Деньги или приз?

2018 год только начался, а в полицию обратились уже семь жертв сетевых мошенников. В ДВД Павлодарской области успокаивают: никакого всплеска интернет-мошенничества нет. Но при этом просят жителей региона быть бдительными и беречь свои личные данные.

В последние годы обороты электронной коммерции неуклонно растут. Как следствие – увеличиваются случаи обмана покупателей в Интернете.

– Как правило, злоумышленники размещают в социальных сетях объявления о продаже товара по сниженной цене. Небдительные граждане, желая сэкономить, производят предоплату на сомнительные счета посредством Qiwi-кошелька. В итоге товара они не получают и вернуть деньги не могут, – рассказывает старший оперуполномоченный управления криминальной полиции ДВД Павлодарской области, капитан полиции Адильбек Брыков.

Сетевые мошенники идут и на большие ухищрения, чтобы добраться до вашей зарплаты. Вот уж кто действительно оседлал волну цифровизации! Павлодарские полицейские фиксируют все новые способы обмана пользователей.

– Злоумышленники звонят на сотовый телефон или присылают сообщение о том, что человек выиграл приз. И чтобы стать счастливым обладателем нового айфона, якобы достаточно пополнить свой собственный баланс мобильного телефона, – приводит пример А. Брыков.

Баланс мобильного телефона – не самое надежное место накопления капитала. Особенно если вы мало что понимаете в современных технологиях. Воспользовавшись вашим номером, злоумышленник может совершить покупку в Интернете. Для подтверждения списания средств на ваш номер придет проверочный код. Его-то и попросит вас продиктовать мошенник, навешав на уши какую-нибудь лапшу.

Раскрываются не более половины случаев интернет-мошенничества. И это при том, что полиция использует все свои технические возможности.

– Все подробности я рассказать не могу. Однако могу точно сказать, что наши технические возможности очень обширны, – уверяет старший оперуполномоченный управления криминальной полиции ДВД Павлодарской области. – Усложняет расследование тот факт, что нам приходится получать санкции, чтобы отследить банковские переводы. На это уходит время, за которое деньги успевают поменять несколько счетов. Злоумышленники тоже не стоят на месте – придумывают все новые и новые схемы.

Опасность таит в себе и использование мобильного банкинга. Для получения доступа к вашему счету мошенникам даже не нужны хакерские навыки. Гораздо эффективнее сработает социальная инженерия – использование слабостей человека или его неосведомленности.

– Для того, чтобы от вашего имени совершать банковские переводы, мошеннику нужно привязать свой номер телефона к вашей банковской карте. К примеру, вы подаете объявление, и вам звонит потенциальный покупатель. Вы договариваетесь о цене, но он сообщает, что находится в другом городе. Просит данные карты, чтобы выслать деньги, и, получив их, говорит, что выслал обозначенную сумму. Вы проверяете счет – денег нет. Тогда мошенник убеждает вас, что на карте стоит какая-то блокировка, снять которую можно только привязав к ней сотовый номер отправителя денег, – рассказывает Адильбек Брыков.

По его словам, павлодарцев обманывают не только соотечественники, но и жители других стран. В практике оперативников встречались случаи мошенничества из стран Африки. И если одних кинули на пару тысяч тенге, то некоторым непосчастливилось лишиться нескольких миллионов.

– Людям нужно знать о существующих способах мошенничества, чтобы не стать их жертвами, – отмечает наш собеседник.

Лишь бы не заразно

Собираясь в Интернет, стоит убедиться в наличии антивируса. Как сообщил на одном из заседаний Сената вице-министр информации и коммуникаций Алан Ажибаев, в Казахстане в 2017 году было отражено более 100 тысяч кибератак.

