Что несёт нефтяной хаос?
Что несёт нефтяной хаос? 08.10.2021

Что несёт нефтяной хаос?

Автовладельцам и предпринимателям страны нужно быть готовыми к значительному повышению стоимости ГСМ, в том числе на сжиженный газ. Этот рост продолжится, пока не достигнет уровня среднемировых цен на нефтепродукты, считают эксперты. Напомним, в Казахстане относительно дёшевы нефтепродукты. Между тем павлодарские перевозчики готовятся к самому худшему сценарию исхода их бизнеса.

Наступления осенних нюансов казахстанцы ждут с большими опасениями. Дело не в холоде и морозах, щипающих носы. Хотя если учитывать, что практически у половины жителей Павлодара (в ряде городов страны похожая ситуация) до сих пор нет горячей воды и отопления, это тоже одна из причин. По традиции осенью начинает дорожать абсолютно всё: продукты питания, корма для скота (в некоторых районах стоимость одной тонны сена доходит до 50 тысяч тенге), уголь, дизельное топливо и многое другое. В народе давно известно: дорожает ГСМ – дорожает всё! Предпосылки к резкому скачку стоимости дизельного топлива были ещё весной, сейчас его продают по 270-280 тенге за литр. На большинстве автозаправочных станций его и вовсе нет. Руководство ТОО «Сапаржай-Павлодар» сравнивает сложившуюся ситуацию с пороховой бочкой. Ранее павлодарский пассажироперевозчик был вынужден сократить рейсы.

– На прошлой неделе мы пришли к соглашению с АЗС «Helios». С 4 октября приобретаем дизельное топливо два раза в неделю по пять тонн по 214 тенге за литр без привязки к цене. Это означает, что если завтра стоимость поднимется – мои деньги сгорят, то есть я покупаю не литры, а возможность для того, чтобы мои машины были заправлены. Если по 214 тенге, то забираю свои пять тонн, если выше, то литраж, соответственно, уменьшается. На других АЗС дизельное топливо отпускается по 270, это просто немыслимо! – говорит директор ТОО «Сапаржай-Павлодар» Павел Браславский. – Мы возобновили маршруты, которые пришлось отменить из-за дефицита топлива. Потихоньку возвращаемся к прежнему режиму работы, но никто не знает, что нас ждёт завтра. Спустят из Нур-Султана и Алматы директиву о поднятии цен, тогда всё, нам будет невыгодно работать в таких условиях. Сидим как на пороховой бочке. Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Павлодарской области предлагает заправляться по 270 тенге, подавать заявки на повышение тарифа, но это не выход из ситуации. Люди пересядут на такси, их нелегальная сфера просто расцветёт, они не платят налоги государству. А какие цены будут зимой, никто не знает.

В таком же положении находится и ТОО «Жоламан ЭК», входящее в состав экибастузской транспортной компании «Nar Trans». На минувшей неделе предприятие рассматривало ограничение движения общественного транспорта вплоть до его полной остановки. В городе горняков и энергетиков дизельное топливо отпускается по 285 тенге за литр.

– Работаем пока в прежнем режиме, так как городские власти обещали помощь, можно сказать, взяли паритет на неделю, а затем неизвестно, может, снова сядем за стол переговоров, – сообщил директор ТОО «Жоламан ЭК» Александр Козловский. – Резкий скачок цен ставит нас в положение, когда работа становится нерентабельной. В таком случае придётся пересмотреть все взаимоотношения сторон, которые есть сегодня. Мы видим два варианта. Это изменить график маршрутов, будем развозить людей утром на работу, а вечером забирать. И повышение тарифа, что позволит бизнесу оставаться на плаву. Всё происходящее – дефицит топлива и так далее – это, надо полагать, просто подготовка населения к очередному скачку цен на ГСМ.

Из-за острой нехватки горючего государство приняло решение импортировать 100 тысяч тонн дизтоплива из России. Разница в цене весьма солидная. И это несмотря на то, что чиновники в своих докладах рапортовали об увеличении производства нефтепродуктов. На минувшей неделе во время брифинга вице-министр энергетики РК Асет Магауов поспешил сообщить: спрос в этом году тоже рекордный. Внештатный советник министра энергетики РК, член клуба экспертов при Сенате Парламента и ведущий «Байдильдинов. Нефть» Олжас Байдильдинов рассказал о том, что казахстанцам нужно готовиться к росту цен на ГСМ, это неизбежно, ещё в 2019 году 92-й бензин должен был стоить выше 200 тенге за литр. Дефицит дизельного топлива будет возникать постоянно, если не решится проблема ценового дисбаланса с соседними странами, его стоимость должна быть приравнена к уровню среднемировых цен, считает эксперт. Реконструкция ПНХЗ не стала основной причиной сложившейся проблемы, есть ещё ряд факторов, влияющих на рынок нефтепродуктов.

– До модернизации наших НПЗ мы производили четыре миллиона тонн дизельного топлива в год (2017), по плану в 2021 – 4,9 миллиона, то есть за четыре года потребление выросло почти на 25 процентов. Думаю, все понимают, что такого роста внутреннего потребления у нас не было: ведь экономика не выросла на такую величину. Причина – вывоз казахстанских нефтепродуктов теневым способом в сопредельные страны. В России цена на летнее дизтопливо была 280-300 тенге, в Кыргызстане – около 270, в Узбекистане – 360, в Китае – 440. В этих условиях вывоз наших ГСМ превратился в доходный бизнес. Напомню, в стране введён запрет на вывоз дизтоплива и бензина автомобильным и железнодорожным транспортом. А наш внутренний рынок – это дырявое ведро. Сколько бы мы ни производили топлива, оно будет утекать за границу. Усугубляет проблему и транзитный транспорт, который вымывает объёмы, стремясь заправиться по максимуму в РК. Большегрузные автомобили могут иметь увеличенные баки до двух или трёх тысяч литров, – рассказал Олжас Байдильдинов.

