Свободного перемещения ради

Вообще, об электронных паспортах транспортных средств говорят уже давно. А если уж быть совсем точными, то около четырёх лет. С тех пор, как в 2014 году главы правительств государств ЕЭС договорились об обеспечении свободного перемещения транспортных средств на единой таможенной территории. Помочь в реализации этой задачи как раз и должен электронный паспорт автомобиля, представляющий собой своего рода полную «биографию железного коня от рождения и до кончины», то бишь утилизации. За основу взяли российские паспорта технического средства (ПТС), которые до сих пор выдавались исключительно в бумажном варианте. Но если разобраться, российский бумажный паспорт технического средства по сути ничем не отличается от казахстанского технического паспорта. Разве только немного видоизменённым названием да юридическими тонкостями. Если в Казахстане технический паспорт является единственным подтверждающим собственность автомобиля документом, и его всегда нужно возить с собой, чтобы при необходимости предъявить сотруднику дорожной полиции, то российский паспорт транспортного средства дополняет их свидетельство о регистрации автомобиля и содержит два вида данных: технические и личные о владельце.

Электронные же паспорта транспортных средств в корне отличаются от всех этих документов. В них будет отображаться вся информация об автомобиле от основных сведений (что? когда? где?) до таких подробностей, как участие в дорожно-транспортных происшествиях, наличие каких-либо ограничений или обременений, о качестве и объёмах технического обслуживания.

Вне зоны доступа

Мы уточнили в Ассоциации казахстанского автобизнеса, как в единственной организации, официально получающей данные по продажам, производству и регистрациям автомобилей в Казахстане, что подразумевает под собой последняя формулировка – качество и объёмы технического обслуживания. Идёт ли речь только о фиксации сроков техосмотра, или же в ЭПТС будет заноситься вся «история болезни железного коня». Допустим, заехал автолюбитель на СТО, чтобы избавиться от вмятины на капоте: выровнять, закрасить. Иные мастера способны так загримировать последствия неосторожного вождения, что невооружённым глазом заметить это просто невозможно. А при покупке такого авто новому владельцу информация об истинном косметическом состоянии приобретаемого автомобиля совсем не помешала бы. Как рассказала руководитель пресс-службы АО «Группа компаний Аллюр» Ангелина Синева, электронные паспорта транспортных средств исключают любую возможность сокрытия подобных фактов. То есть если машина по какому-то поводу заезжает на СТО, то это обязательно должно быть отображено в её электронном паспорте. Возможно, всё это действительно будет так. Но в отдалённом будущем. Хотя бы потому, что сегодня нет механизма работы самой этой системы. Чтобы механику того же СТО занести в электронный паспорт автомобиля данные о проведённом ремонте, ему для начала нужно иметь доступ к базе данных. Кстати, о доступе. Один из первых вопросов, когда разговор заходит о введении в Казахстане ЭПТС, касается того, кто будет иметь к ним доступ. Сможет ли сам автовладелец считать необходимую информацию с электронного паспорта машины? И возник этот вопрос не на пустом месте. В официальном сообщении, распространённом АКАБ, сразу оговаривается, что электронный паспорт будет храниться на серверах оператора. Значит ли это, что ЭПТС предназначены исключительно для внутреннего пользования, или все же автовладельцы смогут иметь к ним доступ? Наши подозрения относительно широкой доступности электронных паспортов подтвердила вице-президент Ассоциации казахстанского автобизнеса Анар Макашева.

– Электронные паспорта будут предназначены для внутреннего пользования, – сообщила эксперт в ответ на наш запрос.

Таким образом, говорить о внесении в электронный документ сведений, касающихся объёмов и качества технического обслуживания, пока не приходится. По крайней мере на первом этапе введения новшества, а именно на этой ступени и находится сейчас Казахстан, где, в отличие от России, и бумажных ПТС никогда не было. Кстати, Россия с первого июля окончательно прекратит оформление бумажных паспортов транспортных средств. Следовательно, и Казахстан к этому времени должен внедрить новую систему. Понятно, что дело это не одного дня, а значит, процедура будет проходить поэтапно. Насколько она растянется по времени?

– Поскольку электронная история автомобиля для Казахстана абсолютное новшество, процедура её внедрения будет сопровождаться детальной отработкой всех механизмов на каждом этапе, – сообщила А. Макашева. – Эти самые механизмы поэтапного внедрения ЭПТС разрабатывает сейчас рабочая группа из числа сотрудников МИР РК, представителей НПП, аккредитованных ассоциаций, производителей и экспертов. Могу сказать, что сегодня уже подготовлены соответствующие дополнения в национальное законодательство. Формируется единый реестр уполномоченных органов государств – членов Таможенного союза и организаций – изготовителей транспортных средств, осуществляющих оформление ЭПТС.

Сервис не для «стареньких»

В общем, не всё так просто. Собственно говоря, именно из-за технических нестыковок нововведение решили отложить на год, потому что в первоначальном варианте в ходе встреч глав правительств государств – членов ЕЭС оговаривалось, что система электронных паспортов транспортных средств должна была заработать ещё 1 июля прошлого года.

Сейчас страны Евразийского экономического союза практически определились с порядком оформления паспортов транспортных средств по единым формам. Осталось лишь всё это внедрить на практике, что планируют сделать до лета, точнее, до 1 июля.

Что касается стоимости столь масштабного проекта, то она пока не разглашается. Как неизвестно и то, будет ли электронный паспорт транспортного средства что-то стоить для самого автовладельца.

– Сейчас все нюансы и положения внедряемой системы перехода на ЭПТС обсуждаются участниками комиссии. После того, как появятся готовые решения, инсайты и кейсы по системным вопросам, они будут представлены широкой общественности, – сообщила вице-президент Ассоциации казахстанского автобизнеса.

Особое внимание эксперты обращают на то, что электронный паспорт транспортных средств не заменяет свидетельство регистрации транспортного средства в России и технический паспорт в Казахстане. Эти документы, отображающие основные технические характеристики транспортного средства и подтверждающие юридическое право владения автомобилем, никто не отменял. Электронный же паспорт, если резюмировать всё вышесказанное, расскажет о статусе машины.

– ЭПТС может оградить потенциального покупателя авто от сомнительной сделки в том случае, если машина находится в банковском залоге, под арестом или не прошла таможенную очистку, – ещё раз обращает внимание на плюсы от внедрения автомобильной паспортной электронной системы Анар Макашева. – Доступ налоговых служб к ЭПТС упростит для них расчёт налоговых и таможенных выплат, которые причитаются с владельца авто.

На первом этапе электронными паспортами будут снабжаться только новые и ввозимые на территорию ЕЭС автомобили. Однако после запуска системы, как сообщила Анар Макашева, эксперты будут обсуждать и возможность применения электронных паспортов для машин, которые находятся в эксплуатации. А их, по данным Министерства внутренних дел, в Казахстане по состоянию на 2016 год было более трёх миллионов.

Ирина ВОЛКОВА.

Фото Валерия БУГАЕВА.

irstar.kz