В Павлодаре обладатели зараженных гаджетов в полицию идти не спешат. И не случайно – вычислить преступников чаще всего невозможно. В последний раз в областном ДВД столкнулись с жертвой компьютерного вируса в 2015 году. Вредоносный код тогда заблокировал компьютер жителю областного центра. Найти злоумышленников не удалось…

Слухами земля полнится

Подобно вирусу от одного человека к другому распространяются слухи. Нелепые и шокирующие новости казахстанцы отправляют друг другу с помощью месседжера WhatsApp. Так, например, в новогодние праздники павлодарцы стали рассылать друг другу видео с окровавленным человеком. В сообщении говорилось о том, что мужчина зарезал девушку и парня, а затем нанес себе ножевые ранения. Как удалось выяснить оперативникам, трагедия произошла в Российской Федерации.

– Вот вам другой случай. В городе Экибастузе посредством WhatsApp стало распространяться сообщение о том, что детей якобы похищают и убивают с целью получения их органов. Мы провели оперативные мероприятия и выяснили, что жительница Экибастуза отправила это сообщение своей сестре, желая припугнуть ее, чтобы та усилила контроль за своими детьми, – рассказал Адильбек Брыков.

От смартфона к смартфону гуляют сообщения о новом наркотике «Земляника», распространяемом в школах.

«Новый препарат в школах… Просьба передать это, даже если у вас нет детей в школе. Родители должны знать об этом наркотике. Это новый препарат, известный как «земляника». Существует тип кристаллов, похожих на клубничные поп-рок (конфета, которая шипит и «тает» во рту). Они пахнут земляникой и раздаются детям в школьных дворах. Они называют это клубникой. Ребёнок съел это думая, что это конфета, и его доставляют в больницу в тяжелом состоянии…», – говорится в рассылке. Эту информацию еще осенью прошлого года назвали недействительной в МВД по Челябинской области Российской Федерации.

29 января уже Министерство внутренних дел Казахстана официально опровергло сообщение о террористах, проверяющих сахар в крови. В WhatsApp распространялось следующее сообщение: «Предупреждение… Если кто-то приходит к вам и говорит, что мы из медицинской школы, хотим проверить ваш сахар в крови бесплатно, не сдавайте тест. Немедленно позвоните в полицию. Они – террористы I.S.I.S (запрещенная на территории Казахстана организация – прим. авт.) и вводят вирус в кровь. Поделитесь этим с друзьями и семьей».

– Распространение подобных сообщений способствуют сами граждане. Если раньше люди делились только слухами, то теперь появилось другое сарафанное радио – WhatsApp, – добавляет старший оперуполномоченный управления криминальной полиции ДВД Павлодарской области.

Отметим, что распространение слухов, сеющих панику, в Казахстане карается наказанием вплоть до лишения свободы от двух до пяти лет. Согласно статье 174 Уголовного кодекса РК предусматривается наказание за «распространение заведомо ложной информации, создающей опасность нарушения общественного порядка или причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства».

В областном ДВД рекомендуют проверять любую информацию в официальных источниках либо позвонив по номеру 102.

Популярность на продажу

Не только преступники манипулируют нами в Интернете. Бизнес уже давно научился использовать Сеть в своих интересах. Людей, занимающихся рекламой в Интернете профессионально, называют интернет-маркетологами.

Разновидность цифрового маркетинга – СММ. Это понятие, как и многое передовое, пришло к нам с Запада. Аббревиатура СMM расшифровывается как social media marketing, что можно перевести как маркетинг в социальных медиа. Проще говоря, СММ – это продвижение товаров и услуг через социальные сети. Директор СММ-агентства «Сleek.kz» Айнур Мукашева считает, что без рекламы в социальных сетях сегодня не может обойтись ни одна компания.

– СММ нужен всем: начиная от таких гигантов, как «Coca-Cola», заканчивая, например, девушками, которые пекут пироги на дому. Сегодня недостаточно просто сказать, что тот или иной продукт высокого качества. Нужно его показать, обосновать уникальность товара или услуги. Сделать это можно с помощью ежедневных постов в Фейсбук или Инстаграм, – рассказывает Айнур Мукашева.

