-летия к нам из Алматы.

Марина КИСЕНКО.

Фото Владимира БУГАЕВА.

irstar.kz