Хотя для вывоза огромного объёма дизтоплива нужны всё-таки цистерны, поэтому может ли этот фактор значительно влиять на его дефицит – большой вопрос, если это не контрабандная утечка.

– Ремонт НХЗ не причина, из-за которой произошёл дефицит и рост цен, он лишь обострил эту проблему, – продолжил Олжас Байдильдинов. – После завершения реконструкции вывоз не прекратится, и нас может накрыть новой волной дефицита дизеля, бензина или сжиженного газа. Это будет продолжаться до тех пор, пока цены не придут в баланс с соседями. Сегодня нефть на внутренний рынок продают по 18-25 долларов за баррель при мировой цене свыше 80 долларов. На внутренний рынок её поставляют согласно контрактным обязательствам, но эта стоимость не просто ниже мировой, она ниже себестоимости добычи. Если взять для расчёта 200 тенге за литр ДТ, умножить на количество литров в барреле 159 и разделить на курс к доллару 430, то мы получим, что баррель ДТ в РК стоит 74 доллара. То есть готовый продукт переработки стоит дешевле сырья. Это всё равно как если бы сметана стоила дешевле молока. Естественно, такое не могло продолжаться бесконечно, цены будут расти, автовладельцам и бизнесу нужно быть готовыми к этому.

Казахстанцы давным-давно утонули во всех заявлениях, прогнозах, видениях разрешения проблем (только видениях) и мнениях (обещаниях тоже) чиновников и экспертов по той или иной ситуации. Конкретного решения проблемных вопросов, кроме банального повышения цен, никто не предлагает. Остаётся в очередной раз затянуть потуже пояса, но главное в этом деле – не задохнуться. Ведь многие в нашей стране не первый год живут за чертой бедности. А что касается нефтяной отрасли, то, если говорить одним предложением, весь этот хаос возникает из-за неуёмного аппетита тех, кто заправляет и управляет этим очень прибыльным рынком. Такой ответ многое объясняет, если не всё. В конце концов мы живём в нефтедобывающей стране, может быть, кому-то стоит сравнить цену на бензин у нас и, положим, в Эмиратах или Саудовской Аравии?

Айдана ЕРТАЙ.
Фото из архива Владимира БУГАЕВА.

Количество показов: 2926

Возврат к списку

27 ноября 2021 года, суббота
02:17 27.11.2021

Душа на копейку
15:19 25.11.2021

Любовь к животным обязательна
15:14 25.11.2021

Миниатюрная мечта фермеров
14:51 25.11.2021

Помогая людям
14:37 25.11.2021

25 ноября 2021 года, четверг
02:11 25.11.2021

Знатоки ветеринарии
14:22 23.11.2021

Игра умных
14:19 23.11.2021

На основе аналитики
14:13 23.11.2021

23 ноября 2021 года, вторник
02:05 23.11.2021

Засветились
02:45 20.11.2021

Школьные стены
02:39 20.11.2021

Продукты станут доступнее
02:35 20.11.2021

Значит, наступила зима…
02:31 20.11.2021

Заслуженные награды
02:28 20.11.2021

С заботой о прихожанах
02:25 20.11.2021

По делам и честь
02:23 20.11.2021

20 ноября 2021 года, суббота
02:00 20.11.2021

Как в первый раз
00:04 18.11.2021

Успенские фермеры
00:02 18.11.2021

Хорошее дело
00:00 18.11.2021

Путешествие в прошлое
23:58 17.11.2021

За дверью операционной
23:54 17.11.2021

Как отмечать будем?
23:52 17.11.2021

Модернизация сёл
23:50 17.11.2021

18 ноября 2021 года, четверг
22:49 17.11.2021

Заслуженная награда
23:41 16.11.2021

Из огня да в полымя
23:38 16.11.2021

Спортивные дворы
23:35 16.11.2021

16 ноября 2021 года, вторник
22:43 16.11.2021

Не покупай, приюти
23:27 13.11.2021

Автограф от блогера
23:25 13.11.2021

Дали бой
23:23 13.11.2021

Трансформеры железной дороги
23:15 13.11.2021

Через сто дней
23:11 13.11.2021

Бесценные блёстки истории
23:08 13.11.2021

Наградили лучших
23:05 13.11.2021

Сдержать цены
23:01 13.11.2021

13 ноября 2021 года, суббота
22:38 13.11.2021

Триумфальное выступление
00:58 11.11.2021

Павлодар с другого ракурса
00:56 11.11.2021

Школа «без портфеля»
00:53 11.11.2021

Больница как панацея
00:51 11.11.2021

Чья невестка лучше
00:48 11.11.2021

Сертификаты медикам
00:47 11.11.2021

Для новых побед
00:46 11.11.2021

Передаём за проезд
00:43 11.11.2021

Сезон окончен
00:41 11.11.2021

11 ноября 2021 года, четверг
23:32 10.11.2021

9 ноября 2021 года, вторник
23:30 09.11.2021

Рисунок со смыслом
00:36 09.11.2021

Григорий Сартаков: «Хоп, и мы – первые!»
00:33 09.11.2021

По подмёрзшей земле
00:32 09.11.2021

Бизнес для женщин – успех для страны
00:29 09.11.2021

6 ноября 2021 года, вторник
23:26 06.11.2021

Родных просторов красота
00:26 06.11.2021

Из кожи и дерева
00:24 06.11.2021

Без соли
00:19 06.11.2021

Пить можно!
00:17 06.11.2021

Дождались ремонта
00:15 06.11.2021

Раздел не найден.

Экономика

Общество

Культура

Правопорядок

Спорт