Но эсэмэмщики постами не ограничиваются. Для продвижения продукта они используют так называемые «черные» методы раскрутки, неодобряемые администраторами соцсетей. Основной из них – массовая подписка или добавление в друзья.

– Вы, наверное, заметили, что к вам добавляются в друзья различные магазины, компании, оказывающие услуги? Это делает круглосуточно специальная программа. Она настраивается эсэмэмщиками под локацию, интересы, хэштеги. Например, Диане из Павлодара будут добавляться в друзья павлодарские магазины женской одежды, но никак не алматинские или шымкентские. Если Диана заинтересуется, она подпишется на магазин. Если нет, то мы будем искать клиентов дальше, – делится профессиональными секретами А. Мукашева.

Другой метод раскрутки в соцсетях – розыгрыш смартфонов, сертификатов, билетов на концерт.

– Система простая: популярные в соцсетях люди объявляют о начале конкурса и призывают своих подписчиков подписаться на спонсоров. При этом звезды соцсетей получают гонорар, а спонсоры – быстрых подписчиков. Но, к сожалению, мало кто может гарантировать честность и справедливость конкурсов, – отмечает эксперт.

Следующий способ увеличения числа подписчиков настолько надувательский, что приличные СММ-агентства избегают его использовать.

– Суть метода в том, чтобы создать псевдошокирующую новость. Например, на обложку видео установить что-то очень пикантное или скандальное. Цель – заставить человека зайти на нужную страницу. Но мы этот метод не используем – репутация дороже, – заверяет Айнур Мукашева.

Услуги СММ-агентств обходятся дешевле традиционной рекламы. На увеличение числа подписчиков в Инстаграм компании придется потратить 6-20 тысяч тенге в месяц. Ведение аккаунта и ежедневная публикация материалов стоят дороже.

– Десять тысяч подписчиков можно «накрутить» и за пару дней, если на это выделен достаточный бюджет. Но в среднем на это уходит три-шесть месяцев. Подписываются реальные люди. Но не стоит забывать, что насильно мил не будешь. На начальном этапе «накрутка» необходима, а дальше число подписчиков должно расти за счет качественного контента. Нужны яркие фото и видео, полезные статьи и так далее, – говорит Айнур Мукашева.

Справедливости ради отметим, что СММ-агентства используют и «белые» методы продвижения: официальная реклама в социальных сетях и оплата лидерам мнения (блогерам) или звездам шоу-бизнеса за рекламу на страничке.

– «Белые» методы продвижения стоят дороже. Например, казахстанская певица Lido за один пост в Инстаграм запрашивает 800 долларов. А есть еще более популярные @yuframe или Баян Максаткызы. Там суммы гораздо выше, – добавляет эксперт.

Помимо интернет-магазинов, дизайнеров и фитнес-клубов, услугами СММ-агентств чаще пользуются девушки.

– Продвижение личной странички помимо популярности может обернуться удачным замужеством или, по крайней мере, увеличением числа поклонников. А если станешь «звездой», то можно неплохо подзаработать, – объясняет мотивы клиенток директор СММ-агентства «Сleek.kz».

Как и Адильбек Брыков, Айнур Мукашева призывает казахстанцев быть бдительнее в Интернете.

– Социальные сети открывают огромные возможности. Они же представляют и некую опасность. Не стоит верить всему, что пишут в соцсетях, – советует эксперт. – Не занимайтесь благотворительностью онлайн. Лучше встретиться с человеком и оказать ему помощь лично либо пожертвовать деньги в специализированные фонды. Не доверяйте магазинам, которые присутствуют только в Интернете. Не публикуйте слишком хвастливые фотографии. Сейчас грабители ищут жертв через соцсети. Вычисляют обеспеченных подростков, которые уезжают отдыхать с родителями за рубеж, и в это время грабят их дома.

Алишер ШАЯХМЕТОВ.
Фото с сайта kupibilet.ru.

irstar.kz